Пардубицкий замок
- 1 year ago
- 0
- 0
О́вручский за́мок — средневековый деревянный замок в городе Овруч , военно-административный центр Овручского княжества , с 1470 года один из центров — Киевского воеводства , с 1569 года — центр Овручского староства .
Первые письменные упоминания Овручского замка встречаются со второй половине X века . Замок просуществовал до второй половины XVIII века и находился в юго-западной части города, на Замковой горе, у впадения речушки Вручай (Ручай) в реку Норын. На данное время на замковой горе находится Спасо-Преображенский кафедральный собор.
Овруч (Вручий), как город-крепость на левом берегу реки Норин, притока Ужа (бассейн Припяти), впервые упоминается летописью под 977 годом в связи с гибелью князя Олега Святославича :
«В год 6483 (975). Однажды Свенельдич, именем Лют, вышел из Киева на охоту и гнал зверя в лесу. И увидел его Олег, и спросил своих: "Кто это?". И ответили ему: "Свенельдич". И, напав, убил его Олег, так как и сам охотился там же, И поднялась оттого ненависть между Ярополком и Олегом, и постоянно подговаривал Свенельд Ярополка, стремясь отомстить за сына своего: "Пойди на своего брата и захвати волость его". В год 6485 (977). Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю. И вышел против него Олег, и исполчились обе стороны. И в начавшейся битве победил Ярополк Олега. Олег же со своими воинами побежал в город, называемый Овруч, а через ров к городским воротам был перекинут мост, и люди, теснясь на нем, сталкивали друг друга вниз. И столкнули Олега с моста в ров. Много людей падало, и кони давили людей, Ярополк, войдя в город Олегов, захватил власть и послал искать своего брата, и искали его, но не нашли. И сказал один древлянин: "Видел я, как вчера спихнули его с моста". И послал Ярополк найти брата, и вытаскивали трупы изо рва с утра и до полдня, и нашли Олега под трупами; вынесли его и положили на ковре. И пришел Ярополк, плакал над ним и сказал Свенельду: "Смотри, этого ты и хотел!". И похоронили Олега в поле у города Овруча, и есть могила его у Овруча и до сего времени.»
Прояснить все происходившее может цитата из «Истории ...» С.М.Соловьева : «... мы не должны упускать из виду возраста детей Святославовых : Ярополку было не более 11 лет [при смерти Святослава], следовательно, при нем должен был находиться воспитатель; кто был этот воспитатель, в каком отношении был к нему Свенельд и как получил важное значение - об этом летописец ничего не знает. Мы не должны только забывать, что Ярополк был малолетен, следовательно, действовал под чужим влиянием. Единственным событием Ярополкова княжения, внесенным в летопись, была усобица между сыновьями Святослава. Мы знаем, что охота после войны была господствующею страстью средневековых варваров: везде князья представляли себе касательно охоты большие права, жестоко наказывая за их нарушение. Это служит достаточным объяснением происшествия, рассказанного нашим летописцем <...> Зачем предание связывает части действия так, что Олег убивает Люта тогда, когда узнает в нем сына Свенельдова? Если бы Олег простил Люту его дерзость, узнав, что он сын Свенельда - знаменитого боярина старшего брата, боярина отцовского и дедовского, тогда дело было бы ясно; но летописец говорит, что Олег убил Люта, именно узнавши, что он сын Свенельда; при этом вспомним, что древлянскому князю было не более 13 лет! Следовательно, воля его была подчинена влиянию других, влиянию какого-нибудь сильного боярина вроде Свенельда.»
Некоторые исследователи предполагают, что в X веке Овруч заменил бывшую древлянскую столицу Искоростень , сожжённую княгиней Ольгой в 945 году .
