Interested Article - Восточный Туркестан

Восто́чный Туркеста́н, Синьцзян ) ( уйг. شەرقىي تۈركىستان, Шәрқий Түркистан, ئۇيغۇرستان, Уйғурстан ‎) — субрегион Центральной Азии , охватывающий Таримский бассейн и территорию от Тянь-Шаня до Монгольского Алтая .

Восточный Туркестан — это родина тюркоязычных уйгуров и других народов Центральной Азии. Территория современного Синьцзяна населена, в основном, народами тюркоязычного и монголоязычного происхождения, такими как уйгуры , казахи , киргизы , узбеки , татары , салары и монголы , а позже таджиками и ханьцами . Всего выделяется более десятка основных этнических групп. В настоящее время входит в состав Китайской Народной Республики , название «Синьцзян» — новая граница ( кит. ) было дано региону, как северной его части ( Джунгария ) так и южной, во времена династии Цин . Население субрегиона на 2018 год составляет 24,87 миллиона , из них половину (12,72 миллиона) составляют уйгуры .

Государственные образования существовавшие на территории Восточного Туркестана

Названия региона

История названия

Название Восточный Туркестан было введено ещё средневековыми персидскими историками [ каких? ] и использовалось также российскими и советскими историками, такими, как Иакинф и Лев Гумилёв . Данный термин установился сравнительно очень недавно, взамен прежних: более распространённого — Малой Бухарии и менее известных — Алтышаара (шестиградие) и Йеттишаара (семиградие) .

«На востоке эта страна называется Алты-шахар/шесть городов, Уйгурстаном или Кашгар, в Европе она известна под названием Малой Бухарии , Восточной Татарии , Восточного, или Китайского, Туркестана, иногда называется Кашгарией.»

"Восточный Туркестан" как название региона в исторических источниках

Согласно наблюдениям Ванга Ки, уйгуры не использовали словосочетание "Восточный Туркестан" для имени своей страны вплоть до начала 20-х годов XX века, и скорее всего это определение пришло в язык уйгуров как иностранный термин , который чаще использовался европейскими путешественниками и историками такими как Д.Ч.Болджер , Ч.Валиханов , Бичурин и.т.д причём например в описание границ так называемого "Китайского или Восточного Туркестана" Чокан Валиханов не включает в их пределы регион Джунгарии :

Под именем Западного Края разумеются "собственно" Китайский Туркестан и часть прежней Джунгарии...Джунгария разделяется на семь кругов: Баркуль, Урумчи, Или, Хур-хараусу, Тарбагатай, Кобдо и Улясутай. Из этого числа Кобдо и Улясутай имеют своего цзян-цзюна и подчинены общему управлению Монголии. Урумчи и Баркуль причислились к губернии Гань-су. [Восточный] Туркестан состоит из двух княжеств и пяти военных округов, а потому иногда двояко нарицательное имя страны, называемое "Жети Шаар" (Йеттишар) — Семь городов... Чокан Валиханов

Собственно в состав «Восточного Туркестана» Ч. Валиханов относил регионы городов Кумула , Турфана , Карашара , Кучи , Учтурфана , Аксу , Яркенда и Кашгара .

Суммируя вышесказанное можно выставить предположение о том, что термин «Восточный Туркестан», ранее используемый европейскими историками для обозначения регионов Семи городов ( уйг. Йәттишәһәр) был адаптирован уйгурскими пантюркистами в начале XX века и использовался уже как обозначение для родины уйгуров, о чём говорит название Исламской Республики «Восточный Туркестан» созданной в 1933 году в Кашгарии .

«Уйгуристан» как название региона в исторических источниках

Изначально в средневековых исторических источниках под названием «Уйгуристан» имелась ввиду территория населённая уйгурами, которые после крушения Уйгурского Каганата в 840 году расселились в регионах таких оазисов как Турфан, Кумул и Ганьчжоу . В мусульманских источниках эта страна получила название "Земля Уйгуров" т.е "Уйгуристан". Уйгурский контроль распространялся на западе до города Куча и Иссык-куля . Китайские источники также отмечают что уйгуры занимали также территорию Памирских гор .

В анонимном географическом сочинении эпохи Саманидов "Худуд ал-'алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб («Книга о пределах мира от востока к западу»)" дается следующие описание страны уйгуров (в тексте токузогузов) :

На востоке от нее — страна Чин (Китай), с юга — частью Тибет и частью халлухи (карлуки), на запад от нее — некоторая часть хырхызов (кыргызы) и на север — также хырхызы, [они] селятся вдоль всех ее границ. Эта область больше всех других областей тюрков, и там, без сомнения, больше всего населения.

Потомок шейха Махдуми Агзама - историк середины XVII века Махмуд ибн Вали использовал термин "Уйгуристан" для обозначения всего чагатаидского Яркендского Ханства . Спустя полтора века, коренной житель из Кашгара живущий в изгнании в Самарканде также использовал название "Уйгуристан" для всей территории государства Мамләкәт-и-Моголийе . Ещё несколько выходцев из тех краев сделали похожие заявления: Riza Quli Khan иранский дипломат в Хиве в начале XIX века например писал в своих путеводный заметках что "Кашгар известен как край шести городов в стране уйгуров Туркестана, и этот город является столицей этого региона" .

