Фригийский колпак
- 1 year ago
- 0
- 0
Фриги́йский оборо́т ( нем. phrygische Wendung ) в музыке — нисходящий ход по ступеням звукоряда натурального минора , от первой к пятой ступени. У Н. А. Римского-Корсакова , впервые систематически описавшего фригийский оборот на русском языке, носит название «фригийской последовательности» . Названием фригийский оборот обязан сходству с нижним тетрахордом фригийского лада .
Типичная гармонизация фригийского оборота в мелодии выглядит как I-III-IV-V:
Фригийский оборот в басу (типичные гармонизации I—V 6 -IV 6 -V или I-VII-IV 6 -V) заканчивается фригийской каденцией (которая может возникать и в других, кроме упомянутых, звуковысотных контекстах):
Фригийский оборот довольно часто встречается в музыке барокко — у А. Корелли (Concerto grosso, op. 6 № 3, Grave), И. С. Баха , Г. Ф. Генделя (оратория «Иуда Маккавей»), редко в музыке венских классиков, затем возобновляется (в качестве осознанного модализма ) у западноевропейских романтиков (Ф. Лист , Ф. Шопен и др.), в русской национальной композиторской школе ( А. Л. Гурилев , М. И. Глинка , Н. А. Римский-Корсаков , М. П. Мусоргский , А. К. Глазунов и др.). В южно-испанской народной музыке фригийский оборот (именуемый там «андалусийской каденцией») — специфическая особенность многих жанров (palos) фламенко .