Мака Кум, Клод
- 1 year ago
- 0
- 0
«Кум Огу́на» ( порт. O compadre de Ogum ), полное название «Интерва́л для креще́ния Фели́сио, сы́на Масу́ и Бенеди́ты, и́ли Кум Огу́на» ( порт. Intervalo para o batizado de Felício, filho de Massu e Benedita ou O Compadre de Ogum ) — новелла классика бразильской литературы Жоржи Амаду , завершённая и впервые опубликованная в составе романа « Пастыри ночи » в 1964 году . Перевод на русский язык Ю. А. Калугина публиковался в составе романа «Пастыри ночи» («Мы пасли ночь», 1966) и как отдельное произведение во втором томе собрания сочинений писателя (1982). В Бразилии на основе новеллы был снят телефильм Caso Especial (1995), после чего произведение вышло первым книжным изданием.
Новелла (в советском и российском литературоведении употребим также термин « повесть ») создавалась с конца 1963 года до начала 1964 года в Салвадоре . Произведение может рассматриваться как вторая часть романа «Пастыри ночи», когда в его трёх частях наблюдается единство времени и места действия с участием одних и тех же героев; либо как отдельное произведение, если считать «Пастырей ночи» сборником новелл или повестей .
Автор описывает приключения проституток и бродяг , азартных игроков и жриц культа кандомбле , пьяниц и бездельников столицы Баии Салвадора, но, в отличие от романов « Пот » ( 1934 ) и « Жубиаба » ( 1935 ), герои «Кума Огуна» не связаны с коммунистическим движением. Юмор и ирония новеллы близки настроению « Необычайной кончины Кинкаса Сгинь Вода » ( 1959 ). Затронутая в произведении тема религиозного синкретизма и сосуществования католицизма и кандомбле также рассматривается в романах « Габриэла, гвоздика и корица » ( 1958 ), « Дона Флор и два её мужа » ( 1966 ), « Лавка чудес » ( 1969 ), « Исчезновение святой » ( 1988 ).
В новелле отражена разгульная жизнь обитателей района Пелоуринью в Салвадоре, где писатель жил в 1928 году. В настоящее время одно из зданий на площади Пелоуринью ( Largo do Pelourinho — площадь у Позорного столба, где наказывали рабов) занимает Фонд «Дом Жоржи Амаду». Для крещения Фелисиу выбрали церковь Розариу дус Негрус на площади Пелоуринью (в русском переводе: Розарио дос Негрос на площади Позорного Столба). На прилегающих к площади улицах разворачиваются действия других произведений писателя: «Пот», «Жубиаба», «Необычайная кончина Кинкаса Сгинь Вода».
Новелла впервые издана в июле 1964 года как часть романа «Пастыри ночи» . Публиковалась как самостоятельное произведение в различных периодических изданиях, отдельных малотиражных и иллюстрированных выпусках. В 1995 году в связи с показом телефильма Caso Especial вышло первое книжное издание в издательстве Editora Record с иллюстрациями известного бразильского художника .
В Бразилии в составе романа «Пастыри ночи» переиздавалась около 50 раз. На языке оригинала публиковалась в Португалии . Переведена на английский , болгарский , венгерский , иврит , испанский , итальянский , немецкий , голландский , польский , румынский , русский , словацкий , словенский , турецкий , финский , французский , чешский языки . В СССР также как и в Бразилии выходила в составе романа «Пастыри ночи» и как самостоятельное произведение в сборниках.
Негр Массу́ затрудняется в выборе крёстного отца для светловолосого голубоглазого ребёнка по имени Фелисиу, которого признал своим сыном. Каждый из друзей негра претендует на роль крёстного и отказ от своей кандидатуры воспримет как оскорбление и обиду. Во время мучительных и изнурительных раздумий Массу́ в видении является Огун , заявляя, что именно он и станет крёстным отцом Фелисиу. В церкви при обряде крещения дух Эшу́ пытается препятствовать проведению таинства . Но мать святого прогоняет зловредный (в данном случае) дух Эшу́, на смену которому в крёстного отца входит дух Огуна и заявляет своё имя — Антониу де Огун, поскольку в синкретизме Баии Огуну соответствует св. Антоний . К всеобщей радости обряд совершён. Так в Салвадоре произошло невиданное доселе чудо — ориша Огун стал крёстным отцом ребёнка, а Массу́ — кумом Огуна.
В « Каботажном плавании » ( 1992 ) Амаду писал, что сам, будучи коммунистом и атеистом, крестил детей, а его кумовьями были Пабло Неруда , Мигель Анхель Астуриас и Карибэ .
Согласно оценке И. А. Тертерян , в данном сочинении также как и «в новеллах из книг „Старые моряки“ и „Пастыри ночи“ — то же равноправие легенды и реальности, та же двойственность мотивировок, представленных на выбор читателю, что и в старом романе „ “» . Амаду подражает сказке , к чему отсылает витиеватый стиль названий новелл романа . «Кум Огуна» вместе с некоторыми предыдущими и последующими произведениями писателя построен «на сопоставлении двух планов повествования: реального, бытового — и символического (или поэтического, по обозначению самого писателя)» .