На высокой замковой горе находился княжеский замок с жилищем князя (теремом), внизу селение, с одной стороны, защищённые глубоким рвом и земляным валом, а с другой — природным препятствием: речкой Норинь и непроходимыми болотами. При Рюрике Ростиславиче Овруч превратился в вотчину древлянских (овручских) князей и замок-городище (были построены вокруг города и замка новые деревянные укрепления). «Добре відоме планування стародавнього Вручая (Овруч), який з середини XII ст. був центром феодальних володінь князя Рюрика Ростиславича — типове, середнє за розмірами місто, з міцним князівським замком і досить великим посадом (близько 28 га), укріпленим стінами з дерев'яних городень і земляними валами.» В замке находился княжеский «красный двор», где иногда живет подолгу сам князь, но чаще всего - посадник; здесь князья заводят своё хозяйство, содержат склады всякого «добра»: кож и мехов, металлических изделий, меда и воска, хлеба, вина и всяких других пищевых продуктов. В замок стекались дань и военная добыча, поборы и штрафы, товары и рабы, здесь была «вся жизнь» князей. Вокруг него возникали княжие села и слободы, и деревни сельских общинников постепенно втягивались в княжеское хозяйство. Всюду появлялась княжеская администрация, ставившая затесы на дубах и соснах, прокладывавшая межи, устанавливавшая всякого рода «знамения», строго преследовавшая за «перетес», каравшая всякого, кто «межу переорет» (т. е. перепашет), пускавшая на некогда общинные выгоны стада скота с княжим «пятном». На землях вокруг замка появлялись княжеские охотничьи угодья, пашни, тут и там трудились княжеские холопы и смерды, ремесленники и рядовичи, хозяйничали огнищане и конюхи, тиуны и посельские. Вокруг замка жили дружинники — соратники князя по былым войнам и походам. Они были правой рукой князя. Из их среды выходит и княжеская администрация (посадники, даньщики, вирники, мечники и др.) и вотчинные слуги - огнищане, тиуны, старосты. Всех их «кормит» сельский люд, данники князя; в их пользу поступают некоторые поборы, с ними делится своими доходами князь, многие из них живут с князем под одной крышей и сидят на княжеских пирах за одним столом с ним. Но постепенно все большее и большее значение приобретают земля и доходы с неё. Теперь не дани с земли, а сама земля с сидящим на ней людом начинает представлять ценность в глазах дружинника. И вчерашний воин, мечтавший о военной добыче и грабеже, о ложках, выкованных из серебра, добытого князем в результате успешной войны, превращается в землевладельца. Из среды дружинников в будущем появится, так называемая, овручская околичная шляхта .
В 1240 году орды Батыя опустошили Овруч и разрушили замок. Со временем был отстроен, став одним из форпостов Киевского княжества , которое находилось в зависимости от Золотой Орды . В начале XIV века в состав Киевского княжества вошли Посемье и Переяславль , в уделах, в том числе и в Овручском, утвердились путивльские Ольговичи. Однако от них сохранились только смутные упоминания в синодиках. Судя по всему, они были вассалами галицко-волынских князей , расширивших юго-восточные границы своего влияния после падения в 1300 году улуса Ногая . В начале 1320-х годов Гедимин взял приступом Овручский замок и разрушил его. В 1362 году Овруч, как и другие южнорусские княжества, оказался под непосредственной властью Великого княжества Литовского. Замок был восстановлен, но в 1399 году Едигей — военачальник Тамерлана , разбив при реке Ворскле Витовта , опустошил и Овручский замок. В 1506 году замок опять подвергся татарскому набегу, был разрушен и позже в 1522 году отстроен.
В Люстрации города Овруча 1519 года замок и острог выглядят следующим образом:
«Место Овручъ лежачее собою наде Вручаемъ речкою, а отъ другои стороны река Норына, которая притекла под замокъ якобы на стрелбы... з шарпетины надъ великомъ болотомъ, валомъ глубокимъ и острогомъ со сторонъ трохъ;... 3 брамъ воротныхъ — 4, деи баштъ — 6, а три вежи великие замковые ку стрелбе велми добрые боронити всего места. На горы великои дворъ его королевской милости, палями дубовыми и деи сосновыми воколо оставленыи; на томже месте потаиники деи на горе тоиже, шарпатини, гаковници и всяка бронь огниста замкова з кулями и порохомъ находятся... ку обороне. На другои стороне ровы; также на высокои гори стоитъ каменая церковъ Василевска; кажутъ люде старые, була колысь золотоверха, но деи отъ непамятныхъ литъ неприятелями огнемъ спалена и совсимъ зопсована и розбита; в симъ великомъ ест мо (?) болши церквей, деи... сыи некоторые... Домовъ всехъ в Овручи з князячими и панскими 500 деи и много к тому...»
