Накано, Дзюнъя
- 1 year ago
- 0
- 0
Дзюнъя Сато (佐藤純彌 род. 6 ноября 1932 , Токио , Япония — ум. 9 февраля 2019 , Токио ) — японский кинорежиссёр и сценарист . Относится к числу наиболее успешных в коммерческом плане японских режиссёров 1970-х — 1980-х годов . У Сато также есть репутация культового режиссёра среди небольшого числа его поклонников за его ранние, более авторские работы . В 2008 году Дзюнъя Сато за заслуги в области культуры был удостоен Ордена Восходящего солнца IV степени . Сын Дзюнъи Сато — режиссёр телевизионных фильмов и сериалов .
Дзюнъя Сато родился в семье известного учителя кэндо и учёного . Старший брат будущего кинорежиссёра — , известный в Японии лингвист , почётный профессор Токийского университета , специализирующийся на русском языке, автор ряда японских учебников и словарей русского языка. После окончания Токийской муниципальной неполной средней школы (ныне она называется ) Дзюнъя Сато учился в Токийском университете на филологическом факультете, изучая французскую литературу . Окончив университет в 1956 году трудоустроился в кинокомпанию « Тоэй » . До своего режиссёрского дебюта был ассистентом таких мэтров, как Дайскэ Ито , Тадаси Имаи и Миёдзи Иэки . В 1961 году был помощником режиссёра Кодзи Ота на съёмках фантастического фильма « » (одном из первых фильмов с участием будущей звезды Синъити Тиба ).
В его дебютной постановке — фильме «История о жестокости в армии» ( 1963 , в главной роли Рэнтаро Микуни ) рассказывалось о бесчеловечном обучении новобранцев в японской армии времён Второй мировой войны . За свой первый фильм был удостоен премии « Голубая лента » в номинации «Дебютант года». Его гангстерские фильмы 1960-х , в сравнении с большинством кинолент этого жанра того периода, казались более реалистичными, предвосхищая манеру якудза эйга 1970-х . Три фильма из серии «Организованная преступность», основанные на тех же событиях, что и серия Киндзи Фукасаку «Битвы без чести и жалости» (Jingi naki tatakai), заслужили похвалу критиков за их бескомпромиссный показ борьбы за выживание в Японии эпохи послевоенной американской оккупации. Подобной темы режиссёр касался в «Подлинной хронике пыток Гиндзы» ( 1973 ), повествующей о демобилизованных солдатах, обращающихся к преступности. В этих фильмах Сато имел тенденцию сосредотачиваться на персонаже, борющемся против системы и власти. Элемент социальной критики присутствовал также в двух романтических мелодрамах «Красная порода» ( 1964 ), рассказывающий о проститутке, чьё прошлое разрушает её надежды на счастье, и « Страсть » ( 1966 ), о мужчине, разрывающемся между двумя любовницами.
Дзюнья Сато был постановщиком самых больших хитов в карьере звезды Кэна Такакуры . Снятый в жанре вестерна фильм « Странствующий мститель » ( 1968 ) рассказывал историю японца в Америке XIX века , вынужденного мстить за смерть своих родителей. « Голго 13 » (1973) — адаптация для кино манги о профессиональном киллере, выполняющем задание на Ближнем Востоке . « 109-й идёт без остановок » («Бомба в поезде» , 1975 ), о бомбе, заложенной в скоростной экспресс «Хикари» и запрограммированной на взрыв при снижении скорости поезда до 80 к/м в час, отчасти вдохновил создателей голливудского боевика « Скорость » ( 1994 , реж. Ян Де Бонт ). Особым успехом в прокате СССР (фильм был кассовым хитом и в других странах: Китае , ГДР , Чехословакии …) пользовался остросюжетный триллер Дзюнъи Сато « Опасная погоня » ( 1976 ). В нём рассказывалось о ложно обвинённом в изнасиловании прокуроре Мариоке, вынужденном бежать из под ареста, дабы начать собственное расследование случившегося и доказать свою невиновность. Ещё один криминальный боевик « Никогда не сдаваться » ( 1978 ) рассказывал о расследовании убийства жителей деревни, которое грозило разоблачению политической коррупции.
В советском прокате был ещё один хит Дзюнъи Сато — « Испытание человека » ( 1977 ) с участием популярных звёзд японского кино Марико Окады и Тосиро Мифунэ , а также приглашённых из Голливуда Джорджа Кеннеди и Бродерика Кроуфорда . В фильме показана трагическая история матери, убившей своего сына, который был плодом насилия американского солдата. Кинлента была рекордсменом японского бокс-офиса 1977 года , собрав 4 млн зрителей и заняв первую строчку в рейтинге, впервые в истории национального проката обойдя по кассовым сборам американские боевики .