В поэтической литературе начала XX века, среди уйгуров доминировало название «Уйгуристан» для обозначения Синьцзяня. К примеру в 1922 году таранчинский студент из Ташкента, Абдулхави Мухаммади опубликовал поэму «Моё молодое сердце» («Йаш йүригим») в студенческом журнале «Молодой Уйгур»:

Моё сердце дрожит и плачет за тебя Уйгуристан, страна моя!
Но не может оно освободиться из своей тесной пещеры и взлететь

В этом стихотворении, «Уйгуристан» с точки зрения Мухаммади акцентирует своё внимание на уйгурской идентичности и в какой то степени описывает это понятие как имя некой этнонациональной республики основной на сталиниской концепции нации, нежели как часть единого Туркестана , где одна часть составляют страну тюркоговорящих мусульман России, а другая часть страна тюркоговорящих мусульман Китая .

"Могулистан" как название региона в исторических источниках

В "Тарих-и Хамиди" — историческом труде написанным уйгурским историком Муллой Муса Сайрами в 1908 году, название данного региона было описано как "Moghulistan Yurti yaki Yette Sheher" ( уйг. موغۇلىستان يۇرتى ياكى يەتتە شەھەر) что переводится как Страна Могулистан , или Семигородье .

Такое же названия для своей родины использовал и другой уйгурский историк — Мухаммад Садик Кашгари , который отмечал что город Яркенд является столицей Могулистана .

Автор одного из уйгурских переводов "Тарихи Рашиди" (XIV век) Мухаммад Нияз в своём предисловии к данной работе также называет Яркенд как "край принадлежащий к области Могулистан" .

Чокан Валиханов, опираясь на указание Абульгази пишет :

Ханы так называемого Уйгуристана и Кашгара, начиная с Туглук Тимур хана (первого правителя Могулистана) имели местоприбывание здесь [в Кашгаре] Чокан Валиханов

Т.Султанов также ставит под сомнение мнение казахстанского востоковеда В.Юдина о том что города Кашгарии не входили в состав Могулистана, отмечая следующее :

Манглай Субе, владения дуглатских эмиров, в состав которого, по словам Мирзы Хайдара Дуглата, автора «Тарих-и Рашиди», входили Кашгар, Хотан, Яркенд, Касан, Ахсикет, Андижан, Аксу, Ат-Баши, Кусан, т. е. юго-запад Семиречья вместе с областями Восточного Туркестана от Ферганы до Кучи и Черчена, не только составлял часть Моголистана, но являлся административно-политическим центром Моголистана с самого начала его возникновения. Т.Султанов

Мирза Шах-Махмуд Чурас в своё труде "Анис ат-талибин" приводя жизнеописание суфийского шейха Исхак Ходжи во время его странствования по городам Кашгарии во времена правления Мухаммад-хана (1591 — 1610), пишет далее :

В [стране] Чира (область близ города Хотан) есть селение под названием Кук-Гунбад. Мухаммад-хан [послал туда человека и] просил его высокостепенство благочестивого [Ходжу Исхака] пожаловать в Аксу. Его святейшество благочестивый [Ходжа Исхак] в добрый час с божьим благословением оставил одно свое рубище и одну головную повязку в своем ханаке в Чира. Все жители Моголистана, испрашивая благословения, делают обход [вокруг этой обители].

"Кашгария" или "Алтишахр" (Шестигородье) как название региона в исторических источниках

Другие названия

В уйгурском переводе цинской письменной хроники посвящённой Эмин Ходже , фигурирует название " Yaŋi Yaqa Yurt " ( уйг. ياڭى ياقا يورت) что переводиться как "Новый Пограничный регион" которое по своей сути является дословным перевод китайского "Синьцзан" .

История

Древний мир

В конце I века Бань Чао завоевал территорию современного Синьцзяна и присоединил его к китайской империи Хань . В империи были созданы административные структуры для управления регионом, которые продолжали функционировать и при государствах-правопреемниках после гибели империи Хань .

Средние века

Настенные росписи, «Тысяча будд», Безеклик , IX—XIII вв.
Возможно тохарский или согдийский монах (слева) с буддийским монахом (справа). Фреска из пещеры Тысячи Будд Безеклика , датируемая IX или X веком ( Уйгурское Турфанское идыкутство ).

В VI веке возник Тюркский каганат , который в 603 году распался на западную и восточную части ( Восточно-тюркский каганат ). Это событие и породило историческое имя региона — Восточный Туркестан.

В середине VII века территория Синьцзяна вновь вошла в состав китайской империи Тан , и оставалась под её контролем вплоть до середины VIII века, когда мятеж Ань Лушаня привёл к необходимости отзыва войск из отдалённых гарнизонов в центральный Китай.

В 745 году образовался Уйгурский каганат , центр которого находился на территории современной Монголии . К середине IX века он начал слабеть. В 840 году каганат подвергся нападению енисейских киргизов и был разгромлен. Уйгуры бежали на юг, юго-запад и запад. Именно после этого уйгуры и стали основным населением региона.

