Средство Макропулоса
- 1 year ago
- 0
- 0
«Средство Макропулоса» ( чеш. Věc Makropulos ) — предпоследняя опера Леоша Яначека в трёх действиях на либретто композитора.
Леош Яначек побывал на премьере пьесы Карела Чапека , послужившей материалом для его либретто, 10 декабря 1922 года . На первые предложения композитора насчёт возможности написания оперы Чапек отреагировал скептически, утверждая, что пьеса крайне непоэтична и совершенно не ложится на музыку. Кроме того, он не был уверен, сможет ли он предоставить Яначеку права. В течение 1923 года переговоры на эту тему продолжались; писательница и музыкальный критик предлагала Яначеку выбрать вместо пьесы Чапека какую-нибудь из научно-фантастических повестей Герберта Уэллса . Однако 10 сентября Чапек объявил, что проблемы с правами и контрактом решены, и в ноябре Яначек приступил к созданию оперы. Черновой вариант был завершён в декабре 1924 года , ещё год потребовался на правки.
Большая часть оригинального текста была сохранена, однако Яначек добавил отсутствовавший у Чапека трагический финал — смерть главной героини Элины Макропулос (Эмилии Марти).
Считается, что образ Элины был частично вдохновлён Камилой Стоссловой, в которую композитор был влюблён в последние годы жизни. В письмах ей он отмечал, что разработка образа даётся ему тяжело, так как главная героиня — «госпожа Бр-р-р» — и нужно сделать её хоть немного теплее, чтобы вызвать сочувствие зрителей .
Впоследствии Яначек очень гордился результатом и (вновь в письме Стоссловой) рассказывал, что «Средство Макропулоса» называют его лучшим произведением. Отакар Зитек, поставивший премьерный спектакль, также вспоминал, что Яначек считал «Средство» самым драматичным из своих произведений .
Роль | Голос |
Исполнитель на премьере
18 декабря 1926 года Дирижёр: |
---|---|---|
Эмилия Марти (она же Элина Макропулос), оперная певица | сопрано | Александра Чванова |
Альберт Грегор | тенор | Эмиль Ольшовский |
Доктор Коленатый, адвокат | бас-баритон | Фердинанд Поур |
Витек, секретарь | тенор | Валентин Шиндлер |
Кристина, дочь Витека, начинающая певица | сопрано | Йожка Маттесова |
Барон Ярослав Прус | баритон | Зденек Отава |
Янек, его сын | тенор | Антонин Пелц |
Граф Гаук-Шёндорф | тенор | Вацлав Шиндлер |
Механик сцены | баритон | Ярослав Чихак |
Уборщица | контральто | Елена Ежичова |
Служанка гостиницы | контральто | |
Мужской хор за кулисами |
Место действия – кабинет доктора Коленатого
Вот уже почти сто лет тянется судебное дело Грегора против Пруса. В 1827 году барон Йозеф Прус умер бездетным, не оставив завещания; на наследство стали претендовать и кузен барона, и некий юноша по имени Фердинанд Грегор. Сейчас интересы Грегоров представляет доктор Коленатый.
Секретарь Витек в кабинете ждёт возвращения доктора из суда. Альберт Грегор, нынешний представитель истцов, приходит спросить его о решении, но Витек не может сказать ничего определённого. Появляется дочь Витека Кристина, она восторженно рассказывает о великой певице Эмилии Марти, даже не мечтая когда-то подняться до её уровня.
Коленатый приходит в сопровождении Эмилии. Она удивительно хорошо знакома с обстоятельствами дела. По её словам, Фердинанд был внебрачным сыном барона Пруса и певицы Эллиан Макгрегор, а завещание барона существует и хранится в тайнике в имении. Альберт немедленно посылает Коленатого искать документ. В отсутствие доктора он пытается заигрывать с Эмилией, но она остаётся равнодушной.
Завещание действительно обнаруживается в названном Эмилией тайнике. Коленатый возвращается вместе с Ярославом Прусом, который напоминает Альберту, что ещё нужно доказать, что Фердинанд был сыном барона. Эмилия говорит, что может доказать это.
