Interested Article - АЗЛК серии 3-5-(x)

АЗЛК серии 3-5-(x) — семейство пробных (экспериментальных) легковых автомобилей, спроектированных и собранных в небольшом количестве на заводе МЗМА / АЗЛК в Москве в первой половине 1970-х годов .

Дальнейшие разработки перспективных Москвичей велись в рамках С-серии . Обозначение «3-5» изначально показывало, что перспективная модель должна была пойти в серию приблизительно в 1973—1975 годах .

Предыстория

Все 1950е - 60е годы Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) находился в состоянии активного развития. Смена моделей на конвейере происходила каждые 4-5 лет, к концу шестидесятых до 55 % выпущенных автомобилей уходили на экспорт во многие страны мира, включая Западную Европу. На заводе работал коллектив молодых и творческих дизайнеров и конструкторов. Едва освоив в 1963 году считавшуюся «переходной» модель « Москвич-403 » — со старым кузовом и «подновлённым» двигателем модели « 407 », уже в следующем, 1964 году на заводе запустили в серию « Москвич-408 », который отличался совершенно новым, стильным и достаточно современным для тех лет кузовом.

Между тем, М-408 также представлял собой «переходную модель»: получив новый кузов, он сохранял архаичный нижневальный мотор, который хоть и развивал в новой модификации достойные по тем временам 50 л. с., но, всё же, корнями уходил ещё в тридцатые годы и настоятельно требовал замены. Таковая уже создавалась с начала шестидесятых годов — на заводе активно велись работы по совершенно новому 1,5-литровому цельноалюминиевому двигателю, задуманному как база для многочисленных модификаций рабочим объёмом 1,5—2 литра. В 1967 году они увенчались запуском в серию модели « Москвич-412 ». Производство двигателя из-за загруженности самого МЗМА вскоре было решено перенести на Уфимский завод авиамоторов — в те годы вряд ли кто либо мог предугадать, какие проблемы принесёт передача моторного производства стороннему предприятию, находящемуся в подчинении другого министерства.

Между тем, новый мотор на первом этапе пришлось устанавливать в кузов модели «408», который по мере приближения к концу шестидесятых годов быстро устаревал. Работа над преемниками «408-го» велась на заводе по двум направлениям.

С одной стороны, ещё с середины шестидесятых велась работа по обновлению дизайна М-408 — в конечном итоге эта линия привела к рестайлинговому кузову моделей «408ИЭ» и «412ИЭ», в котором они стали собираться с 1969 года. Однако, и «Москвич-412ИЭ» виделся на заводе как «временная» модель — кузов и шасси его всё же восходили к устаревшему «Москвичу-408», и для сохранения конкурентоспособности на внешних рынках настоятельно требовали замены в ближайшем будущем.

К тому времени уже был подписан договор с итальянской фирмой Fiat, предусматривавший постройку в городе Тольятти завода, рассчитанного на массовый выпуск лицензионного варианта модели « Fiat 124 » — того же класса, что и М-412, но с более современными кузовом и шасси, объективно превосходившей «Москвич» по потребительским качествам и технически. На МЗМА же с весны 1967 года велись работы над полностью новым автомобилем, пока сохраняющим основные стилистические решения «Москвича-412ИЭ», но более крупным и технически совершенным — фактически, не заменой предыдущей модели, а представителем нового для советского автопрома класса — верхней группы малого, низшей группы среднего класса, что позволило бы заполнить имевшийся в типажах советских легковых автомобилей «вакуум» между «Москвичом-412» и готовившимися к производству моделями ВАЗ малого класса с одной стороны — и среднелитражной «Волгой» с другой. Первые имели длину около четырёх метров и двигатели объёмом 1,2—1,5 литра, вторая — соответственно около пяти метров и 2,5 литра. Между тем, в Европе в шестидесятые годы получили широкое распространение модели, характеристики которых находились как раз примерно посередине между этими цифрами; это соответствовало по тогдашним меркам европейскому «среднему классу» («Mittelklasse»), или так называемому сегменту «больших семейных автомобилей» («Large family cars») — то есть, современному сегменту D.

В Западной Европе автомобили этой размерной группы получили в те годы большое распространение — например, западногерманские « Ford Taunus » и « Opel Rekord », английский « Ford Zephyr », и другие. Во многом сохраняя свойственные малолитражным автомобилям относительные экономичность, дешевизну в эксплуатации и компактность в сравнении с машинами класса «Волги», они сочетали их с неплохими вместимостью и комфортабельностью относительно «малолитражек». Такие модели в наибольшей степени соответствовали понятию «семейный автомобиль» — с относительным удобством размещали пятерых взрослых человек, были хорошо приспособлены для длительных загородных поездок, число которых в те годы росло во всём мире, и в СССР — в том числе. В производственных программах отечественных автозаводов подобные модели на тот момент совершенно отсутствовали.

Именно в этом классе и было решено разрабатывать перспективное семейство автомобилей «Москвич», получившее обозначение «3-5» согласно запланированным годам постановки в серийное производство — 1973—1975. Разработка семейства началась весной 1967 года. Планировалось комплектовать эти автомобили унифицированными моторами с рабочим объёмом 1,5, 1,6, 1,7 и 1,8 литра мощностью 75—103 л. с., созданными на основе двигателя модели «412», часть выпуска — автоматической трансмиссией.