В восточной части Караханидского государства в государстве турфанских идыкутов Кочо в Турфане уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано - и псевдо- тохароязычное население , передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В этот период среди уйгуров Турфана, Комула , религией которых были манихейство и шаманизм , распространились буддизм , затем и христианство ( несторианство ) . В этот же исторический период, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара , Яркенда , Хотана распространяется ислам .

Вошедшее в состав Монгольской империи Уйгурское государство идыкутов, в XIII веке, после разделения империи между наследниками Чингиз-хана, практически полностью попала в улус его второго сына — Чагатая . С 1326 года официальной религией Чагатайского улуса стал ислам.

Новое время

Исламская религиозная борьба между сторонниками «белогорцев» и «черногорцев» (два течения ислама в Восточном Туркестане) создали благоприятные условия для захвата внешними врагами этого края джунгарским ханом Галданом , а затем маньчжурской империей ( Цинская династия), которая окончательно захватила Восточный Туркестан в 1759 г. Под натиском маньчжурско-китайских войск уйгуры лишились своей государственности. Захваченные земли стали называться Синьцзяном (по-китайски «Новая граница»).

XIX—XXI века

Эмблема Восточного Туркестана.
Неофициальный флаг Восточного Туркестана.

Весь XIX век для Восточного Туркестана характеризуется многочисленными национально-освободительными восстаниями уйгуров за независимость (1825—1828, 1857, Йеттишар 1862—1872 гг.), продолжавшимися и в XX веке (1931—1937, с 1943—1949 гг. до нашего времени).

На территории Восточного Туркестана в XX веке дважды возникали государственные образования:

В данное время на территории Восточного Туркестана образован Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) КНР.

Население

Восточный Туркестан населяют 47 национальностей, наиболее многочисленные из них — уйгуры , китайцы (хань), казахи , дунгане , киргизы , монголы (в том числе ойраты и дауры ), таджики (в том числе сарыкольцы и ваханцы ), сибо , маньчжуры , туцзя , узбеки , русские , мяо , тибетцы , чжуаны , татары и салары .

В период репрессий в китайский Восточный Туркестан (современный СУАР) переселились тысячи казахов, киргизов и др. народов, часть из них впоследствии вернулась на родину. В 1954—1955 гг. имел место массовый выезд в СССР ( Казахстан ) казахов, в начале 1962 г. также от 60 до 100 тыс. уйгур, казахов и дунган выехали в СССР (в основном в Казахстан и Киргизию ).

Синьцзян — один из пяти национальных автономных районов Китая. СУАР — автономный район Китайской Народной Республики (КНР), являющийся районом национальной автономии. В административном отношении он делится на округа, автономные округа, уезды, автономные уезды, города, волости и национальные волости. В состав СУАР входят 5 автономных округов: Баянгол-Монгольский автономный округ , Боро-Тала-Монгольский автономный округ , Чанцзи-Хуэйский автономный округ дунган (хуэй-цзу), Кызылсу-Киргизский автономный округ , Или-Казахский автономный округ и 6 автономных уездов.

Примечания

  1. Некоторые учёные выдвигают положение, что Восточный Туркестан — политический и географический термин, имеющий разные значения в зависимости от контекста см. Крючкова К. С. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. — 2005. — Вып. 4. — С. 98—101.
  2. . www.stats.gov.cn . Дата обращения: 26 июля 2022. 15 апреля 2020 года.
  3. . russian.news.cn . Дата обращения: 26 июля 2022. 26 июля 2022 года.
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  5. Wang Ke. The East Turkestan Independence Movement, 1930s to 1940s.
  6. Demetrius Charles Boulger. . — London, 1878.
  7. Чокан Валиханов. Собрание Сочинений в пяти томах, том 2. — Алматы, 1985.
  8. . 30 декабря 2022 года.
  9. David Brothy. Uyghur Nation: Reform and Revolution on the Russia-China Frontier. — 2016. — С. 23-27, 41.
  10. Muḥammad Ṣadiq Kashghari, TRANSLATED BY DAVID BROPHY. IN REMEMBRANCE OF THE SAINTS: The Rise and Fall of an Inner Asian Suf i Dynasty. — New York: Columbia University Press, 2021. — С. 29.
  11. Т. И. Султанов. Тюркские версии «Тарих-и Рашиди» и их место в средневековой восточнотуркестанской историографии // Санкт-Петербургский государственный университет. — 1997.
  12. Турсун Икрамович Султанов. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и Власть.
  13. Мирза Шах-Махмуд ибн Мирза Фазил Чурас, в переводе Абу Мансура. . 30 декабря 2022 года.
  14. ONUMA Takahiro, David BROPHY. The Origins of Qing Xinjiang: A Set of Historical Sources on Turfan. — Токио: The University of Tokyo, 2016. — С. 44.
  15. Селезнев, Н., Уйгуры-христиане и их религиозно-историческая судьба // Волшебная Гора: Традиция, религия, культура, вып. XI. М.: ВГ, 2005, С. 72—76.

Ссылки

Источник —

Same as Восточный Туркестан