Interested Article - 16-мм киноплёнка

16-мм киноплёнка киноплёнка шириной 15,95±0,025 миллиметра с одним или двумя рядами перфорации . Получила широкое распространение в современном кинопроизводстве с небольшими бюджетами .

Фильмокопия чёрно-белого звукового фильма на 16-мм киноплёнке

До недавнего времени использовалась кинопередвижками и в учебных заведениях для кинопоказа при небольших зрительских аудиториях . Кроме того, 16-мм киноплёнка была распространена в исследовательских работах, например для высокоскоростной киносъёмки . Разновидностью 16-мм киноплёнки считается двойная плёнка шириной 32-мм, предназначенная для тиражирования фильмов в этом формате с последующим разрезанием .

Особенности

«Нормальная» киноплёнка 35-мм и «узкая» 16-мм с оптическими дорожками

Узкая киноплёнка шириной 16-мм на негорючей диацетатной подложке была выпущена компанией Eastman Kodak в 1923 году , как альтернатива любительской 9,5-мм плёнке «Пате-Бэби» французской студии « Pathé » . Попытки двух компаний договориться о создании общего формата оказались безуспешными, и некоторое время стандарты существовали параллельно . В результате успешного внедрения звука на 16-мм киноплёнке и популярности первой цветной обращаемой плёнки Kodachrome , этот формат вытеснил французского конкурента. Принципиальным отличием от киноплёнок, изначально предназначавшихся для профессионального кино, кроме материала подложки стала конструкция кинопроекторов , рассчитанных на такую же зарядку узкоплёночного фильма, как в киносъёмочном аппарате : эмульсией к объективу . Это объясняется тем, что процесс контактной печати изначально не предусматривался для любительского кино, предполагающего использование обращаемой киноплёнки. Поэтому при тиражировании 16-мм фильмокопий для получения на экране прямого изображения применяется оптическая печать через подложку негатива .

При шаге перфорации 7,62 мм (для позитивной киноплёнки) размер стандартного кадра формата 16-мм составляет 10,05×7,45 мм . Размеры кадрового окна кинопроектора несколько меньше: 9,45×7,05 мм . Соотношение сторон экрана такого фильма близко академическому и составляет 1,34:1. Перфорация располагается напротив межкадровых промежутков, а её шаг совпадает с шагом кадра. Первая 16-мм киноплёнка выпускалась только с двухсторонней перфорацией. В 1932 году в связи с распространением звукового кино от одного ряда перфораций отказались, и вся аппаратура стала поддерживать одностороннюю перфорацию . С двухсторонней перфорацией поставляются киноплёнки, не предназначенные для печати фильмокопий с фонограммой и пригодные для высокоскоростной киносъёмки . Некоторые негативные и обращаемые сорта с односторонней перфорацией снабжались двумя магнитными дорожками: широкой, расположенной на месте отсутствующего ряда перфорации, и узкой «балансировочной» с противоположного края. В СССР 16-мм киноплёнка получила широкое распространение, а расположение кадра и фонограммы на фильмокопиях регламентировались по ГОСТ 25704-83 .

Негативная и обращаемая 16-мм киноплёнки снабжаются футажными номерами с интервалом в 20 кадров для последующего монтажа . На советских киноплёнках интервал между футажными номерами этих же сортов составлял 40 кадров . Для тиражирования 16-мм фильмокопий использовалась киноплёнка шириной 32-мм с двумя рядами перфораций . При этом с одного 35-мм контратипа путём оптического размножения получали два изображения одного и того же кадра на разных половинах киноплёнки. После печати и лабораторной обработки киноплёнка разрезалась вдоль, давая две идентичные 16-мм фильмокопии с односторонней перфорацией и оптической или магнитной совмещённой фонограммой . Такая технология позволяла удешевить печать, и для неё выпускались специальные кинокопировальные аппараты , например советский «25АМО—1» . Широкоэкранные фильмы перепечатывались на такую же киноплёнку аппаратом «23ЮТО—1» с пансканированием . За пределами СССР получила некоторое распространение печать на 16-мм киноплёнке широкоэкранных фильмокопий с анаморфированным кадром .

