Interested Article - Гора Сент-Виктуар (серия картин)

Одна из ранних картин серии
( Гора Сент-Виктуар с большой сосной . 1886—1887.
Собрание Филлипса, Вашингтон)
Одна из поздних картин серии
( Гора Сент-Виктуар . 1904—1906.
Собрание Бюрле , Цюрих)

«Гора Сент-Виктуар» — серия картин французского художника- постимпрессиониста Поля Сезанна , посвящённая одноимённой горной гряде в окрестностях Экс-ан-Прованса . В общей сложности насчитывается 87 работ Сезанна (44 картины маслом и 43 акварели) на данный сюжет .

Родившись в Экс-ан-Провансе, Сезанн с юных лет знал и любил окрестные пейзажи. Будучи учеником коллежа, он частенько бродил по этим местам со школьными друзьями — Эмилем Золя и Батистеном Байлем . И, разумеется, его внимание привлекала неизменная доминанта пейзажа — гора Сент-Виктуар, просматривающаяся из любой точки города и его округи . Даже и в зрелые годы Сезанн совершал восхождение на тысячеметровую вершину горы и неизменно восхищался ей .

Первые зарисовки горы Сент-Виктуар относятся к 1870 году . Они выполнены в — загородном доме, который в 1859 году приобрёл отец Сезанна и где художник оборудовал себе мастерскую.

15 октября 1877 года была открыта железнодорожная линия Экс — Марсель. Уже спустя полгода, в письме Эмилю Золя , датированном 14 апреля 1878 года, Сезанн описывает своё восхищение горой Сент-Виктуар, которую он наблюдал из окна поезда на этой линии, проходящего по железнодорожному мосту в долине реки Арк . Впоследствии Сезанн запечатлел этот мост в ряде картин из серии, а на «Пейзаже с виадуком, гора Сент-Виктуар» (1885—1887) — движущийся по нему поезд. Сезанн назвал гору «прекрасной темой» (beau motif) и в том же году начал писать картины , вылившиеся в целую серию, которой художник посвятил многие годы. В этих работах Сезанн проявил себя мастером художественного анализа, используя геометрию для описания природы и экспериментируя с цветовыми оттенками для передачи глубины объектов. По словам историка искусства Готфрида Бёма, автора монографии о Сезанне, в многочисленных вариациях одного и того же сюжета художник стремился осуществить «синтез постоянства и изменчивости» .

Сезанн писал гору Сент-Виктуар со всех мыслимых точек зрения, пытаясь найти всё новые и новые ракурсы . В более ранних произведениях, относящихся к 1880-м годам (таких, как «Гора Сент-Виктуар с большой сосной», 1886—1887), гора ещё не выступает абсолютной доминантой композиции, будучи просто одним из элементов пейзажа . В эти годы Сезанн чаще всего писал Сент-Виктуар из дома своей сестры Розы и её супруга, которые приобрели имение Монбриан на юге от Экса . Но он также много бродил по окрестностям в поисках наилучших видов, что подтверждают его многочисленные этюды. Помимо самой горы, на них присутствуют долина реки Арк, виадук, сосна, замок Шато-Нуар, Бибемюские каменоломни .

Со временем Сезанн ощущает стремление к большей структурности, потребность свести многообразие вещей к немногим формам, освобождённым от всего случайного . Многократно изображая гору Сент-Виктуар, Сезанн «каждый раз находил новое взаимодействие массы горы с окружающим пространством, причём всегда подчёркивал тектоничность — то, как гора „вставляется в приготовленное для неё место“. Примечательно, что изобразительная тектоника этюдов Сезанна корреспондирует с действительными геологическими сдвигами, разломами земной коры в этом месте. Интуитивно Сезанн всегда находил „точку зрения у разлома“» . Б. Дориваль писал, что пейзажи Сезанна «отличаются космическим характером геологической драмы» .

Сезанн создал новую живописную перспективу . «Он настолько сильно ощущал глубину изобразительного пространства, что дальний план в его пейзажных этюдах как бы выдвигался вперёд, или, точнее, сам художник мысленно оказывался внутри изображаемого пространства, „oбтекающего“ его со всех сторон. Это была новая, более сложная, чем классическая, созданная в эпоху Возрождения, перспектива живописи, отчасти возвращающая наше восприятие к пространству византийской иконописи и готики. Поэтому иллюзорная глубина Сезанну не удавалась. Сам художник восклицал: „Я вижу планы, которые качаются и наклoнены, прямые линии кажутся мне падающими“» .

В относительно поздних этюдах художник практически полностью отказывается от иллюзии прямой линейной перспективы с одной точкой зрения, превращая поверхность картины в плоскую цветовую мозаику .Формы, оставаясь узнаваемыми, стремятся к абстракции: так, на картине 1906 года — одной из последних — кроны деревьев изображены предельно условно; гора, земля и небо образуют единство, в создании которого ключевую роль играет цвет . В поздних картинах серии часто видят истоки кубизма и абстракционизма .

Несоответствие современного пейзажа горы Сент-Виктуар, обезображенного промышленными объектами, классическому её образу, знакомому по полотнам Сезанна, обыграно Вимом Вендерсом в одной из интермедий фильма « За облаками » (сцена с Марчелло Мастроянни и Жанной Моро ).

Примечания

  1. .
  2. Перрюшо А. Сезанн. — М. : Молодая гвардия, 1966. — С. 16.
  3. Фоконье Б. Сезанн. — М. : Молодая гвардия, 2011.
  4. Перрюшо А. Сезанн. — М. : Молодая гвардия, 1966. — С. 157.
  5. Natalia Brodskaya. (англ.) . — N. Y. : Parkstone International, 2011. — P. 39. — 160 p. — ISBN 978-1-​78160-956-9. — ISBN 1-78160-956-X .
  6. Paul Cézanne, Correspondance , recueillie, annotée et préfacée par John Rewald, nouvelle édition révisée et augmentée, P. : Bernard Grasset, 1978, p. 165. (фр.)
  7. Tomoki Akimaru. . A Transformation of Visual Perception in the 19th Century (англ.) . tomokiakimaru.web.fc2.com ([1]~[7], 2012). Дата обращения: 22 марта 2014. 9 сентября 2017 года.
  8. , с. 73.
  9. , с. 70.
  10. Перрюшо А. Сезанн. — М. : Молодая гвардия, 1966. — С. 121.
  11. Власов В. Г. Сезаннизм // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII, 2008. — С. 665
  12. Dorival B. Cézanne. — Paris, 1948. — P. 38
  13. Власов В. Г. Сезанн, Поль. — С. 308—310
  14. , с. 155—156.
  15. , с. 156.

Литература

  • Ulrike Becks-Malorny. (англ.) . — Taschen, 2001. — P. 67—80.
  • Richard W. Murphy. The World of Cézanne. 1839-1906 (англ.) . — N. Y. : Time-Life Books, 1972. — P. 154—156.
  • Federico Zeri. . — NDE Publishing, 2000. — 48 p. — ISBN 978-1553210191 . — ISBN 1553210190 .

Ссылки

  • от 19 октября 2020 на Wayback Machine
  • (фр.) . Les amis de Sainte-Victoire . Дата обращения: 1 апреля 2018. 1 апреля 2018 года.
Источник —

Same as Гора Сент-Виктуар (серия картин)