Первая осада Сарагосы
- 1 year ago
- 0
- 0
Буккеро, буккеро-неро ( итал. bucchero-nero , от лат. bucca — щека и итал. nero — чёрный) — «чернощёковая керамика», разновидность керамических изделий древних этрусков , изготавливавшихся не ранее середины VII до начала IV вв. до н. э. .
По одной из альтернативных версий итальянское название происходит от латинского слова «poculum» (бокал, чаша, сосуд для питья). Со временем, после открытия оригинальных изделий этрусков в конце 1830-х годов в Черветери , где были сосредоточены ремесленные, в том числе гончарные , мастерские (другими центрами производства были Вейи и Тарквиния ), название «буккеро-неро» сократили до «буккеро» и стали сопоставлять с похожей «чернолаковой» керамикой коренных жителей Южной Америки , которую обозначали по-испански исп. búcaro или португальским словом порт. pucáro . Это название обозначало особый род ароматической глины, которую туземцы использовали в косметических целях. Её же применяли для изготовления сосудов . В конце XVIII — начале XIX века в Италии возникла мода на имитацию древнеамериканской керамики, образцы которой привозили в страны Западной Европы, что привело к отождествлению названий .
Этрусские буккеро находят на галльско - иберийском побережье, в Карфагене , Великой Греции , самой Греции , нижнем Египте , а также на Сардинии , Сицилии и Кипре . К изделиям этого типа относят сосуды, чаши, черпаки-киафы, светильники, жаровни, холмосы (котлы) причудливой формы. Значительная коллекция подобных вещей имеется в Санкт-Петербургском Эрмитаже . Она была приобретена в 1861 году благодаря хранителю (с 1863 года директору) императорского Эрмитажа С. А. Гедеонову в числе прочих произведений античного искусства из собрания итальянского археолога и коллекционера, маркиза Дж. П. Кампана .
Вопреки распространённому мнению, изделия буккеро не покрывали лаком. Предварительно лощёную поверхность из красной или серовато-охристой глины подвергали обжигу без доступа воздуха, во время которого происходило восстановление содержащейся в глине закиси железа. Вместе с дымом, копотью и маслом, при помощи которого лощили сырую глину, поверхность изделия приобретала матово-чёрный блеск. Отдельные детали, в том числе скульптурные: маскароны , фигурки животных и людей, лепили от руки или отминали в гипсовые формы, а затем, до обжига, прикрепляли с помощью жидкой глины к тулову сосуда. Этрусские мастера использовали также гравировку, ряды точек, лепные валики, насечки и прорезные детали декора . Основные формы заимствовали из древнегреческой керамики. Многие элементы, безусловно, заимствовали из более дорогих металлических: серебряных и золотых сосудов, вероятно, привозимых в Италию с Востока. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что некоторые из этрусских гончарных мастерских использовали имитацию металлических изделий, покрывая поверхность сосудов буккеро тонкими листами серебряной фольги.
Группу ранних, архаичных изделий буккеро, связанных с культурой Вилланова , называют импасто ( итал. impasto — плотно, пастообразно). Обычно это изделия цвета тёмно-красной или желтовато-охристой глины, вылепленные от руки, без применения гончарного круга. Однако итальянские специалисты часто применяют этот термин и в более широком значении, включая любые изделия с лепными деталями .
К началу 600 гг. до н. э. появились тонкостенные сосуды, с гравированным узором, названные «тонкостенные буккеро» (bucchero sottile; с толщиной стенок в отдельных случаях менее 2 мм), которые формой и блеском имитировали дорогую металлическую посуду. Они, скорее всего, предназначались не для бытовых целей, а для заупокойного культа. Постепенно, в связи с романизацией, оригинальность этрусской керамики утрачивалась. В VI в. до н. э. появились богато украшенные рельефными деталями «тяжёлые буккеро» (bucchero pesante). Но и они не могли выдержать конкуренции с продукцией греческих мастеров Южной Италии: полихромно расписанных сосудов самых разных форм и назначения.