Использование

16-мм фильмокопия с оптической фонограммой

Несмотря на малую площадь кадра, в течение десятилетия новый формат получил распространение в профессиональном кино в отраслях, где компактность и мобильность важнее качества изображения. По сравнению с «нормальной» 35-мм киноплёнкой узкая позволяет как минимум вдвое уменьшить массу и размеры киноаппаратуры, а также снизить затраты: себестоимость одной части узкоплёночного фильма в три раза ниже, чем обычного . Вес 16-мм фильмокопии в 5,5 раз ниже обычной, что значительно облегчает транспортировку . 16-мм кинопроекторы, как правило, не требуют стационарной установки и квалифицированного обслуживания, позволяя быстро разворачивать киноустановку в мало приспособленных местах . До всеобщего запрета нитратной 35-мм киноплёнки в 1948 году важнейшим достоинством узкоплёночных фильмов была их пожарная безопасность и возможность организации киносеанса в необорудованных залах . Поэтому копии большинства фильмов дополнительно печатались в дешёвом 16-мм варианте для кинопередвижек и учебных заведений. В США такие фильмокопии можно было взять напрокат для домашнего просмотра. 16-мм киноплёнка использовалась и в профессиональном кинопрокате: в начале 1983 года в СССР доля платных киноустановок, оснащённых аппаратурой этого формата, достигала 18,7% от общего количества . До появления видеокамер и видеомагнитофонов 16-мм кинокамеры широко использовались в документальном и прикладном кинематографе, а также для съёмки телерепортажей, поскольку качество получаемого изображения было достаточным для телевидения стандартной чёткости .

Кроме удобства и мобильности, узкоплёночные камеры оказались менее шумными и лучше приспособленными для синхронной съёмки : некоторые из них позволяли создавать совмещённую фонограмму непосредственно на отснятой плёнке . Узкоплёночные микст-камеры массово выпускались американскими компаниями Auricon, Cinema Products, Mitchell , а также Московским заводом киноаппаратуры (16СР, «Русь» 2СР) . Для оперативной подготовки новостных сюжетов могла применяться обращаемая киноплёнка, выпускавшаяся только узких форматов и пригодная для телекинопроекции сразу после лабораторной обработки. Некоторой популярностью пользовалась технология кинопроизводства , предусматривающая съёмку на 16-мм обращаемую киноплёнку с последующей оптической печатью тиража 35-мм дубльнегативов , минуя интерпозитив . Благодаря высокому качеству цветопередачи и мелкому зерну обращаемых плёнок, такой способ давал выигрыш за счёт лёгкости малошумных узкоплёночных кинокамер и вспомогательной операторской техники . С появлением кадра « Супер-16 » съёмка кашетированных фильмов на негатив этого формата получила широкое распространение. В 2008 году на 16-мм киноплёнку снимались 24% художественных фильмов во всём мире . С применением узкоплёночной микст-камеры «Cinema Products CP-16A» снят известный фильм « Ведьма из Блэр » . Особенно широко 16-мм киноплёнка используется при съёмке телесериалов . Например, все 9 сезонов сериала «Клиника» отсняты узкоплёночными камерами формата «Супер-16» .

Малые шаг кадра и масса перемещаемого фотоматериала сделали узкую плёнку предпочтительной в некоторых прикладных областях. В кинорегистраторах видео 16-мм киноплёнка обеспечивала наиболее полную запись телевизионного кадра за счёт специального грейфера с ускорителем, непригодного для 35-мм аналога . Ещё одна область, в которой 16-мм формат оказался выгоднее более широких — скоростная киносъёмка . Высокие скорости доступны не только при непрерывном движении плёнки с оптической компенсацией, но даже с прерывистым, делая полученный материал пригодным для обычного кинематографа. Выгоды от небольших размеров 16-мм кинокамер активно использовались при профессиональной съёмке спорта, позволяя снимать с точек, недоступных 35-мм аппаратуре. Во время зимней Олимпиады 1976 года для отчётного 35-мм фильма проводилась киносъёмка двумя миниатюрными 16-мм камерами «Cinema Products GSAP», закреплёнными на лыжах некоторых спортсменов во время прыжков с трамплина .

Компактность 16-мм аппаратуры и высокое качество изображения делали формат пригодным и для скрытной киносъёмки спецслужбами . В СССР для этих целей были разработаны кинокамеры «Имбирь», «Заряд», С-97 и другие . 16-мм киноплёнка получила распространение в любительском кино , став особенно популярной после выпуска в 1935 году первой цветной многослойной плёнки Kodachrome именно этого формата. Семью годами раньше Kodak освоил выпуск первой в мире цветной 16-мм киноплёнки с лентикулярным растром . Однако, несмотря на эти достижения, более экономичная 8-мм киноплёнка после своего появления постепенно вытеснила 16-мм формат из любительского кино . В Советском Союзе на 16-мм киноплёнку снимали, в основном, объединения кинолюбителей, организованные при учреждениях культуры.

