Interested Article - Тэнзэрэ
- 2020-10-10
- 1
Тэнзэрэ ( азерб. Tənzərə ) — распространённый в Нахичеванской Автономной Республике азербайджанский народный коллективный танец . В 2018 году яллы ( кочари , тензэрэ), традиционные групповые танцы Нахичевана, были включены от Азербайджана в список ЮНЕСКО , нуждающихся в срочной охране .
Этимология
Как отмечает азербайджанский фольклорист Апош Велиев, при исполнении танца женщинами, те надевают в основном золотые украшения (кольца, серьги, цепочки), демонстрируя красоту и изящество. С этим и связано название азербайджанской разновидности танца. «Тензэрэ» происходит от слов «тэн» ( азерб. Tən ) — половина и «зэр» ( азерб. zər ) — позолота, украшение, и означает «полу позолота, полу украшение» . Искусствовед Рауф Бахманлы также отмечает, что название танца происходит от слов «тэн» — половина и «зэр» — позолота, украшение. По словам Бахманлы, в прошлом женщины, выстроившиеся в яллы, носили вокруг воротников всевозможные драгоценности и украшения, а на талии носили золотые и серебряные пояса. По этой причине танец получил название «Тензэрэ» .
Ссылаясь на свидетельства очевидцев, утверждавших, что раньше этот яллы исполняли очень богато одетые люди, в том числе женщины с многочисленными украшениями, выстраиваясь в ряд, лингвист-тюрколог
пишет, что название танца произошло от слов «гызыл тэн бэ тэн», то есть «золото поровну» . Этого мнения придерживается и искусствовед , отмечая, что в прошлом этот танец исполняли женщины, носившие всевозможные роскошные золотые украшения — ожерелья, бусы, серьги, кольца и другие украшения .Исполнение танца
По словам музыковеда Фазили Набиевой, «Тензэрэ» исполняют мужчины и женщины. Участники держатся за мизинцы друг друга и вращаются против часовой стрелки. Во время выступления можно услышать их крики типа «не ной», «эй». Сам танец состоит из двух частей. В первой части участники выстраиваются полукругом и медленно двигаются. Во второй половине темп обостряется. Участники танца принимают форму круга, затем начинают вращаться вокруг музыкантов против часовой стрелки и располагаются в ряд, нарушая форму круга. Так танец заканчивается. «Тензэрэ» исполняется под аккомпанемент зурны и нагары . Его музыкальный размер — 2/4 .
Фольклорист Апош Велиев отмечает, что танцоры исполняют танец «Тензэрэ», держась за мизинцы. В первой части танца исполнители идут на три шага вперёд и ударяют ноги об землю. После этого идут левой ногой вперёд и одно мгновение остаются на нём. Затем идут назад на три малых шага и уже во второй части танца продолжают действия первой но уже в быстром темпе .
Как отмечает искусствовед
, танец представляет собой бессюжетный вид яллы, исполняющийся в основном на свадьбах и народных празднествах. Мелодия танца, согласно Алекперой, очень яркая и легко запоминающаяся, а хореография танца вбирает в себя почти все наиболее употребительные и канонизировавшиеся плясовые фигуры яллы. По словам Алекперовой, хореографическую основу танца составляет схема «уч аяг», служащая центральным хореографическим элементом многих яллы. Относительная же плавность хореографического рисунка танца, согласно Алекперовой, связана с напевностью, песенным характером мелодического материала этого яллы .На свадьбах и празднествах этот танец, будучи более «песенным» по сравнению с танцем «Кочари», исполняется в любое время увеселения, так как его хореография очень проста . Музыковед
причисляет танец «Тензэрэ» к тем яллы, которые в общих чертах воспроизводят определённый настрой человека, в особенности героизм, веселье, молодость и ловкость .Танец, наряду с другими видами яллы («Эл хавасы» , «Шарур» , «Дорд аягы» , «Нахичеван яллысы», «Газы-газы», «Кочари») исполнялся танцевальной группой «Яллы» из Ильичевского района , которая собирала все забытые песни и танцы «яллы», чтобы возродить их, и которым руководила народная артистка Азербайджанской ССР Амина Дильбази . Также танец исполнялся ансамблем «Шарур», являвшегося одним из ведущих самостоятельных коллективов Нахичеванской Автономной Республики .