В 1980-е — 1990-е годы Дзюнъя Сато сотрудничал с русскими и китайскими кинематографистами. Фильм совместного производства СССР и Японии « Путь к медалям » ( 1980 , сорежиссёр с советской стороны — Никита Орлов) — о дружбе и спортивном соперничестве двух волейболисток, японки и русской. В 1981 году , после смерти старейшего мастера японской кинорежиссуры Нобору Накамуры , Дзюнъя Сато взялся завершить начатый им фильм « » совместного производства Японии и Китая (выход на экран — 1982 , сорежиссёр с китайской стороны Дуань Цзишунь). В киноленте использованы отношения между китайским и японским игроками в го в качестве микрокосма проблемных взаимоотношений между двумя странами в XX веке . Фильм был удостоен Гран-при Монреальского международного кинофестиваля , а в Китае специальных премий « Золотой петух » и Huabiao Film Awards. Его следующей совместной работой с китайскими кинематографистами стала экранизация одноимённого романа Ясуси Иноуэ « Дуньхуан » («Шёлковый путь», 1988 ). В фильме снимались японские актёры, но действие целиком происходит в Китае XI века , где показана история романа между молодым учёным и принцессой на фоне увлекательных приключений в попытке спасти коллекцию буддийских артефактов. Эта работа Сато получила множество японских наград, в том числе премии Японской академии за лучший фильм и лучшую режиссуру, премию «Голубая лента» за лучший фильм.
В 1992 году на экраны вышла ещё одна совместная российско—японская постановка « Сны о России ». Основанный на фактах и одноимённом историческом романе Ясуси Иноуэ , фильм-сага рассказывает о японском капитане Дайкокуя Кодаю , который в XVIII веке вместе со своей командой провёл девять лет в России после того, как его корабль потерпел кораблекрушение в районе Алеутских островов . Кинолента имела большой бюджет, были привлечены популярные актёры: от Японии — Кэн Огата , от России Олег Янковский и Евгений Евстегнеев , а также французская звезда Марина Влади в роли императрицы Екатерины II . В России фильм практически не видели, в те смутные времена 1992 года у нас было не до кино, кинопрокат был практически разрушен, а на экранах демонстрировались второсортные американские картины. В Японии же киноленту ожидал заслуженный зрительский успех и 3 премии Японской академии (из 8 номинаций). Картина получила также Приз зрительских симпатий на Международном кинофестивале в Сан-Паулу .
Неуклюжая фантастическая лента «Пекинский человек» ( 1997 ) появилась на экранах как калька с голливудского блокбастера Стивена Спилберга « Парк Юрского периода » ( 1993 ), но, увы, по всем параметрам не дотягивающая до оригинала , хотя и удостоилась награды Японской академии за спецэффекты . В фильме показана история китайских и японских учёных, поссорившихся при воссоздании раннего человека из сохранившегося ДНК .
В 2005 году Дзюнъя Сато возвращается к крупнобюджетному кино и приступает к масштабному проекту « Ямато », рассказу о фатальных последствиях миссии знаменитого военного линкора Второй мировой войны. Картина по выходе на экраны была встречена неоднозначно и была довольно спорной. Некоторые критиковали фильм за то, что он сделан во славу военщины, в то время как другие увидели в нём антивоенное произведение . Как бы там ни было, но фильм получил ряд наград, в том числе за лучшую режиссуру (премия «Голубая лента»).
В последней своей киноленте « » ( 2010 ) режиссёр впервые обращается к жанру дзидайгэки , поведав с экрана реальную историю, произошедшую 24 марта 1860 года , когда возле ворот Сакурада был убит глава японского правительства Наоскэ Ии .
За более чем полвека работы в киноиндустрии Дзюнъя Сато снял по японским меркам не так уж много — 38 кинолент, написал сценарии к 13 фильмам. Но он много работал ещё и на телевидении , где поставил ряд успешных сериалов, в том числе вместе с Киндзи Фукасаку был одним из режиссёров популярного гангстерского сериала «Джи-Мен '75» (1977—1982). Карьеру на телевидении сделал и его сын Тооя Сато (род. 11.04.1950), став как и отец режиссёром и снимая ТВ фильмы и мини-сериалы.
