Interested Article - Феодора (оратория)

« Феодора » (иногда «Теодора»; англ. Theodora , HWV 68, 1750 ) — драматическая оратория в трёх действиях Георга Фридриха Генделя поставленная на английское либретто . Оратория посвящена христианской мученице и её римскому возлюбленному , обращённому в христианство . Первое представление спектакля состоялось в театре Ковент-Гарден 16 марта 1750 года. Не пользовавшаяся популярностью у публики во времена Генделя, «Феодора» ныне признана шедевром. Чаще практикуется концертное исполнение оратории, но иногда её ставят на сцене.

Сюжет оратории

Акт 1

IV век нашей эры . Валент, римский губернатор Антиохии , издает указ, согласно которому в честь дня рождения Диоклетиана все граждане под страхом смерти должны принести жертвы Венере , римской богине любви, и Флоре , богине весеннего плодородия, и поручает Септимию следить за соблюдением этого.

Дидим, солдат, тайно обращенный в христианство, просит избавить от наказания граждан, чья совесть мешает им приносить жертвы идолам , но Валент отказывает ему. Септимий подозревает, что Дидим — христианин; он подтверждает свою собственную верность закону, хотя и жалеет тех, кто будет приговорен к смерти по указу, и желает, чтобы ему было позволено проявить к ним милосердие.

Феодора, христианка благородного происхождения, и её подруга Ирина совершают поклонения наедине со своими единоверцами и не присоединяются к празднованию дня рождения императора, когда посланник приносит весть об указе Валента. Септимий приходит их арестовать; Феодора ожидает казни, но ей сообщают, что вместо этого она приговорена быть блудницей при храме Венеры. Феодора предпочла бы умереть, но её уводят в храм. Ирина сообщает об этом Дидиму, который идёт туда в надежде либо спасти её, либо умереть вместе с ней. Первое действие завершается хором христиан, молящихся за успех его попытки.

Акт 2

В начале второго действия язычники наслаждаются праздником в честь императора и богинь. Валент отправляет Септимия сказать Феодоре, что, если она не присоединится к празднеству до конца дня, он отдаст её своим солдатам на поругание. Толпа выражает удовлетворение этим приговором. Тем временем Феодора, находясь в храме Венеры, который служит местом оргий, напугана, но её настроение меняется, когда она обращается к мыслям о загробной жизни. Дидим признается своему другу и боевому соратнику Септимию, что он христианин, и взывает к чувству его порядочности. Септимий разрешает Дидиму навестить Феодору. Сначала Феодора обращается к Дидиму с просьбой убить её и положить конец её страданиям, но вместо этого Дидим убеждает её обменяться с ним одеждой и бежать, оставив на своём месте Дидима. Вернувшись в своё убежище, Ирина и христиане вспоминают чудо « Наинской вдовы » и надеются, что, если влюбленные умрут, они обретут новую жизнь на небесах.

Акт 3

В начале третьего действия христиане празднуют благополучное возвращение Феодоры. Однако она чувствует себя виноватой в том, что поставила под угрозу жизнь Дидима, чтобы спасти свою собственную. Посланец сообщает им, что Дидим схвачен и что Валент заменил наказание Феодоре на смертную казнь. Феодора идёт предложить себя вместо Дидима, несмотря на протесты своей верной подруги Ирины. Когда Валент приговаривает Дидима к казни, входит Феодора, требуя, чтобы смерти предали её, а Дидима пощадили. Оба — и Дидим, и Феодора — готовы пожертвовать собой ради другого. Септимий тронут этим и умоляет о помиловании. Валент, однако, приговаривает Дидима и Феодору к смерти, и они воспевают дуэтом свое будущее бессмертие на небесах .

Драматические персонажи

Гаэтано Гуаданьи, первый исполнитель роли Дидима в « Феодоре »
Роль Певческий голос Актерский состав премьеры, 16 марта 1750 года
Феодора, знатная христианка сопрано Джулия Фрази
Дидим, римский офицер, обращенный в христианство и влюбленный в Феодору альт - кастрат Гаэтано Гуаданьи
Септимий, римский офицер, его друг тенор Томас Лоу
Валент, правитель Антиохии бас Генри Райнхольд
Ирина, христианка и подруга Феодоры меццо-сопрано Катерина Галли
Посланец тенор
Хор христиан, хор язычников

Список музыкальных действий

( Примечание : «Синфония» в этом контексте означает чисто инструментальную пьесу, симфонию . «Аккомпаниато» — это речитатив в сопровождении оркестра , а не только инструментов басс-континуо , как в отрывках, помеченных как «речитатив».)

Примечания

  1. Karsen, Burton . Barbican. Дата обращения: 29 апреля 2014. 29 апреля 2014 года.
  2. . The Handel Institute. Дата обращения: 28 сентября 2013. Архивировано из 24 сентября 2013 года.

Ссылки

Источник —

Same as Феодора (оратория)