Уже у древних евреев преобладала
десятичная система счисления
, как видно из того, что в
еврейском языке
имеются отдельные названия для чисел от
одного
до десяти; для дальнейших чисел число десять служит высшей единицей
. Тем не менее, в религиозном обиходе чаще встречается число семь, что наводит на мысль, что в более глубокой древности существовала семеричная
система
; это видно также из того, что в преданиях о первобытных временах человечества число семь повторяется часто
.
Числа от 1 до 10 в древнееврейском языке являются
именами прилагательными
, с особыми формами для
мужского
и
женского
родов; остаётся непонятным, почему родовые окончания
имён числительных
прямо противоположны родовым окончаниям
имён существительных
и прилагательных. В книгах Танаха нет особых знаков для чисел; они выражаются словами; лишь в талмудическое время стали отмечать числа отдельными буквами
.
Число семь, игравшее большую роль в астральной системе
вавилонян
, где почитались семь таинств, пользовалось особо важным значением у древних
семитов
, они клялись этим числом, отчего не только у евреев, но и у ассирийцев, арабов, арамейцев, эфиопов и других, из этого слова образовались слова для обозначения
присяги
(глагол
שבע
и существительное
שבועה
). Поэтому в Танахе это число встречается в связи с
клятвенными
заверениями
.
Также у многих семитов существовал культ
Луны
; 7 дней недели соответствуют делениям
лунного месяца
на 4 периода по четырём
лунным фазам
. 7 дней для праздников
Суккот
и
Песах
объясняются тем, что эти праздники должны продолжаться полную неделю; трудно установить, связан ли семинедельный промежуток между Песахом и
Шавуотом
со святостью числа семь
.
Число семь выступает также в семилетнем периоде «
шмиты
» и 50-летнем периоде семи шмит в
йовель
, хотя здесь, как и в других местах, не выдвигается религиозное значение числа семь.
Менора
в Храме имела 7 светильников; 7 быков и 7 овец приносились в жертву в праздничные дни
.
Содержание
Танах
Ясный намёк на значение числа семь как присяги имеется в
Быт.
; клятвенными заверениями являются «отмстится всемеро» за
Каина
(
) и «отмстится… в семьдесят раз всемеро» за
Ламеха
(
)
.
Число семь стало употребляться в Танахе в смысле слова «
часто
»
:
Бог наказывает евреев в 7 раз больше, чем заслужено их грехами (
Быт.
);
после семи плодов (пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины, финики), выращенных на личном участке самим евреем исключительно в
земле Израильской
,
заповедью
Торы
является
благословить
Бога (
Втор.
), — отрывок, в котором 7 раз употреблено слово «земля»;
«
семикратно в день славит Господа
» благочестивый (
Пс.
);
Благодаря такому частому употреблению число семь стало выражать идею высшего подъёма, полноты и силы, свет Солнца усилится в 7 раз по пришествии
Мессии
(
Ис.
); печь для
трёх отроков
была накалена в 7 раз сильнее обыкновенного (
Дан.
)
.
Множитель
В числе
70
(
Чис.
) множителем нужно рассматривать число семь, как пережиток более древней, чем десятеричная системы счисления
. Из чисел, кратных 7, 70 встречается чаще всего
:
численность евреев, прибывших в Египет с Яковом (
Исх.
);
70 лет — наиболее желательная продолжительность жизни для человека (
Пс.
);
это число стало наиболее употребительным круглым числом для лиц и вещей (
Исх.
;
Суд.
);
на еврейской свадьбе должно быть минимум 10 евреев-мужчин на протяжении обязательных семи дней празднования, всего — 70 евреев
[
источник не указан 194 дня
]
.
ежедневное славословие Богу,
псалом 144
на еврейском языке из 21-го стиха, произносят трижды в день 7 дней недели, то есть 21 раз.
Авторы
ЕЭБЕ
отмечают, наконец, половину семи в 3½ периодах времени у
Даниила
«времени и времён и полувремени» (
Дан.
,
)
.
Символизм
В апокрифической «
Книге Юбилеев
» вся история человечества и особенно история Израиля разделена на периоды, в которые 7 лет представляют одну неделю, а 7×7 таких недель, то есть юбилейная эпоха, образуют хронологическую единицу счёта (1, 29).
Адам
провёл в
Эдеме
7 лет, согласно «Книге Юбилеев» (3, 17)
.
В апокрифической
IV кн. Ездры
7 видов кар обрушатся на нечестивцев, 7 видений имел Ездра (7, 80)
.
На том месте, где сходятся небо и Земля,
Енох
видел 7 звёзд, которые провели в заключении 10 000 лет (
Книга Еноха
, XVIII, 13—15). 7
архангелов
образуют Божью свиту (гл. LXX)
.
В
апокалипсисе Варуха
: 7 дней постился
Варух
, оплакивая падение Иерусалима, на 7-й день он имел божественное
видение
, после которого ему повелено было поститься ещё 7 дней
.