Наиболее укреплённым сооружением Овручский замок стал при старосте Иосифе Михайловиче Халецком. Сохранилось детальное описание замка за 1552 год :
«Замок овруцкий од пана Есифа Халецкого , справою его, дерева соснового, людьми господарскими, мещаны и волощаны и людьми князькими, паньськими и боярскими зароблен, вежи замковые... над бывшим потайником к воде, на том месте зробили теперь браму воротную, у три стены рублена, з углами шести сажон, а над вороты светлица, а над светлицею кгмахь ку стрельбе, боронити усего места, а три вежи замковых. А городень в замку всех 61. Будованье в замку : у замку святых Кузьмы Демяна церковь, и та вже стара вельми, згнила, дворы земянские в замку: пана Оникиев Горностаев, Василя Дедкова, пана Фёдора Ельцов, пана Солтанов, Киселёв, Раков, Немирича, князя Сенского, панов Павши, Криштофов, Суринов, а иншие пляцы землянские и местцкие, и поповские порожни, старостино мешкане одна светлица всего на вежи воротней, а сховане у городни. Бронь замковая : сарпатинь на колоде приправленный, 6 пядей, сарпатинь на колах простых приправленный 6 пядей, сарпатинь на колоде приправленный, 7 пядей, сарпатинь, у колоде окованный, 8 пядей, сарпатинь, 8 пядей, куль до сарпатинов железных, обливаных 24. Гаковниц всех 27, пороховниц гаковничных 7. Ручниц 4. Пушкари : Яков Семёнович и Мойсей Чижевич. Пространность в замку : длина 66 сажен, ширина 43 сажни . Узвод у броне добрый, ланцухи обидва добрые, а под зводом стрелба пожиточная к обороне, мост перед замком на палях. Колодязя в замку нет, потайник бывал до речки Вручая , которая речка идёт тут же, под горою замковою, а з ручая река Норыня, которая прилегла под замок, якобы стрельбище от замку, около её болото, лесом заросло на 6 миль униз, аж до реки Уши, а сверху, отколь устала тая река, 8 миль обаполь её болота, нигде переезду нет, аж через греблю под местом. Гора замковая : с одной стороны от вежи воротной, спереди 15 сажон её, а с другой стороны, от реки Норыни — 16 сажон, а ззаду, от реки Вручая 15 сажон, на той стороне у двох местах гора ся зопсована 6 сажон, а с четвёртой стороны гора от места 10 сажон... Млин на реке Норыни, гатю занятый. Корчма медовая старостина, не выпивают в ней больше 30 кадей меду на год. К орчму горелчаную запродает староста на год за 50 коп грошей. Сторожа на замку : 20 человек. Сторожа полная : сторожу полную держать на поли, от замку у 30 милях, за Ходорковым полем, у Каменя, на Вили реце по 4 человека от св. Юра до Покровы.»
Другой вид "сторожи полной" осуществлялся с помощью т. н. «недели Чернобыльской» — сторожа, которая выставлялась в «Чернобыле», недалеко от устья Припяти при Днепре. Также в этом описании приводится иерархия населения, приписанного к замку: дворы земянские и боярские, бояре и слуги замковые, слуги ордынские при замку и на волости, слуги путные, мещане поленицкие, люде землянские, попы з людьми своими.
