Interested Article - Кроссдрессинг
- 2020-02-11
- 2
Кроссдре́ссинг ( англ. cross-dressing ) — ношение одежды или аксессуаров, которые в определённом обществе ассоциируются с противоположным полом . Испокон веков кроссдрессинг используется в целях маскировки, удобства и самовыражения .
Почти каждое общество в ходе истории выработало ожидаемые для каждого гендера нормы стиля, цвета или типа носимой его представителями одежды. Большинство обществ аналогичным образом выработали указания, позиции или даже законы , определяющие тип подходящей для каждого гендера одежды .
Термин «кроссдрессинг» означает действие или поведение без указания каких-либо причин или мотивов для такого поведения. Кроссдрессинг не является синонимом трансгендерности .
Терминология
Феномен кроссдрессинга впервые нашёл своё отражение в Танахе , однако термины для его описания изменились. Английское слово «кроссдрессер» заметно вытеснило латинское « трансвестит », ныне описываемое как устаревшее и уничижительное . Это связано с тем, что слово «трансвестит» использовалось для диагностики психических заболеваний (например, фетишистский трансвестизм ), в то время как «кроссдрессер» было изобретено трансгендерным сообществом . Наиболее раннее употребление термина кросс-дрессинг, согласно Oxford English Dictionary , датируется 1991 годом и принадлежит Эдварду Карпентеру : «Кросс-дрессинг следует считать общим признаком гомосексуальности и феноменом, близким к ней». В 1928 году Хэвлок Эллис ещё использовал термины «кросс-дрессинг» и «трансвестизм» как равнозначные .
История
Свидетельства практикования кросс-дрессинга находят во многих культурах в течение всей истории человечества. Цели при этом преследуются самые различные. Примеры явления содержатся в мифологии греков , скандинавов и индуистов . Примеры практик кросс-дрессинга имеются в театре (например, кабуки , но , елизаветинский театр ) и религиях (например, в корейском шаманизме), в фольклоре, музыке, литературе. В эпоху Эдо кросс-дрессинг из театра кабуки проникал в общество, и, например, моды гейш переходили в мужскую одежду , а старинные портреты японских аристократов не делают различия между качествами мужской и женской красоты . В культуре Британии и континентальной Европы долгое время театральные труппы состояли исключительно из мужчин и мальчиков, причём женские роли исполняли последние.
В 1839—1840 годах по западному и среднему Уэльсу прокатились бунты Ребекки , организованные фермерами и батраками против несправедливого налогообложения, в ходе которых восставшие часто одевались женщинами по образу библейской Ревекки .
Разные исторические лица также практиковали кросс-дрессинг. Женщины переодевались мужчинами, чтобы выйти за рамки своей социальной роли. Например, в начале XIX века ученица Мэри Уолстонкрафт Маргарет Кинг переодевалась мужчиной, чтобы обучаться медицине, что было невозможно для женщин. Столетие спустя Вита Сэквилл-Уэст переодевалась солдатом, чтобы беспрепятственно прогуливаться со своей возлюбленной Вайолет Кеппел .
В России наиболее известна история кавалериста-девицы Надежды Дуровой .
Классический роман , основная тема которого «человек не на своём месте» (по выражению В. Б. Шкловского ) широко использует мотивы кроссдрессинга.
Фрейдизм трактует кроссдрессинг в рамках психоаналитических взглядов на роль табу в человеческой психике.
Трансвестизм и транссексуальность в сексологии
Трансвестизм, как стремление к переодеванию в одежду противоположного пола, необязательно является признаком транссексуала , так как человек, который одевается в одежду другого пола, не всегда идентифицирует себя с ним.
Трансвестизм — форма сексуального поведения, которая характеризуется тем, что половое удовлетворение человека достигается путём надевания одежды противоположного пола.
Длительное время его связывали исключительно с гомосексуальностью , причём активной у женщин и пассивной у мужчин. Поэтому в странах, где гомосексуальность преследовалась по закону, трансвестизм считался аморальным и преступным явлением.
Известно, что в 1431 г. по приказу англичан была сожжена на костре Жанна д'Арк , а в числе предъявленных ей на суде обвинений фигурировало и ношение мужского платья.
На Руси в XV — XVI веках во время церковных преследований и массовых экзекуций скоморохов трансвестизм русского народного театра ставился им в вину, как «доказательство» «дьявольской сущности» скоморошества.
С современной точки зрения трансвестизм — неоднородное явление, поскольку мотивы ношения одежды противоположного пола могут быть совершенно различными.