3-5-2, 3-5-3, 3-5-4

Москвич-2145 (3-5-3У) — универсал

Первыми автомобилями серии стали прототипы от «3-5-1» до «3-5-3» типа «седан» (4333×1660×1420 мм, база 2525 мм, 1,7 л, 96 л. с.). Версия с кузовом «универсал» обозначалась как «3-5-3У» (государственный индекс 2145; габариты – 4400×1615×1386 мм), а дальнейшая разработка седана, внешне отличающаяся крупноячеистой решеткой радиатора и деталями отделки — «3-5-4» (1,5 л, 81 л. с.).

С точки зрения дизайна, этот автомобиль напоминал увеличенный на 200 мм в длину и на 100 мм в ширину « Москвич-408 », сохранение характера расположения поверхностей кузова которого было одним из требований технического задания. Как вспоминал один из работавших над автомобилем дизайнеров, Игорь Андреевич Зайцев, бывший в то время генеральным конструктором МЗМА Александр Андронов видел будущую машину именно в виде увеличенного «408-го», так как считал его дизайн самодостаточным и достаточно оригинальным .

— Мы никак не могли понять, зачем нужны четыре одинаковых макета. Начали лепить самостоятельно, и что-то у нас, казалось, стало получаться интересное. Андронов по нескольку раз в день обходил все КБ: «Чем заняты, какие проблемы?» Заходил и к нам, делал замечания — мол, что-то надо изменить здесь, что-то здесь. А мы продолжаем гнуть свою линию. И Андронов как-то отозвал меня в сторонку: «Почему упрямитесь? Конечно, вам, молодым, хочется проявить себя после Строгановки. Но я-то знаю, что у вас ничего не получится! Если вы не скопируете „четыреста восьмой“», то положение передней стойки не найдёте.

Результатом возникшего по этому поводу конфликта стал временный уход Зайцева с АЗЛК .

Собранный к 1970 году ходовой образец, по современной оценке, получился устаревшим уже на момент своего создания. Было ясно — необходимы принципиально новые идеи и решения.

3-5-5, 3-5-6

«3-5-5» отличали вполне современные для начала семидесятых годов дизайн и агрегатная часть и вместительный салон, по отделке существенно превосходящий модели «ВАЗ».
«Москвич-3-5-6» в Музее московского транспорта.

В 1972 году был собран образец «3-5-5», он был окрашен в серебристый металлик. Автомобиль в целом унаследовал от «3-5-2» основные габаритные размеры, но дизайн был совершенно новым, более гармоничным и современным; «3-5-5» отчасти напоминал на тот момент лишь только запущенный в серию BMW пятой серии E12 . При этом, в облике автомобиля присутствовали легко узнаваемые «москвичовские» черты, обозначающие преемственность поколений — ребро жёсткости на боковине, форма передних крыльев, оформление панели задка, фары (серийные от «Москвича-412») и клетчатая решётка радиатора. Салон был унаследован в целом от предыдущего прототипа («3-5-4»).

Предусматривалась зависимая рычажно-пружинная подвеска задних колёс, силовые агрегаты увеличенного объёма (1,6, 1,7 и 1,8 л), модернизированная коробка передач. Автомобиль имел также просторный салон, большой багажник с вертикально размещенной «запаской», гнутые боковые стёкла и травмобезопасные ручки дверей.

Отдельные черты дизайна «3-5-5» были реализованы на разрабатывавшейся параллельно модели « Москвич-412Н », запущенной в производство с начала 1976 года.

Только к началу 1974 года был собран следующий прототип — «3-5-6», отличавшийся от «3-5-5» полностью новым салоном, при разработке которого первые в отечественной практике был применён посадочный макет, автоматической коробкой передач фирмы Borg-Warner, иным оформлением кузова. Ходовой прототип был окрашен в светло-зелёный металлик и имел двигатель объёмом 1,8 литра с двумя карбюраторами Zenith (103 л. с.). Этот автомобиль находился в коллекции музея ОАО «Москвич», в настоящее время находится в коллекции Музея московского транспорта на Рогожском Валу .

Согласно воспоминаниям бывшего главного конструктора Александра Андронова , покинувшего завод в 1972 году, работы по серии 3-5 были прекращены по настоянию тогдашнего директора Валентина Коломникова, ожидавшего перевода в министерство и не желавшего брать на себя ответственность за постановку на конвейер принципиально новой модели . По утверждению его оппонента Виктора Зайцева, за время работ над серией мировой автопром ушёл далеко вперед, «машины получались грубыми, устаревшими» . Так или иначе, в 1975 году была начата работа над новой серией перспективных «Москвичей» . Первая машина в рамках этого проекта, доведённая до стадии постройки ходовых образцов, на ранних этапах имела наименование 3-5-8, но её быстро переименовали в С-1.

Примечания

  1. Владимир Еремкин. . Авторевю , №5 2002 (март 2002). Дата обращения: 24 января 2022. 15 ноября 2015 года.
  2. Александр Фёдорович Андронов. Думы о труде. — ЛитРес, 2016. — ISBN 9785448302503 .

См. также

Источник —

Same as АЗЛК серии 3-5-(x)