16-мм аппаратура

Первые 16-мм кинокамеры были выпущены компанией Eastman Kodak одновременно с киноплёнкой . Оценив перспективы нового формата, производство соответствующей аппаратуры быстро наладили Bell & Howell , Siemens , Zeiss Ikon и другие предприятия, специализирующиеся на точной механике . Из ранних моделей наиболее известны камеры «Filmo» и «Cine Kodak». Одной из первых 16-мм аппараты профессионального класса стала производить швейцарская компания Bolex .

В СССР первая собственная 16-мм кинокамера «16С-1» выпущена заводом «Ленкинап» в 1948 году . В дальнейшем выпускались любительские («Киев», «Альфа», «Красногорск» ) и профессиональные 16-мм кинокамеры («Русь 16-СК», « Кинор 16СХ-2М », «Спутник», «16-СП»). В настоящее время 16-мм киносъёмочная аппаратура выпускается только за рубежом: « Arriflex 16SR -3», « Arriflex 416 », « Aaton XTR», «Panaflex 16» и др. Выпуск любительской аппаратуры прекращён. Компания «Photo Sonics» выпускает камеру для ускоренной киносъёмки с частотой до 1000 кадров в секунду. В 2000-х годах появился класс цифровых кинокамер с размером сенсора , совпадающим с кадром «Супер-16», и пригодным для 16-мм съёмочной оптики. Наиболее известные из них — шведские «Bolex D16» и «Ikonoskop» .

Первый звуковой 16-мм кинопроектор выпущен на рынок компанией Eastman Kodak в 1936 году . С тех пор подавляющее большинство кинопроекционной аппаратуры этого формата выпускалось с оптической звукочитающей системой, а некоторые модели дополнялись магнитным звукоблоком. В СССР первые немые кинопроекторы «А-16» начали выпускаться в 1932 году одесским заводом треста «Киномехпром» . На смену им пришло семейство «16-НП», разные модели которого выпускались до середины 1960-х годов . В дальнейшем выпускались только звуковые аппараты: «16-ЗП-6», «Школьник» ПУ-16-2, «Украина» ПП-16-1, «Украина-4» ПП-16-4 и более современные «Украина-5» П16П1 и «Украина-7» П16П3 . Марки «Школьник» и «Украина» централизованно распределялись в учебные заведения, и имелись в большинстве советских школ.

В отличие от любительских 8-мм кинопроекторов эти аппараты поставлялись только в составе киноустановки , включавшей также автотрансформатор , усилитель звука , громкоговоритель , экран и склеечный пресс . Портативные 16-мм кинопроекторы «ЛКП», « Радуга » КП-1, «Каштан» КЛН-1 и 16-КПЗЛ-3 были рассчитаны на подключение внешнего усилителя или оснащались портативным звуковоспроизводящим устройством в съёмном футляре . Наиболее совершенную конструкцию имели кинопроекторы «Эра-101» и «Эра-103 автомат», оснащённые автоматической зарядкой фильма и дистанционным управлением . Для небольших кинотеатров выпускались стационарные кинопроекторы 16ПС-1 «Черноморец» и КПС-16-2 с ксеноновой лампой , рассчитанные на установку в специальной аппаратной и непрерывный показ двумя постами . Кроме того, выпускалась 16-мм приставка «ЮП-1», предназначенная для демонстрации узкоплёночных фильмов стационарными 35-мм и широкоформатными кинопроекторами .

Супер-16

Стандарты Super-16 и 16-мм

В 1969 году шведский кинооператор Руне Эриксон предложил производственный формат — « Супер-16 » на 16-мм киноплёнке с односторонней перфорацией . Он был рассчитан на последующее увеличение при оптической печати кашетированных совмещённых фильмокопий на 35-мм киноплёнке. Для печати на 16-мм киноплёнке новый формат непригоден, поскольку ширина его кадра увеличена за счёт отказа от резервирования пространства для звуковой дорожки с одного края плёнки. Первые камеры формата «Супер-16» были получены переделкой стандартных в мастерских киностудий, но через некоторое время многие производители запустили промышленный выпуск оборудования: киносъёмочной аппаратуры, кинокопировальных аппаратов , монтажных столов и т. д. В настоящее время кадр «Супер-16» принят в качестве международного стандарта SMPTE наряду с обычным кадром 16-мм.

