Эйфель, Гюстав
- 1 year ago
- 0
- 0
Гюста́в Флобе́р ( фр. Gustave Flaubert ; 12 декабря 1821 , Руан — 8 мая 1880 , ) — французский прозаик - реалист , считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века.
Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию « точного слова » ( le mot juste ). Наиболее известен как автор романа « Мадам Бовари » (1856). Другие произведения Флобера — романы « Саламбо », « Воспитание чувств », « Бувар и Пекюше », философская драма « Искушение святого Антония ».
Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в городе Руане в буржуазной семье. Его отец, Ахилле-Клеофас Флобер, был известным врачом, заведовавшим хирургическим отделением руанской больницы . По словам Ги де Мопассана , это был хирург «с большим талантом и большой известностью», по характеру «человек простой, прямой и резкий» . Мать, Анна Жюстин Каролин (урожденная Флёриот; 1793—1872) родом из нормандской семьи . Его бабка, Шарлотта Камбремер, была подругой детства Шарлотты Корде . Он был младшим ребёнком в семье. Кроме Гюстава в семье было двое детей: старшая сестра и брат. Двое других детей не выжили.
Детство писатель провёл безрадостно в тёмной квартире врача. Он начал писать в раннем возрасте, по некоторым источникам, уже в восемь лет .
С 1832 года учился в Королевском коллеже и лицее в Руане , где с приятелем (Эрнест Шевалье) организовал рукописный журнал «Искусство и прогресс» в 1834 году. В этом журнале появился его первый публичный текст.
В 1836 году он встретил жену французского издателя Мориса Шлезингера — Элизу Шлезингер, которая оказала глубокое влияние на писателя. Свою молчаливую, безответную страсть он пронёс через всю жизнь и отобразил её в романе « Воспитание чувств ».
Юность писателя связана с провинциальными городами Франции , которые он неоднократно описывал в своём творчестве. В 1840 году Флобер поступил на факультет права в Париже. Там он вёл богемную жизнь , встречался с многими известными людьми, много писал. В конце 1840 года он путешествовал по Пиренеям и Корсике . Бросил учёбу в 1843 году после провала на экзамене и первого эпилептического припадка. В 1844 году писатель поселился на берегу Сены , в Круассе недалеко от Руана. Образ жизни Флобера характеризовался замкнутостью, стремлением к самоизоляции. Время и силы он старался посвящать литературному творчеству .
В 1846 году умер его отец, а через некоторое время и сестра. Его отец оставил ему солидное наследство , на которое он мог безбедно жить.
Со своим давним другом Максимом Дюканом он путешествовал по Бретани в 1846 году . Флобер вернулся в Париж в 1848 году для участия в Революции . С 1848 по 1852 год осуществил путешествие на Восток. Он посетил Египет и Иерусалим , через Константинополь и Италию . Свои впечатления он записывал и использовал в произведениях.
С 1855 года в Париже Флобер посещает многих писателей, в том числе братьев Гонкур , Бодлера , а также встречается с Тургеневым . В июле 1869 его сильно потрясла смерть друга Луи Буйе .
Во время оккупации Франции Пруссией Флобер вместе с матерью и племянницей скрывался в Руане. Его мать умерла в 1872 году, и в это время у писателя уже начались проблемы с деньгами. Начинаются проблемы и со здоровьем. Он продает своё имущество, покидает квартиру в Париже. Он публикует одно за другим свои произведения.
Последние годы жизни писателя были омрачены финансовыми проблемами, проблемами со здоровьем и предательством друзей. На Флобера значительно повлияли мысли Спинозы . Он был также пантеистом .
Умер Гюстав Флобер 8 мая 1880 года в результате инсульта . На похоронах присутствовало много писателей, среди которых Эмиль Золя , Альфонс Доде , Эдмон Гонкур и др.
