Мерфи, Джош
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мерфи» ( англ. Murphy ) — третье по счёту крупное прозаическое произведение ирландского писателя Сэмюэля Беккета и первый опубликованный роман. «Мерфи» написан Беккетом, в отличие от большинства его более поздних работ, на английском языке в середине 1930-х и вобрал в себя опыт пребывания писателя в Лондоне .
В центре повествования — безработный проживающий в Лондоне (в Вест-Бромптоне) ирландский эмигрант по фамилии Мерфи и история его побега от реальности окружающей действительности. Роман начинается с описания того, как главный герой, привязав себя к креслу-качалке, сомнамбулически покачивается в темноте своей съёмной квартиры. Данный способ времяпрепровождения — излюбленный для Мерфи, привычки и взгляды которого весьма эксцентричны — такой своеобразный способ медитации представляет для Мерфи попытку избавления от чувственных восприятий и приятного растворения в бессознательном.
Удивительно, однако у инертного мизантропа, каковым является Мерфи, есть подруга — беззаветно любящая его и заботливая проститутка по имени Селия Келли. Селия настаивает на том, чтобы Мерфи занялся поисками работы для того, чтобы они с Мерфи смогли начать нормальную жизнь. В конце концов, Мерфи удается найти работу в психиатрической лечебнице, и эта работа оказывается герою по душе: безумие не помнящих себя пациентов видится Мерфи прекрасной альтернативой трудностям сознательного существования, Мерфи любит своих подопечных и восхищается ими.
На протяжении всей книги главного героя преследует группа эксцентричных, имеющих противоречивую, в том числе и романтическую, мотивацию персонажей во главе с его бывшим духовным наставником, увлекающимся восточными мистическими практиками бродячим философом из Корка Нири.
Если физический побег Мерфи от преследований на бытовом и социальном уровне удаётся, то ментальное, интеллектуальное бегство персонажа от реальности приводит к трагическим последствиям.
«Мерфи» является плодом большой и напряженной работы Беккета по оттачиванию собственного литературного стиля и повествовательного мастерства. В работе всё ещё сильно ощущается влияние Джойса , однако голос Беккета приобретает всё более индивидуальные черты: тон повествования лишён серьёзности и морализаторских нот, а сам «Мерфи» представляет собой, помимо прочего, прекрасный образец фирменного беккетовского юмора.
Считается, что «Мерфи» — самое традиционное из прозаических произведений Беккета. Вместе с тем, в нём отчетливо прослеживаются элементы, развитые писателем в своих более поздних работах, направленные на разрушение системы реалистического повествования
Балансируя на грани пародии при описании многочисленных странностей ненормального с точки зрения обывателя героя, Беккет тем не менее не ставит себе целью высмеять ещё одного из бесконечного ряда бесталанных неудачников, прикрывающих свою лень и неприспособленность к практической жизни надуманными и взбалмошными теориями. Беккет одновременно и насмешлив, и предельно серьёзен по отношении к своему персонажу, идейные поиски которого, а именно: попытка разрешить противоречие между душой и телом, стремлением к покою и необходимостью деятельности, попытка найти гармонию с собой, герметично отгородившись от мира, — составят сердцевину философских исканий самого писателя на протяжении всей жизни.
При всей эксцентричности образа мыслей и поступков главного героя, в его рассуждениях и авторских описаниях прослеживаются неплохое знакомство, а также полемика с вполне респектабельными и признанными философскими теориями Спинозы , Декарта и менее известного фламандского (бельгийского) мыслителя Арнольда Гойлинкса.