В 2008 году за заслуги в области культуры Дзюнъя Сато был награждён Орденом Восходящего солнца IV степени .
Награда | Год | Категория | Фильм | Результат |
---|---|---|---|---|
Кинопремия Японской академии | 1987 | Лучший режиссёр | (Потерянный в пустыне) | Номинация |
1989 | Лучший режиссёр | Дуньхуан (Шёлковый путь) | Победа | |
2007 | Лучший режиссёр | Ямато | Номинация | |
Кинопремия «Голубая лента» | 1964 | Лучший дебютант |
|
Победа |
1989 | Лучший фильм | Дуньхуан (Шёлковый путь) | Победа | |
2006 | Лучший режиссёр | Ямато | Победа | |
Кинопремия « Кинэма Дзюмпо » | 1976 | Лучший фильм | 109-й идёт без остановок (Бомба в поезде) | Победа |
Кинопремия «Майнити» | 1979 | Приз зрительских симпатий по выбору читателей газеты «Майнити симбун» | Никогда не сдаваться | Победа |
1987 | Приз зрительских симпатий по выбору читателей газеты «Майнити симбун» | История Наоми Уэмуры (Потерянный в пустыне) | Победа | |
2006 | Премия им. Юдзиро Исихары | Ямато | Победа | |
Монреальский кинофестиваль | 1983 | Гран-при за лучший фильм | (ex aequo — Дуань Цзишунь) | Победа |
1991 | Премия экуменического жюри | Мастера го (ex aequo — Дуань Цзишунь) | Победа | |
1992 | Приз зрительских симпатий | Сны о России | Победа |
Год | Название по-русски | Оригинальное название | Название на ромадзи | Английское название в международном прокате | Исполнители главных ролей |
---|---|---|---|---|---|
1960-е годы | |||||
1963 | « » | 陸軍残虐物語 | Rikugun zangyaku monogatari | Cruel Story of the Army / Story of Military Cruelty | Рэнтаро Микуни , Ёси Като , |
« » | 続・王将 | Zoku ôsho | The Chess Master Returns | Рэнтаро Микуни , , | |
1964 | « » | 廓育ち | Kuruwa sodachi | Red Light Breed | , , |
1966 | « Страсть » | 愛欲 | Aiyoku | Passion / The Grapes of Passion | Рэнтаро Микуни , , |
1967 | « » | 組織暴力 | Soshiki bôryoku | Organized Crime | Тэцуро Тамба , Синъити Тиба , |
« » | 続組織暴力 | Zoku soshiki bôryoku | Organised Crime 2 | Тэцуро Тамба , , | |
1968 | « Странствующий мститель » | 荒野の渡世人 | Koya no toseinin | The Drifting Avenger | Кэн Такакура , Юдит Робертс, Такаси Симура |
1969 | «---» | 旅に出た極道 | Tabi ni deta gokudo | The Fast Liver’s Return Trip from Prison | Томисабуро Вакаяма , Бунта Сугавара , |
« » | 組織暴力 兄弟盃 | Soshiki boryoku: kyodai sakazuki | Organised Crime: Loyalty Offering Brothers | Бунта Сугавара , Нобору Андо , Тэцуро Тамба | |
« » | 日本暴力団 組長と刺客 | Nihon boryoku-dan: kumicho to shikaku | Japan’s Violent Gangs: The Boss and the Killers | Кодзи Цурута , Такаси Симура , Тэцуро Тамба | |
1970-е годы | |||||
1970 | «---» | 日本ダービー 勝負 | Nippon dabi katsukyu | Japanese Derby: The Match | , Бунта Сугавара , Кэн Такакура |
« » | 最後の特攻隊 | Saigo no tokkôtai | The Last Kamikaze | Кодзи Цурута , Кэн Такакура , Синъити Тиба | |
1971 | « » | 暴力団再武装 | Boryokudan sai buso | Violent Gang Re-arms | Кодзи Цурута , Томисабуро Вакаяма , Тэцуро Тамба |
« » | 博徒斬り込み隊 | Bakuto kirikomi-tai | Gamblers’ Counterattack | Кодзи Цурута , Томисабуро Вакаяма , Тэцуро Тамба | |