С 1846 по 1854 год Флобер имел отношения с поэтессой Луизой Коле ; его письма к ней сохранились . Флобер никогда не был женат и никогда не имел детей. Причина отсутствия у него детей раскрывается в письме от 11 декабря 1852 года, которое он отправил в Куле. В нём он заявил, что он против рождения ребёнка, заявив, что он «никому не передаст обострение и позор существования». По словам его биографа Эмиля Фаге, его отношения с Луизой Коле были его единственными серьёзными романтическими отношениями .
Есть сведения, что у Флобера были любовные связи с матерью Ги де Мопассана — Лаурой Ле-Пуатвен — именно поэтому у них были дружеские отношения.
В феврале 1843 года Флобер начал писать роман « Воспитание чувств », работу над которым он закончил 7 января 1845 года. Наряду с целым рядом других ранних произведений этот первый роман Флобера при его жизни остался неизданным. В дальнейшем писатель к нему не возвращался; из его переписки известно, что такое (не вполне выраженное) намерение у него было, однако оно не получило продолжения. Этот роман был впервые опубликован в 1910 году и позже неоднократно переиздавался, в том числе и отдельным изданием. По ранее распространённой и консервативной точке зрения он рассматривался всего лишь как первая редакция одноимённого зрелого романа Флобера, однако современные исследователи избегают называть его «версией» или «редакцией» романа 1869 года с тем же названием, признавая вполне самостоятельный характер первого произведения .
В 1849 году он завершил первую редакцию «Искушения святого Антония» — философской драмы, над которой впоследствии работал всю жизнь. В мировоззренческом отношении она проникнута идеями разочарования в возможностях познания, что проиллюстрировано столкновением разных религиозных направлений и соответствующих доктрин.
Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа « Госпожа Бовари » (1856), работа над которым началась осенью 1851 года. Свой роман писатель попытался сделать реалистическим и психологичным. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали». Роман оказался одним из важнейших предвестников литературного натурализма , однако в нём отчётливо выражен скепсис автора по отношению не только к современному обществу, но и к человеку вообще. Как отмечал Б. А. Кузьмин ,
в самом творчестве Флобер как бы стыдится проявить своё сочувствие к людям, не стоящим этого сочувствия, и в то же время считает ниже своего достоинства показать свою ненависть к ним. Как равнодействующая этой потенциальной любви и вполне реальной ненависти к людям и возникает флоберовская поза бесстрастия .
Некоторые отмеченные литературоведами формальные особенности романа — очень длинная экспозиция, отсутствие традиционного положительного героя. Перенесение действия в провинцию (при её резко негативном изображении) ставит Флобера в ряд писателей, в творчестве которых антипровинциальная тема была одной из основных. Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием (1857).
Подготовительный период работы над историческим романом « Саламбо » потребовал поездки на Восток и в Северную Африку. Роман, в котором повествуется о восстании наёмников в Карфагене в III веке до н. э., вышел из печати в 1862 году.
Через семь лет, в ноябре 1869 года, Флобер завершил работу над окончательным вариантом романа «Воспитание чувств». Этот роман был насыщен социальными проблемами. В частности, в нём описываются европейские события 1848 года. Также в роман вошли собственные события жизни автора, как например, первая влюблённость. Роман встретили холодно, и было напечатано только несколько сотен экземпляров.
В 1877 году Флобер публикует в журналах повести « Простое сердце », « Иродиада » и « » , написанные в перерывах между работой над последним романом « Бувар и Пекюше », оставшимся неоконченным, хотя о его финале мы можем судить по сохранившимся авторским наброскам, достаточно подробным. Повести написаны Флобером за несколько лет до его смерти, после провала пьесы «Кандидат» и безуспешной попытки предложить театрам пьесу «Слабый пол». Это был сложный для писателя период, вызванный серьёзными материальными проблемами, а также тяжёлой болезнью ( эпилепсия ) и её последствиями.
С 1877 по 1880 год он занимался редакцией романа «Бувар и Пекюше». Это сатирическое произведение, которое опубликовали после смерти писателя в 1881 году.
