Interested Article - Букет цветов в голубой вазе

«Букет цветов в голубой вазе» ( «Букет цветов в вазе» , «Этюд цветов» , фр. Fleur dans un vase ) — картина французского художника Поля Сезанна из собрания Государственного Эрмитажа .

На картине изображён букет, составленный из садовых астр , ромашек , пионов и других садовых цветов, стоящий в голубой вазе. Слева внизу подпись художника: P. Cézanne .

А. Г. Костеневич считает что картина была написана в Овер-сюр-Уаз , где Сезанн жил с 1872 года, между 1873 и 1875 годами и мотивирует это тем, что по манере работы она очень похожа на «Букет георгинов в делфтской вазе» из собрания музея Орсе (холст, масло; 73 × 54 см; около 1875 года; инвентарный № RF 1971 ) , также он ссылается на мнение сына художника Поля Сезанна-младшего, который датировал картину 1875 годом . Составители каталога-резоне творчества Сезанна считают что картина была написана в 1877 году) и в качестве аналогии приводят сезанновский натюрморт «Ваза с цветами на ковре с цветочным орнаментом» из собрания наследников Поля Дюран-Рюэля , где изображена эта же самая ваза (холст, масло; 61 × 50 см) .

Картина сразу после создания оказалась в коллекции одного из первых ценителей и коллекционеров живописи импрессионистов Виктора Шоке , который также жил в Овер-сюр-Уаз. Она является одной из крайне немногочисленных подписных работ художника и А. Г. Костеневич выдвинул предположение что Сезанн «подписал её в знак признательности этому страстному любителю его живописи» . Н. Ю. Семёнова считает что картина была написана в доме другого друга и соратника импрессионистов Поля Гаше .

В апреле 1877 года картина под названием «Etude de fleurs» была впервые показана публике на Третьей выставке импрессионистов . Как и многие другие картины с этой выставки, работы Сезанна вызвали шквал критики. Но 14 апреля fr выступил в его защиту: «…в натюрмортах, прекрасных и безупречно точных в смысле взаимоотношения тонов, есть, при всей их правдивости, нечто торжественное» , Эмиль Золя 16 апреля писал: «Сильные и прочувствованные полотна этого художника вызовут, наверное, улыбку у буржуа, но тем не менее они свидетельствуют об очень крупном даровании» . Однако травля молодых художников продолжалась, в частности популярный в то время художественный критик fr 23 апреля писал о Сезанне и Моне : «Они вызывают смех в то время, как над ними следовало бы плакать. Они проявляют глубочайшую безграмотность в рисунке, композиции и передаче цвета. У ребёнка, играющего с бумагой и красками, это получается лучше» .

В собрании Шоке и его наследников картина находилась до 1899 года. В начале июля того года она была выставлена на распродаже коллекции Шоке, проходившей в парижской галерее Жоржа Пети, затем она оказалась в галерее Поля Дюран-Рюэля , где её в 1904 году за 1604 франков купил московский промышленник и коллекционер С. И. Щукин . Н. Ю. Семёнова отмечает что картина была самой ранней работой Сезанна в щукинском собрании и по воспоминаниям сына С. И. Щукина Ивана «„Букет“ был одной из немногих картин, нравившихся его матери» . По её сведениям, из-за того что художник ещё не преодолел «импрессионистический соблазн» Щукин разместил картину в Музыкальном салоне своего особняка, рядом с работами Моне и Писсарро .

После Октябрьской революции собрание Щукина было национализировано, и с 1923 года картина находилась в Государственном музее нового западного искусства . В 1948 году ГМНЗИ был расформирован и картина была передана в Государственный Эрмитаж . С конца 2014 года выставляется на четвёртом этаже здания Главного штаба , зал 409 .

Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём обзоре французского искусства середины XIX — середины XX века отмечал, описывая картину:

Опыт импрессионистов Сезанн впитывал главным образом через Писсарро, но в подражание не впадал. В «Букете цветов в вазе» <…> его палитра заметно посветлела, но не настолько, чтобы принят эту картину за образец импрессионизма. Сезанн не хотел жертвовать материальностью предмета ради мимолётности и мерцания. Не цель, а всего лишь средство видел он в импрессионизме. Атмосфера, занимавшая столь важное место в творческом сознании Моне и Писсарро, не устраняется из натюрморта, как не устраняется из его пейзажей, она только застывает и уплотняется .

Примечания

  1. Дата обращения: 19 марта 2020. 4 марта 2016 года.
  2. , с. 57.
  3. , с. 154.
  4. Дата обращения: 19 марта 2020. 4 апреля 2020 года.
  5. Дата обращения: 19 марта 2020. 4 апреля 2020 года.
  6. , с. 165.
  7. , с. 355.
  8. , с. 178.
  9. , с. 114.
  10. , с. 215.

Литература

  • Барская А. Г. , Костеневич, А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л. : Искусство, 1991. — 473 с.
  • Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы / Пер. с франц. П. В. Мелковой; вступ. статья и общ. ред. А. Н. Изергиной, прим. А. Г. Барской (сост. Л. Вентури ). — Л. : Искусство, 1969. — 388 с.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
  • Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой / Пер. со швед. Ф. Шаргородской. Авт. вступит. статьи Б. Зернов. — М. : Искусство, 1974. — 300 с.
  • Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников / Сост., вступ. статья, примеч и хронология Н. В. Яворской; пер. Е. Р. Классон и Л. Д. Липман. — М. : Искусство, 1972. — 371 с.
  • Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М. : Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0 .
Источник —

Same as Букет цветов в голубой вазе