1972 | « » | ギャング対ギャング 赤と黒のブルース | Gyangu tai gyangu: Aka to kuro no burûsu | Gang vs. Gang: Red and Black Blues | Кодзи Цурута , Нобору Андо , Цунэхико Ватасэ |
« » | やくざと抗争 | Yakuza to kôsô | Yakuza and Feuds | Нобору Андо , Бунта Сугавара , Цунэхико Ватасэ | |
1973 | « » | やくざと抗争 実録安藤組 | Yakuza to kôsô: Jitsuroku Andô-gumi | Yakuza and Feuds: The True Account of the Ando Gang | Тэцуро Тамба , Нобору Андо , |
« » | 実録 私設銀座警察 | Jitsuroku: Shisetsu Ginza keisatsu | True Account of Ginza Tortures | Нобору Андо , Цунэхико Ватасэ , | |
« » | 実録安藤組 襲撃篇 | Jitsuroku Andô-gumi: Shûgeki-hen | True Account of the Ando Gang: Story of Attack | Нобору Андо , Тэцуро Тамба , | |
« Голго 13 » (Япония — Иран) | ゴルゴ13 | Gorugo 13 | Golgo 13 | Кэн Такакура , Пури Банеай , Мохсен Сохраби, Али Деган | |
1974 | « » | ルパング島の奇跡 陸軍中野学校 | Lubang tô no kiseki: Rikugun Nakano gakkô | The Miracle of Luhang Island: Nakano Army School | Синъити Тиба , , Бунта Сугавара |
1975 | « 109-й идёт без остановок » | 新幹線大爆破 | Shinkansen daibakuha | Bullet Train | Кэн Такакура , Синъити Тиба , |
1976 | « Опасная погоня » | 君よ噴怒の河を渉れ | Kimi yo fundo no kawa wo watare | Manhunt | Кэн Такакура , Ёсио Харада , Рё Икэбэ |
1977 | « Испытание человека » (Япония — США) | 人間の証明 | Ningen no shômei | Proof of the Man | Марико Окада , Тосиро Мифунэ , Юсаку Мацуда |
1978 | « Никогда не сдаваться » | 野性の証明 | Yasei no shômei | Never Give Up | Кэн Такакура , Рэнтаро Микуни , Тэцуро Тамба |
1980-е годы | |||||
1980 | « Путь к медалям » (СССР — Япония, сорежиссёр — Никита Орлов) | 甦れ魔女 | Yomigaere majo | The Resurrected Witch | Татьяна Ташкова (Татьяна Васильева), , Тэцуро Тамба |
«---» | 遙かなる走路 | Harukanaru sôro | The Resurrected Witch | (Сомэгоро Итикава), Ёко Цукаса | |
1982 | « » (Япония — Китай, сорежиссёр — Дуань Цзишунь) | 未完の対局 | Mikan no taikyoku | The Go Masters | Рэнтаро Микуни , Нобуко Отова , Кэйко Мацудзака |
1983 | « » | 人生劇場 | Jinsei gekijo | Theater of Life | Кэйко Мацудзака , , Тосиро Мифунэ |
1984 | « » | 空海 | Kûkai | Koho Daishi | Кинъя Китаодзи , , Тэцуро Тамба |
1986 | « » («Потерянный в пустыне») | 植村直己物語 | Uemura Naomi monogatari | The Story of Naomi Uemura / Lost in the Wilderness | Тосиюки Нисида , Тиэко Байсё , Нобуко Отова , Рё Икэбэ |
1988 | « Дуньхуан » («Шёлковый путь», Япония — Китай ) | 敦煌 | Tonkô | The Silk Road | Тосиюки Нисида , Коити Сато , |
1990-е годы | |||||
1992 | « Сны о России » (Россия — Япония) | おろしや国酔夢譚 | O-Roshiya-koku suimu-tan | Dream of Russia | Кэн Огата , Олег Янковский , Марина Влади |
« » | 私を抱いてそしてキスして | Watashi o daite soshite kisu shite | Hold Me and Kiss Me | , , | |
1994 | « » | 超能力者 未知への旅人 | Chounouryoku-sha — Michi eno tabibito | The Man With Supernatural Powers: Voyager to the Unknown | , , Тэцуро Тамба |
1997 | « » | 北京原人 Who are you? | Pekin genjin | Peking Man | , Кинъя Китаодзи , Тэцуро Тамба |
2000-е годы | |||||
2005 | « Ямато » | 男たちの大和 YAMATO | Otoko-tachi no Yamato | Battleship Yamato / Yamato | Такаси Соримати , Кэнъити Мацуяма , Тацуя Накадай |
2010-е годы | |||||
2010 | « » | 桜田門外ノ変 | Sakuradamon-gai no hen | Sakurada Gate Incident | Такао Осава , , Кинъя Китаодзи |