Выделяют трансвестизм двойной роли и фетишистский трансвестизм.
Трансвестизм двойной роли — гендерное отклонение, характеризующееся слабой и умеренной степенью гендерной дисфории, и выражающееся в непреодолимом желании принятия образа противоположного пола. Переодевание сопровождается чувством эйфории, часто — сексуальным возбуждением.
Фетишистский трансвестизм — переодевание в одежду другого пола вызывает сексуальное наслаждение, например, сильное половое возбуждение у мужчины при надевании женского белья, платья, чулок и т. п. Переодевание нередко сочетается с разглядыванием себя в зеркале и онанизмом . В отличие от трансвестизма двойной роли после получения сексуального удовлетворения желание оставаться в образе пропадает.
Данный вариант трансвестизма фактически является разновидностью фетишизма , поскольку половое удовлетворение у таких субъектов тесно связано с возможностью завладеть предметами одежды противоположного пола и пользования ими.
При гомосексуальном трансвестизме женоподобный гомосексуальный мужчина пользуется косметикой, переодевается в женскую одежду и подражает женским манерам поведения.
При транссексуальности мужчины и женщины с детских лет ощущают свою принадлежность другому полу. Поэтому они считают совершенно естественным постоянное ношение одежды того пола, который соответствует их самоощущению. Наряду с переодеванием транссексуалы стремятся соответствующим образом изменить и свою внешность.
Типы переодевания в одежду другого пола в истории
- Чувственные танцы, которые исполняли « гавази » в Египте XVIII—XX веков, вызывали неоднозначную оценку ортодоксальных мусульман. Существовало небольшое количество молодых мужчин-исполнителей под названием «хавали» (кhawals), которые изображали гавази, переодеваясь в женскую одежду, и исполняли их танцы. Связано это было с убеждением, что в танцах гавази нет ничего непристойного, за исключением того, что женщине не подобает появляться перед мужчинами с открытым лицом . Юноши или мальчики, во всём походящие на хавалей (одеждой, манерой держаться, внешностью) и танцующие танцы гавази, назывались «гинк». Они принадлежали к этническим меньшинствам Египта и подчёркивали наиболее эротические элементы танца.
Варианты переодевания в одежду другого пола
Существуют различные виды и типы кроссдрессинга. Следующие примеры ни в коем случае не являются исчерпывающим списком.
- Комфорт или стиль — ещё в начале 1960 -х годов брюки в России считались неприличными для женщин.
- Привлечь внимание или бросить вызов общественным нормам — стиль хиппи или мужские костюмы суфражисток XIX века.
- Скрыть свой пол — распространённый фольклорный мотив: женщина переодевается в мужчину или мужчина в женщину.
- Национальная традиция — юбки являются традиционной мужской одеждой у шотландцев и бирманцев. Строго говоря, это не является кроссдрессингом, так как в данном случае «юбка» является нормальным, общепринятым элементом мужского гардероба.
Мужская одежда многими считается более удобной и функциональной, причиной того, что женщины стали носить брюки, является феминизм .
-
Надежда Дурова — кавалерист-девица.
-
Первая мировая война Фотография английского репортёра , тайно переодевшейся мужчиной, чтобы поступить на службу.
Кроссдрессинг в фольклоре
- В русской былине « Ставр Годинович » жена богатыря переодевается мужчиной, чтобы вызволить из узилища своего мужа.
- В южноафриканском фольклоре есть легенда о разбойнике по имени , который по ночам надевал женскую одежду и нападал на ничего не подозревающих полуночников. Затем он стал призраком, который бродит по ночам в женской одежде и похищает детей .
Кроссдрессинг в искусстве
« Трансвестизм, непреодолимое желание принять образ другого пола, в искусстве присутствует со времен древних ритуальных поклонений богам. Это распространенный фольклорный мотив, ассоциируемый с карнавалом, комедией, театром, цирком. Комедия положений не существует без переодевания мужчины в женщину и vice versa. Кинематограф использовал тему подмены с самого своего рождения ». The Hollywood Reporter
Литература и театр
- Шекспир У. « Венецианский купец » (1596)
- Шекспир У. « Виндзорские проказницы » (1597)
- Шекспир У. « Как вам это понравится » (1599—1600)
- Шекспир У. « Двенадцатая ночь , или Что угодно?» (1600—1601 ?)