В СССР формат не применялся, но в настоящее время широко используется в России и за рубежом для съёмки телесериалов по технологии Digital Intermediate , поскольку информационная ёмкость такого кадра на современных сортах плёнки достаточна для телевидения высокой чёткости .

Ультра-16

Впервые использован кинооператором Фрэнком Демарко при съёмках кинопроб для фильма « Пи ». Формат «Ультра-16» так же является производственным и отличается от «Супер-16» симметричным расположением кадра относительно киноплёнки. Кадр «Ультра-16» получается увеличением стандартного на 0,77 мм с каждой стороны по ширине. При этом углы экспонируемого участка частично заходят на перфорацию . Полезная площадь кадра с соотношением сторон 1,85:1 занимает всю высоту между перфорациями и составляет 11,8×6,25 мм. С него возможна оптическая печать кашетированных фильмокопий , а также получение видео высокой чёткости формата 16:9

Достоинство формата заключается в более простой переделке стандартной киносъёмочной аппаратуры, чем для «Супер-16» с такой же площадью кадра. Для кадрирования может использоваться штатный видоискатель , поскольку кадровое окно растачивается симметрично . Остаётся пригодной вся 16-мм оптика без бокового смещения байонета относительно оси киноплёнки. Более того, просмотр полученного фильма возможен стандартным кинопроектором с незначительным срезанием изображения справа и слева, а после доработки фильмового канала кадр виден целиком . В отличие от «Супер-16» новый размер кадра не принят в качестве международного стандарта, и используется кинематографистами неофициально. Съёмочная аппаратура этого формата не выпускается промышленно, а переделывается из обычной.

См. также

Источники

  1. . ГОСТ 20904-82 . ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др. (1 июля 1983). Дата обращения: 12 февраля 2015. 12 февраля 2015 года.
  2. , с. 41.
  3. , с. 49.
  4. , с. 35.
  5. , с. 203.
  6. , с. 56.
  7. , с. 66.
  8. , с. 38.
  9. , с. 383.
  10. , с. 234.
  11. . Kodak . Дата обращения: 10 мая 2012. 11 августа 2012 года.
  12. . ГОСТ 25704—83 . ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др. (1 января 1985). Дата обращения: 24 января 2015. 24 сентября 2015 года.
  13. . ГОСТ 26569—85 . ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др. (26 июня 1985). Дата обращения: 8 января 2015. 23 января 2015 года.
  14. , с. 499.
  15. , с. 403.
  16. , с. 4.
  17. , с. 401.
  18. , с. 397.
  19. , с. 75.
  20. , с. 40.
  21. , с. 447.
  22. , с. 32.
  23. , с. 30.
  24. , с. 6.
  25. , с. 58.
  26. (англ.) . Classic Motion Picture Cameras . Cinematographers. Дата обращения: 7 сентября 2014. 20 октября 2012 года.
  27. . Кинокамеры . Сайт кино и видеотехники XX века. Дата обращения: 14 декабря 2014. 14 декабря 2014 года.
  28. , с. 42.
  29. Алексей Бочков. . Кинопроизводство . журнал «Broadcasting» (2008). Дата обращения: 19 сентября 2015. 23 сентября 2015 года.
  30. (англ.) . Ведьма из Блэр . IMDb . Дата обращения: 25 июня 2015. 24 июля 2013 года.
  31. , с. 24.
  32. Wesley S. Griswold, « от 24 мая 2016 на Wayback Machine », Popular Science , Февраль 1955, с. 118.
  33. , с. 48.
  34. Keith Melton, Владимир Алексеенко. . Камеры для разведцелей . Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 11 октября 2016. 12 октября 2016 года.
  35. , с. 384.
  36. (англ.) . KODAK FILM HISTORY . Kodak . Дата обращения: 17 июля 2013. 30 августа 2013 года.
  37. , с. 52.
  38. , с. 120.
  39. (англ.) . Cine Collection . Anna & Terry Vacani. Дата обращения: 3 февраля 2015. 3 февраля 2015 года.
  40. , с. 25.
  41. , с. 54.
  42. (англ.) . Camera . Digital Bolex. Дата обращения: 3 февраля 2015. 3 февраля 2015 года.
  43. Andrew Reid. (англ.) . Reviews . EOSHD (23 ноября 2012). Дата обращения: 3 февраля 2015. 3 февраля 2015 года.
  44. , с. 44.
  45. . Кинопроекторы . Сайт кино- и видеотехники XX века. Дата обращения: 10 февраля 2015. 10 февраля 2015 года.
  46. , с. 228.
  47. , с. 231.
  48. , с. 286.
  49. , с. 572.
  50. , с. 1.
  51. , с. 56.
  52. (англ.) . Film Formats . Cinematographers. Дата обращения: 8 января 2015. 12 января 2015 года.
  53. (англ.) . Camera technologies . Arri . Дата обращения: 9 мая 2012. 19 сентября 2012 года.
  54. (англ.) . Movie-project Consultant. Дата обращения: 22 января 2015. 22 января 2015 года.
  55. Jacob Dodd. (англ.) . James River Film Journal (27 октября 2010). Дата обращения: 22 января 2015. 22 января 2015 года.
  56. (англ.) . Ultra 16 . Film is fine (29 апреля 2014). Дата обращения: 22 января 2015. Архивировано из 22 января 2015 года.

