Interested Article - Аргентинская самба
- 2020-04-11
- 2
Аргентинская са́мба , или самба ( исп. zamba ) — традиционный аргентинский ритм и жанр музыки, а также парный фольклорный танец северных провинций Аргентины . Основные музыкальные инструменты — гитара и бомбо легуэро ; вокал. Ритм аргентинской самбы — полиритмия , сочетающая размеры 3/4 и 6/8. По сравнению с чакарерой более медленный и романтичный танец. Для выражения эмоций танцоры используют небольшие лёгкие платки.
7 апреля в Аргентине отмечают национальный день самбы ( Día Nacional de la Zamba ).
Происхождение
Аргентинская самба начинает свою историю в первой половине XIX века . Музыковеды сходятся во мнении, что она произошла от перуанского ритма самакуэ́ка ( исп. zamacueca ). В Аргентине, Чили и Боливии самакуэка стала родоначальницей разных музыкально-танцевальных стилей, в том числе cueca и marinera .
Продвигаясь на юг, изначально быстрая и игривая музыка самакуэки замедлилась и приобрела более лиричный характер, а в северо-западных провинциях Аргентины ( Сальта , Тукуман , Катамарка ) окончательно оформилась в самостоятельный жанр — аргентинскую самбу. Именно Тукуман аргентинцы называют «колыбелью» медленной романтичной самбы.
Музыкальная структура
Типичная песня в жанре аргентинской самбы состоит из двух одинаковых по структуре частей, каждая из которых содержит три блока по 12 тактов , соответствующих трём строфам текста. Третья строфа обычно повторяется в обеих частях и может рассматриваться как припев . Таким образом, половина самбы представляет собой последовательность:
- вступление — первый куплет — второй куплет — припев
Каждая строфа состоит из шести строк. С точки зрения музыкальной интонации , первые две строки содержат «вопрос», в третьей и четвёртой звучит «ответ», который затем повторяется в пятой и шестой строках (чисто инструментальный повтор или повтор текста). В современных аранжировках это правило может не соблюдаться.
Хореография
Аргентинская самба относится к социальным танцам . Её танцуют в независимых парах без физического контакта между партнёрами, для выражения эмоций может быть использован лёгкий платок. Считается, что самба символизирует романтическое ухаживание и завоевание женщины мужчиной, однако её можно танцевать и с друзьями, и с родителями, и с маленькими детьми (характер танца будет меняться).
Шаги самбы
Простой шаг ( исп. paso caminado ) — обычный шаг в сильную долю . Существует также разновидность основного шага, совершаемого в слабую долю.
Самба-шаг
(
исп.
sobrepaso
) — с учётом движения по окружности скорее представляет собой серию боковых шагов:
— шаг левой ногой в
акцентированную
долю с одновременным переносом веса (получается крест, левая нога перед правой),
— шаг в сторону правой ногой, которая принимает вес тела для перехода в следующий шаг.
Существует разновидность самба-шага «с точкой» ( исп. con punteo, punteado ), когда после шага левой ногой добавляется короткий быстрый удар носком правой ноги позади левой.
Следующий самба-шаг начинается с той же ноги, что и предыдущий.
Эту последовательность движений также можно выполнить в другую сторону, начиная с правой ноги.
В один такт музыки укладывается два шага.
Основные фигуры
Большая часть фигур выполняется по округлой траектории, при этом в пространстве пары можно условно выделить большой (внешний) и малый (внутренний) круг.
- Вуэ́льта, или вуэ́льта энте́ра ( исп. vuelta entera ): движение по внешнему кругу против часовой стрелки за 8 тактов (16 шагов). За 8 простых шагов танцоры проходят половину окружности и меняются местами, следующие 4 (простых или самба-шага) — продолжают круговое движение, за последние 4 (как правило, самба-шаги) — приближаются к центру и приходят во внутренний круг.
