Трактирщица
- 1 year ago
- 0
- 0
«Тракти́р на Пя́тницкой» — советский детективный художественный фильм 1978 года. Экранизация одноимённого произведения Николая Леонова .
Картина стала лидером проката 1978 года в СССР (5-е место), её посмотрели 54,1 млн зрителей .
1920-е годы, эпоха НЭПа . Лучшие сотрудники Московского уголовного розыска были привлечены к операции по ликвидации банды преступников-рецидивистов во главе с Игорем Рыбиным по кличке «Серый», базирующейся в трактире на Пятницкой . Бандиты совершают разбои, грабежи и убийства. Их жертвой становится, в частности, старый большевик Александр Калугин, помогающий милиции.
Сотрудник питерского уголовного розыска, прикомандированный в МУР, Николай Панин ( Виктор Перевалов ) внедряется в банду , устроившись половым (представившись хозяйке её единокровным братом ), теперь он «Рыжий». Но тут происходит неожиданное — из лагеря сбегает бандит, под именем которого он и внедрился…
Параллельно развивается любовная линия «Пашки-Америки» (известного базарного карманника ) и приезжей из деревни Алёны, которую он выручил в трудную минуту.
Руководит бандой хозяйка трактира вместе со своим женихом Серым. Они обеспокоены, поскольку замечают утечку информации. Серый требует от Пашки-Америки помочь установить милицейского информатора. За это берётся криминальный партнёр Серого Михаил Лавров по кличке «Француз», обладающий большим интеллектом и дедуктивными способностями. Под подозрением оказываются несколько человек, в том числе половой «Рыжий», завсегдатай трактира Гремин, сам «Француз» и князь Михаил Рюмин по кличке «Цыган» — бывший соратник «Француза» по боям Первой мировой и бывший белый офицер , не успевший бежать из Крыма при эвакуации врангелевской армии ( «Последний пароход на Константинополь ушёл без меня» — говорит он при встрече с «Французом»).
Постепенно круг сужается: либо «Француз», либо «Цыган». Пружиной действия становится вычисление внедрённого агента. «Серый» « верит «Цыгану» сердцем, а «Французу» головой » и не может определиться. Выясняется, что бандитский агент есть и в стане милиционеров. Начальник угрозыска Климов подозревает своего заместителя Зайцева, дворянина по происхождению и бывшего сотрудника царской полиции. Тем не менее доказательств он не имеет. По ходу фильма выясняется, что Климов ошибается: подлинный агент — не Зайцев, а Иван Шлёнов, бывший махновец и давний сообщник хозяйки трактира, находящийся вне подозрений.
Тем временем «Француз» вычисляет агента «Рыжего», но «Пашка-Америка» предупреждает его, и Панин успевает уйти. В трактире на Пятницкой появляется милиция. «Французу» удаётся скомпрометировать «Цыгана» и уверить «Серого», что тот служит в угрозыске. «Цыгана» берут в заложники.
Банда пытается скрыться, предварительно убив хозяйку трактира и забрав общак из тайника. Тем временем у Шлёнова сдают нервы и он кончает с собой прямо в здании МУРа. Шокированный Климов извиняется перед Зайцевым.
Подвал, где скрылись бандиты, окружён милицией. «Серый» отказывается сдаться и погибает в перестрелке с Климовым. Остальные бандиты арестованы. Выясняется, что агент угрозыска — не Рюмин-«Цыган», а Лавров-«Француз» — бывший царский офицер, в отличие от Рюмина ставший большевиком и командиром РККА , затем перешедший на службу в милицию.
В финале «Пашка-Америка» с Алёной уезжают к ней на родину в деревню Синиченки Тульской губернии.
По сравнению с книгой в фильме сильно изменён образ Михаила Рюмина — «Цыгана». Авторы фильма представили его беспринципным и безыдейным. Он стремится лишь к наживе и к эмиграции. «Уехать хотел. Далеко. Ненавижу грядущего хама» , — говорит он на допросе у Зайцева.
В книге же «Цыган» выведен как яркий образ идейного и убеждённого человека. Он с детства увлечён криминальной романтикой, укрывает беглого каторжника , в котором видит Жана Вальжана . С бандой Серого «Цыган» связывается не затем, чтобы награбить денег и бежать из России, а для того, чтобы использовать криминальную структуру в политической борьбе с Советской властью.
Именно поэтому он спасает Серого от милиции при ограблении магазина: « Не был бы ты мне так нужен, оставил бы подыхать под забором, — неожиданно громко ответил Цыган ». В фильме же самоотверженность «Цыгана» в этом эпизоде выглядит недостаточно мотивированной.
Политические взгляды Рюмина не вполне ясны (явно не монархист ; в характере и поведении просматриваются эсеровские и отчасти анархистские черты). Но настроен он жёстко антисоветски и антибольшевистски . Возможно, таково его отношение к любому государству.
Не удалось Рюмину осуществить свою мечту: стать главарем и повернуть банду с уголовщины на политику .
В эпизоде фильма, где сотрудники угрозыска обезвреживают банду, Серый отстреливается, а «Цыган» лишь отпускает ироничные реплики. В книге происходит обратное:
Когда Пашка выполз из кучи и открыл глаза, то увидел придавленное к земле бешеное лицо Цыгана… Повязали всех спокойно, один лишь Рюмин-Цыган пытался оказать сопротивление.
Другое различие состоит в том, что по книге главарём банды была не хозяйка — любовница Серого, а хозяин — скупщик краденого, бывший агент царской охранки.
В книге глубже и детальнее выведены образы рядовых бандитов, особенно «висельника и мокрушника Свистка», фанатично преданного Серому.
Сотрудник угрозыска Михаил Лавров в повести носит кличку «Серж», а не «Француз».
В 2020 году фильм отреставрирован киностудией «Мосфильм» в разрешении 4К .