Артюшенко, Зинаида Трофимовна
- 1 year ago
- 0
- 0
Тама́ра Хану́м ( узб. Tamaraxonim ; настоящее имя — Тама́ра Артёмовна Петрося́н ; 16 (29) марта 1906 , Новый Маргилан , Ферганская область , Российская империя — 30 июня 1991 , Ташкент , Узбекская ССР , СССР ) — советская, узбекская танцовщица , певица , актриса , хореограф . Народная артистка СССР (1956). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941) .
Тамара Петросян родилась 16 (29) марта 1906 года в Новом Маргилане (ныне — Фергана , Узбекистан ) (по другим источникам — в посёлке железнодорожной станции Горчаково Маргиланского горсовета) ). По национальности армянка .
С 1919 года выступала в составе агитбригады под руководством Хамзы Ниязи .
В 1921—1922 годах — актриса Ташкентского русского театра оперы и балета им. Я. Свердлова .
В 1922 году поступила на учёбу в Ташкентскую балетную труппу и стала танцевать в полупрофессиональных концертных группах, которыми руководили первые узбекские артисты Ятым Бабаджанов , Абрар Хидоятов и Али Ибрагимов .
В 1924 году окончила Центральный техникум театрального искусства (ЦЕТЕТИС) (ныне — ГИТИС ) в Москве.
В 1924—1928 годах — солистка концертной труппы М. Кари-Якубова (с 1926 — концертно-этнографический ансамбль, с 1928 — музыкально-экспериментальный ансамбль).
В 1925—1929 годах выступала в музыкально-драматических театрах Самарканда , Коканда , Андижана , где играла роли Ширин («Фархад и Ширин» Хуршида), Гульчехры (« Аршин мал алан » У. Гаджибекова ), Халимы («Халима» Г. Зафари).
В 1929—1934 годах работала в Самаркандском музыкально-драматическом театре (с 1931 — в Ташкенте, реорганизован в Узбекский музыкально-драматический театр) .
Участвовала в становлении национального балетного театра. В 1929—1934 годах — солистка и одна из организаторов Узбекского музыкально-драматического театра в Самарканде (с 1931 — в Ташкенте), созданного на базе музыкально-экспериментального ансамбля (с 1939 — Государственный узбекский театр оперы и балета, ныне — Большой театр имени Алишера Навои ). Возглавляла танцевальную труппу в театре.
В 1933 году участвовала в организации балетной студии при Узбекском музыкально-драматическом театре (позже — Узбекская республиканская балетная школа, с 1947 — Узбекское хореографическое училище, ныне — Ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии) .
В 1934—1935 годах — одна из организаторов, балетмейстер, танцовщица и педагог-репетитор Хорезмского областного музыкально-драматического театра (ныне — имени Агахи) в Ургенче .
В 1934 году играла роль Индры в балете «Ференджи» .
С 1936 по 1941 год — солистка и хореограф Узбекской филармонии и Государственного узбекского театра оперы и балета.
Сорок пять дней пела, танцевала и работала как строитель на Большом Ферганском канале . Будучи уже далеко не молодым человеком, выезжала на строительство Братской ГЭС в Иркутскую область .
В 1941—1969 годах — организатор, художественный руководитель, балетмейстер и солистка музыкального ансамбля Узбекской филармонии.
Артистическую деятельность совмещала с большой агитационной работой, принимала активное участие в движении за раскрепощение женщин-мусульманок.
В годы войны активно участвовала во фронтовых бригадах, дала более 1000 концертов, внесла в фонд обороны присужденную ей Сталинскую премию , передала средства на строительство самолетов и танков. В 1944 года выступала с концертами перед трудмобилизованными среднеазиатскими рабочими в Челябинской и Молотовской областях .
Член ВКП(б) с 1941 года. Депутат Верховного Совета Узбекской ССР с 1937 и с 1948 года.
Умерла 30 июня 1991 года в Ташкенте. Похоронена на Чигатайском кладбище .
Тамара Ханум — реформатор исполнительского стиля узбекского женского танца, изучала песенный и танцевальный фольклор народов мира, создала жанр песенно-танцевальной миниатюры. В её программах «Песни и танцы народов СССР» и «Песни и танцы народов мира» более 500 песен на 86 языках, хореографические композиции, танцы многих народов мира .
Исполнительское искусство отличалось особой выразительностью мимики и жеста («поющие руки»). Среди танцев — узбекские (катаугон, кари наво, кешауюн, пиля), хорезмская сюита (дил хроук, садр и др.). Участвовала в создании либретто первого узбекского балета «Гуландом» Е. Г. Брусиловского . Исполняла танцы в собственной постановке.
Гастролировала за рубежом: Франция (1925), Англия (1935), Польша (1948), КНР (1953), Норвегия (1953), Индонезия (1957), Чехословакия (1959), Германия, Иран, Италия, Турция, Индия, Монголия, Пакистан и др.
В числе первых демонстрировала узбекское искусство за рубежом на Всемирной выставке декоративного искусства (Париж, 1925). Участница 1-го Всемирного фестиваля народного танца (Лондон, 1935).
Мы очень любим Вас. И наша любовь рождена теми индийскими танцами, которые родились в Индии и исполнены Вами. С тех пор Вы — наша. Радж Капур
Вы — дочь всех тех народов, песни которых поёте. Т. Комар, польский литературовед
Тамара Ханум — путеводная звезда Востока. Майя Плисецкая
Тамара — редкое явление в нашем искусстве, и в искусстве вообще Юнус Раджаби