- Арре́сто, или арре́сто си́мпле ( исп. arresto simple ): 4 самба-шага с правой ноги по внутреннему кругу, далее танцоры меняют направление и за 4 самба-шага с левой ноги возвращаются на первоначальную позицию (на внешний круг). Фигура длится 4 такта.
- Ме́диа вуэ́льта ( исп. media vuelta ): 4 простых шага по внешнему кругу и 4 самба-шага по направлению к центру, так чтобы прийти во внутренний круг. Фигура на 4 такта.
- Арре́сто до́бле ( исп. arresto doble ): по 4 самба-шага в каждую сторону по внутреннему кругу, серия повторяется дважды. За последние 4 шага необходимо выйти из малого круга и прийти на место партнёра. Длительность фигуры — 8 тактов (16 шагов).
- Ме́диа вуэ́льта фина́ль и коронация ( исп. media vuelta final y coronación ): партнёры меняются местами за 4 самба-шага (два такта), после чего делают три простых шага по направлению друг к другу и встречаются в центре. Мужчина символически коронует женщину, опуская двумя руками платок позади её головы.
Использование платка
Аргентинская самба предполагает отсутствие физического контакта между партнёрами, однако они могут взаимодействовать и выражать чувства и эмоции с помощью взглядов и платков. Именно контакт взглядов делает самбу таким проникновенным танцем, а платки позволяют отказать партнёру, спрятаться, поманить или завоевать.
Чаще танцор держит платок в правой руке, для выполнения некоторых движений сложенный треугольником платок берут двумя руками за противоположные углы.
Как правило, в конце первой части самбы женщина прячется за платком от ухаживаний мужчины. В финале, если партнёрша хочет показать взаимность, она кладёт свой платок на левое плечо мужчины или подносит к его лицу. Мужчина может сделать то же самое или «короновать» женщину, символически обнимая.
Некоторые традиционные движения:
- Revoleo («полёт, порхание») — летящее движение платка вокруг запястья по траектории в виде восьмёрки. Этот жест часто используется для выражения сильных эмоций.
- Hogar («очаг») — платок заводится за спину на уровне пояса.
- Закручивание натянутого треугольником платка. Этот жест трактуется по-разному: по одной из версий , мужчина вращает платок по направлению к себе и таким образом «зовёт» партнёршу, а она обратным движением может показать нежелание приближаться; по другой , закручивание платка от себя означает «посылаю поцелуй», к себе — «принимаю».
Схема самбы
Одна из традиционных схем самбы выглядит следующим образом .
- Вводная часть (вступление)
Пара занимает место на танцполе, партнёры располагаются друг напротив друга на некотором расстоянии. Один из музыкантов может обозначить начало мелодии, выкрикнув фразу « ¡Se va la primera! » (можно перевести как «начинается первая») или просто « ¡Primera! » («первая»), возможны также другие варианты. Перед началом куплета часто звучит призыв « ¡Adentro! » («внутрь»), который является сигналом как для певца о вступлении вокальной партии, так и для танцоров о начале движения.
- Последовательность фигур
Первый куплет:
-
Vuelta entera
— 8 счётов (тактов)
-
Arresto simple
— 4 счёта
Второй куплет:
-
Media vuelta
— 4 счёта
-
Arresto doble
— 8 счётов
Припев:
-
Media vuelta
— 4 счёта
-
Arresto simple
— 4 счёта
-
Media vuelta final y coronación
— 4 счёта
На этом первая половина песни заканчивается и начинается вступление ко второй части, которая также может быть отмечена музыкантами криком « ¡Segunda! » («вторая»). Танцоры выдерживают паузу, после чего мужчина провожает женщину на место, с которого начинал танец в первой части, и отходит на аналогичное расстояние (таким образом оказываясь в точке, которую ранее занимала его партнёрша). Вторая половина песни танцуется по той же схеме, но партнёры теперь находятся с противоположных сторон.
Хореография может варьироваться и оставляет место для импровизации.