В Азербайджане танец распространён по всей территории Нахичеванской Автономной Республики , в основном в сёлах Чарчибоган, Чомахтур и Диза Шарурского района . Наряду с танцем «Кочари», Тензэрэ также является одним из самых популярных и повсеместно исполняемых видов яллы .
Нотные записи
В 1965 году музыковед Ордубадском , Шарурском и Шахбузском районах Нахичеванской Автономной Республики . Среди них были ордубадский и шарурский варианты танца «Тензэрэ» . Оба записанных варианта основаны на ладе шур .
опубликовал 25 образцов яллы в первой тетради сборника «Азербайджанские народные танцевальные мелодии». Эти образцы были собраны вВ 1990-х гг. музыковед Агида Алекперова, собиравшая и переложившая на ноты 22 образца танца яллы, распространенных на территории Нахичеванского региона, переложила на ноты также 11 вариантов танца «Тензэрэ» .
-
Ордубадского варианта танца
-
Шарурского варианта танца
Примечания
- ↑ (англ.) . ich.unesco.org. Дата обращения: 5 декабря 2018. 29 мая 2019 года.
- ↑ Vəliyev A. (азерб.) // Kaspi. — 2015. — 17 sentyabr. — S. 13 . 3 марта 2022 года.
- ↑ , с. 91.
- ↑ , с. 17.
- Uğur. (азерб.) // S. 13 . . — 2016. — 8 noyabr. —
- ↑ , с. 16.
- , с. 8.
- , с. 90: «Танцевальная группа «Яллы» Ильичевского района побывала в 1972 г. в ГДР и участвовала в международном фестивале. В группе 12 чел. (6 девушек и 6 юношей). «Яллы» название одного из древних танцев Азербайджана. Задача группы состоит в том, чтобы собрать все забытые песни и танцы «яллы» и возродить их, сделать достоянием народа, так как многие из этих многочисленных танцев забыты. Старание группы увенчалось успехом — они уже подготовили «Эл хавасы» , «Шарур» , «Дорд аягы» , «Нахичеван яллысы», «Газы-газы», «Кочари», «Тэнзэрэ» и другие танцы. Танцевальной группой (ансамблем) руководит народная артистка Азербайджанской ССР Амина Дильбази.».
- , с. 92: «Один из ведущих самостоятельных коллективов Нахичеванской автономной республики является «Шарур». В составе его 40 влюбленных в танцы девушек и юношей. Благодаря их неиссякаемому поиску и стараниям, старинные почти забытые танцы вновь обретают жизнь на сцене. Среди них «Тэнзэрэ», «Телло», «Лоло», «Кочари», «Халиф» и целый ряд других.».
- , с. 4.
- ↑ , с. 92.
- ↑ , с. 29-30.
- Əsgərov A. (азерб.) // Musiqi dünyası. — 2018. — No 1/74 . — S. 35-38 . 16 ноября 2020 года.
- , с. 30.
Литература
- (азерб.) Азербайджанские народные танцевальные мелодии. — Б. : Азербайджанское государственное издательство, 1965. — Т. I. — 42 с.
- Зейналов И. А. Некоторые вопросы духовной культуры населения Нахичеванской АССР // Известия Академии Наук Азербайджанской ССР. — 1981. — № 4 .
- Хороводные танцы «яллы» Нахичеванской зоны. — Б. , 1994. — 24 с.
- Лисициан Срб. Старинные пляски и театральные представления армянского народа, т. 1. Ереван, 1958.
- Nəbiyeva F. “Tənzərə” yallı rəqsinin variantlarında spesifik cəhətlər (азерб.) // Konservatoriya. — 2020. — No 1-2 (47) .
Ссылки
- 2020-10-10
- 1