Место действия – пустая сцена театра
Желая встретиться с Эмилией, приходит Ярослав с сыном Янеком и Кристиной. Кристина говорит Янеку, что не может продолжать с ним отношения, так как для неё важнее её работа на сцене.
Эмилия холодна со своими поклонниками – и с Альбертом, и с враз очарованным ею Янеком. Старый граф Гаук-Шёндорф уверен, что узнал в ней Эухению Монтес, цыганку, с которой у него полвека назад был роман в Андалусии; Эмилия ласково обращается к нему на испанском и говорит, что Эухения жива.
Тем временем Ярослав Прус обнаружил любовные письма, написанные барону Йозефу Элиной Макропулос. Он уверен, что она и мать Фердинанда Грегора – одно лицо.
Эмилия просит Ярослава продать ей некую бумагу, найденную вместе с завещанием. В конце концов они договариваются, что Ярослав отдаст бумагу, если Эмилия проведёт с ним ночь.
Место действия – гостиничный номер Эмилии
Хотя его разочаровала бесстрастность Эмилии, Прус отдаёт ей конверт с нужным ей документом. В этот момент ему сообщают, что его сын, безумно влюбившись в Эмилию, застрелился. Ярослав вне себя от горя, но женщина принимает и эту новость совершенно равнодушно.
Приезжают Гаук-Шёндорф, который пытается уговорить Эмилию бежать с ним, затем Альберт, Кристина и Коленатый. Заметив, что почерк певицы совпадает с почерком Эллиан Макгрегор, Коленатый подозревает её в подделке документов. Ярослав отмечает, что точно такой же почерк и у Элины Макропулос.
Наконец, Эмилия рассказывает всю правду. Она родилась в 1585 году, её настоящее имя Элина. Она была дочерью Иеронима Макропулоса, придворного алхимика императора Рудольфа II . Император приказал ему создать эликсир долголетия; когда же Макропулос это сделал, ему было приказано сперва испытать снадобье на дочери. Элина впала в кому, и алхимика бросили в тюрьму, но спустя неделю, очнувшись, девушка сбежала, взяв с собой рецепт эликсира.
Она жила под разными именами, став величайшей певицей мира. Когда-то она открыла свой секрет барону Йозефу и отдала ему рецепт, который потом долго не могла найти. Это и есть бумага, лежавшая рядом с завещанием.
Действие эликсира заканчивается, и Эмилия хотела раздобыть рецепт, чтобы прожить ещё триста лет. Однако сейчас она поняла, что долголетие с вечной юностью ей больше не нужно – её больше ничто не интересует и не волнует. Она начинает стареть на глазах у всех. Рецепт она предлагает Кристине, зная, как та мечтает достичь вершин в искусстве, но Кристина сжигает бумагу.
Прочитав начало молитвы «Отче наш» на греческом, Эмилия падает замертво.
Увертюра к «Средству Макропулоса» стала первым обращением Яначека к этому жанру с 1904 года, когда он написал (и в конце концов не включил в окончательный вариант композиции) вступление к « Енуфе ». Хотя в «Средстве Макропулоса» музыка не прерывается перед первым актом, увертюра исполнялась и отдельно, переделанная в самостоятельное произведение, например, в 1959 году, когда её записал сэр Чарльз Маккеррас .
Помимо высоких оценок автора и постановщика, опера получила хвалебные отзывы критиков. В них отмечалось драматическое напряжение как в сюжетном плане, так и в музыке: так, Ярослав Вогель считал её «одной из сильнейших драм в истории человечества». Не очень любивший музыку Яначека Теодор Адорно в своих рецензиях на немецкую премьеру (в 1929 году) утверждал, что опера необычна, но не имеет особого значения для истории музыки; впрочем, он же признавал, что в композиции есть нечто «революционное» .
Но в дальнейшем «Средство Макропулоса», особенно его музыкальный аспект (в отличие от сюжетного), упоминается в музыковедческой литературе довольно редко. По мнению Д. Катца, это связано с тем, что её затруднительно отнести к какому-то определённому жанру из господствовавших в тот период — она не похожа ни на позднюю национальную оперу (наподобие «Енуфы»), ни на образец музыки эпохи модерна .