Ещё одна часто встречающаяся схема основана на той же последовательности движений, но фигуры в первом блоке имеют несколько другой вид:
—
Vuelta entera
: танцоры проходят простым шагом полный большой круг против часовой стрелки за 8 тактов (16 шагов);
—
Arresto simple
: партнёры по спиралевидной траектории сближаются за 4 самба-шага с левой ноги и встречаются в центре. После этого они меняют направление и за 4 самба-шага с правой ноги расходятся, возвращаясь на своё место. Вся фигура длится 4 такта.
Самба карпера
Самба карпе́ра ( исп. zamba carpera ) — разновидность аргентинской самбы, родиной которой считается провинция Сальта. Название происходит от слова carpa — местное название больших ярмарочных палаток, которые устанавливаются во время карнавалов. В отличие от медленной лиричной самбы, типичной для Тукумана, карпера имеет более быстрый ритм и праздничное настроение, а танец носит скорее шутливый характер.
Самба алегре
Самба але́гре ( исп. zamba alegre — «весёлая, радостная») — фольклорный танец, произошедший от аргентинской самбы. Самба алегре была распространена в центральном регионе Аргентины.
Автор музыки неизвестен, одна из наиболее знаменитых версий была записана в 1916 году музыкантом и исследователем аргентинского фольклора Андресом Часарретой (Andrés Chazarreta). Первоначально композиция La Zamba alegre была инструментальной, позже участники группы Los Hermanos Ábalos написали к ней слова и выпустили версию с вокалом (альбом « Nuestras danzas Vol. 1 », 1952 г.).
Танец представляет собой комбинацию аргентинской самбы и га́то . В первом и третьем блоке выполняются движения самбы с использованием платка. Во втором блоке характер музыки меняется, танцоры убирают платки (в традиционном варианте — забрасывают на левое плечо) и танцуют фигуры гато .
Схема самбы алегре
Zamba
:
-
Vuelta entera
— 8 счётов
- Arresto doble — 8 счётов
Gato:
-
Vuelta entera
— 8 счётов
- Zapateo y zarandeo — 8 счётов
Zamba:
-
Media vuelta
— 4 счёта
-
Arresto simple
— 4 счёта
- Media vuelta final y coronación — 4 счёта
Примечания
Источники
- , p. 15.
- ↑ Stahlschmidt-Laulhé, Rafael. (исп.) . www.folkloretradiciones.com.ar . Дата обращения: 1 мая 2019. 22 апреля 2019 года.
- Karina Miguel, Duilio Fernando Vivas. : [PDF] // razafolklorica.com.
- , pp. 22—24.
- Chuliver, Raúl. (исп.) . portaldesalta.gov.ar . Дата обращения: 1 мая 2019. 8 сентября 2019 года.
Пояснения
- Пенья ( исп. peña ) — вечеринка, на которой танцуют аргентинские фольклорные танцы.
- Гато ( исп. gato ) — аргентинский фольклорный танец, родственный чакарере.
- Аналогичны одноимённым фигурам чакареры.
Литература
- Carlos Vega. Las danzas populares argentinas. — Buenos Aires: Instituto Nacional de Musicología «Carlos Vega», Dirección Nacional de Música, Secretaría de Cultura, Ministerio de Educación y Justicia, 1986. — Vol. 2. — 375 p. — ISBN 978-950-9726-03-1 .
- Carlos Vega , Aurora de Pietro. Danzas argentinas. — Buenos Aires: Ediciones Culturales Argentinas, 1962. — 109 p.
- Pedro Berruti. Manual de danzas nativas. — 22-е изд. — Buenos Aires: Editorial Escolar, 1954. — 320 p. — ISBN 978-950-9348-41-7 .
- Saúl Domínguez Zaldívar. La zamba: historia, autores y letras. — 1-е изд. — Buenos Aires: Grupo Imaginador, 1998. — 95 p. — ISBN 978-950-7682-05-6 .
Ссылки
- . adentro.ru . — Интерактивные схемы аргентинских фольклорных танцев .
- (исп.) . www.folkloredelnorte.com.ar . — Фольклор северного региона Аргентины .
- 2020-04-11
- 2