Литература

  • Г. Андерег, Н. Панфилов. Глава IX. Изготовление звуковых фильмов // / Д. Н. Шемякин. — Л.,: «Лениздат», 1977. — С. —236. — 368 с.
  • Сим. Р. Барбанель, Сол. Р. Барбанель, И. К. Качурин, Н. М. Королёв, А. В. Соломоник, М. В. Цивкин. / С. М. Проворнов. — 2-е изд.. — М.,: «Искусство», 1966. — 636 с. от 13 ноября 2014 на Wayback Machine
  • Н. Д. Бернштейн. / И. Бернштейн. — Бостон: «Наука и кинотехника», 2007. — Т. 2. — 158 с. — ISBN 978-0-9792808-7-0 .
  • Ю. А. Василевский, В. Г. Комар, В. Б. Мунькин, А. С. Темерин, В. Л. Трусько, В. В. Чаадаев, Ю. П. Черкасов. Системы кинематографа с различными форматами кадра // « Техника кино и телевидения » : журнал. — 1985. — № 1 . — С. 5—11 . — ISSN .
  • Н. И. Воронов, С. Я. Голосинский, А. П. Иванов, В. Ф. Пиявский, Г. Ю. Просвирнин, М. Р. Фридман. Новая базовая модель кинокопировального аппарата оптической аддитивной печати // « Техника кино и телевидения » : журнал. — 1980. — № 10 . — С. 3—10 . — ISSN .
  • Е. М. Голдовский . Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • О. Ф. Гребенников. Киносъёмочная аппаратура / С. М. Проворнов. — Л.,: «Машиностроение», 1971. — 352 с. — 9000 экз.
  • Гордийчук, И. Б. Системы узкоплёночного кинематографа // Справочник кинооператора / И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. — М., : Искусство , 1979. — С. 34—38. — 440 с.
  • Ершов К. Г. Глава 6. Технические средства звукозаписи при киносъёмке // / С. М. Проворнов. — Л.,: «Машиностроение», 1988. — С. 192—236. — 272 с. — ISBN 5-217-00276-0 .
  • Е. А. Иофис . Глава II. Оценка свойств киноплёнок // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М.,: «Искусство», 1964. — С. 24—68. — 300 с.
  • Кудряшов, Н. Как самому снять и показать кинофильм. — 1-е изд. — М., : , 1952. — С. 5—9. — 252 с.
  • Александр Лакуша. // «MediaVision» : журнал. — 2014. — № 2 . — С. 52 .
  • Н. А. Майоров. // «Мир техники кино» : журнал. — 2014. — № 1 (31) . — С. 38—44 . — ISSN .
  • С. М. Проворнов, И. С. Голод, Н. Д. Бернштейн. Кинокопировальная аппаратура / Л. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1962. — 315 с.
  • Максим Томилин. Джордж Истмен и фотография на плёнке // «Фотомагазин» : журнал. — 2001. — № 1—2 . — С. 117—121 . — ISSN .
  • Ю. П. Черкасов. Справочник киномеханика / Л. А. Савина. — М.,: «Высшая школа», 1988. — 415 с. — ISBN 5-06-001188-7 .
  • И. В. Шор. Звуковая кинопередвижка / Н. Гарвей. — М. : Госкиноиздат, 1949. — 576 с.
  • Bob Fisher. (англ.) // «Highdef» : журнал. — 2008. — Ноябрь—декабрь ( no. 6 ). — P. 24—25 .

Ссылки

  • (англ.) . Spare Time Labs 2.0. Дата обращения: 22 января 2015.
  • (англ.) . YouTube (3 февраля 2012). Дата обращения: 21 февраля 2015.
Источник —

Same as 16-мм киноплёнка