- Губарев В. Г. « Королевство кривых зеркал » (1951)
- Моцарт « Свадьба Фигаро »
- Рихард Штраус « Кавалер розы »
- « В джазе только девушки » (1959)
- « Множественные маньяки » (1970)
- « » (1971), англ. «Women in Revolt»
- « Розовые фламинго » (1972)
- « Воспоминания о Геркулесовых водах » (1976)
- « Шоу ужасов Рокки Хоррора » (1975)
- « Здравствуйте, я ваша тётя! » (1975)
- « Тутси » (1982)
- « Виктор/Виктория » (1982)
- « Дед Мороз — отморозок » (1982). Ремейк — « Совершенно чокнутый » (1994)
- « М. Баттерфляй » (1993)
- « Миссис Даутфайр » (1993)
- « Приключения Присциллы, королевы пустыни » (1994)
- « » (1995)
- « Однажды в Токио » (2003)
- « Дурное воспитание » (2004)
- « Весельчаки » (2009)
- « Новая подружка » (2014)
См. также
- Андрогиния
- Гендерная идентичность
- Типология транссексуальности Блэнчарда
- Трансвестизм
- Трансвестизм двойной роли
- Хирургическая коррекция пола
- Цисвестизм
- Дрэг-квин
Примечания
- Шагалова Е. Н. Словарь новейших иностранных слов. — АСТ-Пресс, 2017. — ISBN 978-5-462-01845-9 .
- The American Heritage Dictionary of the English Language. — Fourth Edition. — Houghton Mifflin Company, 2004.
- . Unzipping Gender : 13—30. 2004. doi : . ISBN 9781847888952 .
- Bicchieri, Cristina; Muldoon, Ryan; Sontuoso, Alessandro (2018), , in Zalta, Edward N. (ed.), The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Winter 2018 ed.), Metaphysics Research Lab, Stanford University , Дата обращения: 1 декабря 2022
- ↑ Annemarie Vaccaro, Gerri August, Megan S. Kennedy. Safe Spaces: Making Schools and Communities Welcoming to LGBT Youth. — ABC-CLIO, 2011. — С. 142. — ISBN 0313393680 . : «Cross-dresser/cross-dressing. (1) The most neutral word to describe a person who dresses, at least partially or part of the time, and for any number of reasons, in clothing associated with another gender within a particular society. Carries no implications of 'usual' gender appearance, or sexual orientation. Has replaced transvestite, which is outdated, problematic, and generally offensive since it was historically used to diagnose medical/mental health disorders.»
- Jamie C. Capuzza, Leland G. Spencer. Transgender Communication Studies: Histories, Trends, and Trajectories. — Lexington Books, 2015. — С. 174. — ISBN 1498500064 . : «Eventually, the transvestite label fell out of favor because it was deemed to be derogatory; cross-dresser has emerged as a more suitable replacement»
- Charles Zastrow. Empowerment Series: Introduction to Social Work and Social Welfare: Empowering People. — Cengage Learning, 2016. — С. 239. — ISBN 130538833X . : «It should be noted the term transvestite is often considered an offensive term.»
- David A. Gerstner. Routledge International Encyclopedia of Queer Culture. — Routledge, 2006. — ISBN 0313393680 . : «A variety of derogatory terms are still used to describe any aspect of the transgender condition. [...] The term transvestite being older [than cross-dresser] and associated with the medical community's negative view of the practice, has come to be seen as a derogatory term. [...] The term cross-dresser, in contrast, having come from the transgender community itself, is a term seen as not possessing these negative connotations.»
- (англ.) . www.oed.com . Дата обращения: 17 февраля 2019. Архивировано из 7 марта 2021 года.
- (яп.) . Дата обращения: 1 декабря 2022. 1 декабря 2022 года.
- . intersections.anu.edu.au . Дата обращения: 1 декабря 2022. 1 декабря 2022 года.
- Davies, John. The Welsh Academy Encyclopaedia of Wales / John Davies, Jenkins, Nigel. — Cardiff : University of Wales Press, 2008. — P. 730. — ISBN 978-0-7083-1953-6 .
- Gross, David M. 99 Tactics of Successful Tax Resistance Campaigns. — Picket Line Press, 2014. — P. 68–69. — ISBN 978-1490572741 .
- Э. У. Лэйн. Нравы и обычаи египтян первой половины XIX века. М. Восточная литература. 1982. С. 300—302.
- Дата обращения: 29 декабря 2019. 29 декабря 2019 года.
- . Дата обращения: 5 мая 2015. 5 мая 2015 года.
- 2020-02-11
- 2