Дальнейшее символическое развитие число семь получило в
Мишне
и Талмуде
:
начальное
благословение
«Праотцы» (
авот
) молитвы «
Амида
» содержит 7 упоминаний слова «Бог»
;
молитва «
Шмоне эсре
» из 18-и благословений может быть сокращена до семи благословений (см.
ме-эн шева
);
молитвы субботы и праздника состоят из семи благословений;
дополнительная молитва (
Мусаф
) содержит 7 благословений;
перед чтением
Шма
произносят 7 благословений
(утром перед Шма — 2 и после — 1, вечером перед Шма — 2 и после — 2);
7 благословений еды
(благословение перед омыванием рук —
нетилат ядаим
, благословение перед съеданием пищи с
хлебом
—
, 3 благословения после съедания —
биркат ха-мазон
, благословение перед питьём вина —
и благословение после —
ме-эн шалош
);
Для всего человечества установлено
7 заповедей
; кроме
613 заповедей
, для евреев обязательны ещё 7 побиблейских
.
Галаха
придерживалась семи правил при интерпретации Танаха. Согласно высокому символическому значению этого числа оно прилагалось ко многим предметам повседневной жизни. Существуют
7 небесных сфер
и столько же отделов в
аду
; дурные склонности в человеке имеют
7 названий
.
В числовой мистике
Числовая мистика была изложена в отдельной книге «
Сефер йецира
», где теория чисел имеет некоторые следы философской мысли
.
Особенно важное значение придаётся в книге числу три, далее — числу семь и, соответственно, числу букв в
мнемоническом
слове
בגדכפרת
, имеющем двоякое произношение по палестинскому диалекту, уточняют авторы ЕЭБЕ
.
Различные комбинации чисел образуют тайну бытия и мирового процесса, тайну божественного Промысла, а также всех религиозных и этических принципов. Число перестаёт быть атрибутом объектов и само становится сущностью, объекты же приобретают второстепенное значение. И всегда при этом повторяются главнейшие из чисел — 3, 7 и 10:
семь
— символ дисгармонии, ибо оно не делится и не содержится ни в одном из всех прочих чисел первого десятка и этим от них отличается; оно «непроизводительно» и изолировано;
десять
, напротив, уничтожает дисгармонию мира и является синтезом в сфере идей; оно представляет комбинацию начала (1) с конечным единичным числом и само образует начало десятков, то есть, завершая процесс, оно возращается к исходному пункту; оно есть символ абсолютного единства
.
Числовую мистику развил
Авраам ибн Эзра
в труде «Йесод мора». Каббала переняла и дальше развила эту мистику
.
1) Господь, Господь.
2) Бог Человеколюбивый и Милосердый.
3) Долготерпеливый и Многомилостивый и Истинный.
4) Сохраняющий [правду и Являющий] милость в тысячи родов.
5) Прощающий вину и преступление и грех.
6) Но Не Оставляющий без наказания.
7) Наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода
1) Отче наш, сущий на небесах.
2) Да святится имя Твоё.
3) Да приидет Царствие Твоё.
4) Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.
5) Хлеб наш насущный дай нам на сей день.
6) И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.
7) И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого
1) Во имя Аллаха Всемилостивого и Милосердного.
2) Хвала Аллаху Господу миров.
3) Всемилостив и Милосерден Он один.
4) Дня судного один Он Властелин.
5) Мы предаёмся лишь Тебе, и лишь к Тебе о помощи взываем.
6) Направь прямой стезёю нас.
7) Стезёю тех, кто милостью Твоею одарён, а не стезёю тех, на ком Твой гнев, и не стезёй заблудших
Вавилонский
Талмуд
,
Ктубот
7 б — 8 а «Вторили раввины наши, благословляют благословением новобрачных при миньяне [всю] неделю [свадьбы]. Сказал рав Йехуда: „
[Благословляют так, только если] пришли [в каждый из 7 дней] новые [10 евреев-мужчин]
“»
Благословен Ты, Господи, Бог [Он] (אֱלֹהֵֽינוּ) наш, Бог (אלֹהֵי) предков наших Бог (אלֹהֵי) Авраама, Бог (אלֹהֵי) Исаака и Бог (אלֹהֵי) Иакова, Бог (הָאֵל) Великий, Всесильный и Грозный, Бог (אֵל) Всевышний, Творящий благодеяния, Владеющий всем, Помнящий заслуги предков и Посылающий спасителя их потомкам, ради имени Своего, Царь Помогающий, Спасающий и Щит! Благословен Ты, Господи, Щит Авраама
Мишне Тора
, Ахава, Брахот 7.14 «Семь благословений до и после Шма утром и вечером»
Мишне Тора
, Ахава, Брахот 7.14 «Когда иудей ест дважды — утром и вечером, он произносит 14 благословений, по 7 на каждый приём пищи: 1, когда он омывает руки перед едой, на саму пищу, 1 — до трапезы и 3 — после, на вино, 1 — до и 1 — после, всего — 7»