Блестящий стилист, тщательно оттачивавший слог своих произведений, Флобер оказал огромное влияние на всю последующую литературу и привёл в неё ряд талантливых авторов, среди которых были Ги де Мопассан и Эдмон Абу .
Сочинения Флобера были хорошо известны в России, о них сочувственно писала русская критика. Его произведения переводил И. С. Тургенев , связанный с Флобером близкой дружбой, А. А. Блок , М. А. Волошин ; М. П. Мусоргский работал над созданием оперы по мотивам «Саламбо».
Пётр Ильич Чайковский в последние годы жизни увлёкся чтением работ французского писателя. По мнению кандидата искусствоведения Ольги Захаровой, его книги оказали значительное влияние на религиозные взгляды композитора . Чайковский разделял идеи Флобера об ошибочности догмата об искуплении и о принципиальной неразрешимости тех «роковых вопросов бытия», ответы на которые даёт любая традиционная религия и практически каждая философская система .
Гюстав Флобер, современник Шарля Бодлера , занимает ведущую роль в литературе XIX века. Его обвиняли в аморальности и восхищались им, однако сегодня он признан одним из ведущих писателей. Известность ему принесли романы «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств». Его стиль соединяет в себе элементы и психологизма, и натурализма. Сам Флобер считал себя реалистом.
Работу над романом « Госпожа Бовари » Гюстав Флобер начал в 1851 году и работал пять лет. Роман опубликован в журнале Revue de Paris. По стилю роман схож с произведениями Бальзака . Сюжет рассказывает о молодом человеке по имени Шарль Бовари, который недавно закончил обучение в провинциальном лицее и получил должность врача в небольшом поселении. Он женится на молоденькой девушке, дочери богатого фермера. Но девушка мечтает о красивой жизни, она упрекает мужа в его неспособности обеспечить такую жизнь и заводит себе любовника.
Роман « Саламбо » был опубликован после романа «Госпожа Бовари». Работу над ним Флобер начал в 1857 году. Три месяца он провёл в Тунисе , изучая исторические источники. Когда роман появился в 1862 году, его приняли с большим энтузиазмом. Роман начинается с того, что наёмники празднуют победу в войне в садах своего генерала. Разозлившись на отсутствие генерала и вспоминая свои обиды, они громят его имущество. Саламбо, дочь генерала, приходит, чтобы угомонить солдат. Двое предводителей наёмников влюбляются в эту девушку. Освобождённый раб советует одному из них завоевать Карфаген , чтобы заполучить девушку.
Работа над романом « Воспитание чувств » началась в сентябре 1864 и закончилась в 1869 году. Произведение насыщено сатирическими, историческими, социально-психологическими и автобиографическими мотивами. Роман рассказывает о молодом провинциале, который отправляется на учёбу в Париж во время революции 1848 года . Там он познает дружбу, искусство, политику и не может сделать выбор между монархией, республикой и империей. В его жизни появляется много женщин, но все они не сравнимы с Мари Арну, женой торговца, которая была его первой любовью. Современники упрекали Флобера в мизантропии, отказе от морального суждения, непонимании законов стиля и композиции.
Замысел романа « Бувар и Пекюше » появился в 1872 году. Автор намеревался «разнести человечество в пух и прах», показав всю глупость современников. В романе рассказывается о том, как жарким летним днём двое мужчин, Бувар и Пекюше, случайно встречаются и знакомятся. Позднее выясняется, что у них одинаковая профессия (копировальщик) и даже совместные интересы. Если бы они могли, то жили бы за городом. Получив наследство, они покупают ферму и занимаются сельским хозяйством. Позднее выясняется их неспособность к этой работе. Они пробуют себя в области медицины, химии, геологии, политики, но с одним и тем же результатом. Разочаровавшись в науке, они возвращаются к своей профессии копировальщиков. Из-за смерти в 1880 году автор не смог завершить роман.