С 1569 года после Люблинского сейма, Овруч с замком — поветовый (уездный) город со старостинским управлением. В повет входили: Овруч, Искорость, Ксаверов, Базар, Чернобыль, Олевск, Норинск, Народичи, Мартынов и др. В Люстрации 1570 года польськие ревизоры писали: « Замок овруцкий лежит на насыпной горке недалеко от речки Норыни, почти неприступный , бо везде горы з ровами великими обошли. В замку 3 башни, 1 брама, 36 городней, 1 церковь, 9 дворов княжеских, панских и земянских, 1 пушкарня. Место при замку по горах оседло, острогом оточено, досить немочне и в месте недобрем. Поле есть пред замком, с которого давано 20 коп литовских. Млин на реке Норынь.» А Люстрация 1622 года описывает город и замок так: «Место валом и острогом с трёх сторон оточене, с четвёртой стороны болота, 3 брамы с въездами. Замок на горке высокой, на все стороны открыт, мост плохий, башни 2». Люстрация ж Овручского староства 1629 года делает акцент на плохом состоянии укреплений замка: «Замок тот лежит на горке высокой, имеет в себе плац досить просторный, до которого входят, есть очень плохой мост, не ходят им. Брамы немае, ани веж, только две вежи наружные, но очень плохие, похиленые, погнитые и неприкрытые. Паркан, за небожчика пана Руцкого державцы початый и до того часу не только не добудованый, але и до конца сгнил». Хотя, «армата» (вооружение) замка ещё осталась с прежних времён. В 1641 году опять татарский набег и разрушение замка. Это послужило поводом для получения Овручем от Владислава Вазы Магдебургского права. В 1648 году во время восстания Б. Хмельницкого город и замок опять пострадали: «Место спустошено, книги земские и гродские спалены в пожарах. Здесь розташовался Овруцкий полк. Полковником его был Елизар Голота, погиб в бою. Потом стал полковник Подобайло, погиб под Львовом от Януша Радзивилла. Следующие — Осип Наталчич и сотник, овруцкий шляхтич, Горностай.» В 1667 году по Андрусовскому перемирию Овруч возвращается в лоно Речи Посполитой обоих народов (в Овручском повете устанавливается польская администрация). В 1678 году по постановлению Гродненского сейма в Овруч из местечка Ксаверова переведён иезуитский Коллегиум, основанный Игнатием Александром Ельцем. « Коллегиум получил в замку овруцком полгоры, где городни свои шляхта овруцкая имела , на плацу видзилоним собе в замку овруцком.» Иезуитами были воздвигнуты громадные здания и римо-католический костёл. Коллегия стала именоваться «Collegium Xawer-Owrucence». В 1720 году замок разрушен гайдамаками: «не спасли шляхту, ни бронь огнистая, ни башни мурованные.» Отстроен в 1750 году . Но уже это был не тот прежний могущественнй замок. Из Люстрации 1765 года город Овруч и замок представляли жалкое зрелище: «В Овруче халуп жидовских 80, постоялых двора 3, крестьянских халуп 60, кроме монастыря и шляхетских дворов и дворков. Замок на горке вынеслый между двома дорогами, в замке изба, где работает суд и несколько казённых изб, склад на разные вещи, брама гонтами побита, ещё 3 избы (комнаты) на верхнем этаже башни, а на нижнем — темная застройка, превращенная в тюрьму». В 1773 году иезуитский костёл перешёл во владение овручских базилиан . В 1831 году по Высочайшему повелению греко-католический костёл и монастырь отнят и передан в ведомство православного духовенства. В 1872—1877 году церковь эта отремонтирована на казённую сумму 29 тыс. 597 рублей и получила название Преображенский Введения во Храм Пресвятой Богородицы Собор. В 30-е годы церковь полностью разрушена Советской властью. А в 1993 году на её месте, на замковой горе, и на месте бывшего Овручского замка, построен новый Спасо-Преображенский кафедральный собор на ул. Соборная, 18.
«Жыкгимонътъ Авъгустъ, Божъю м(и)л(о)стью король польский, великий князь литовъский, руский, пруский, жомоитский, мазовецкий и иных. Державцы овруцкому, князю Андрею Тимофевичу Капусте и инымъ деръжавцамъ нашимъ, хто и напотомъ тотъ замокъ Овруцкий отъ насъ держати будуть. Били намъ чоломъ мещане и слуги замку нашого Овруцкого Матьфей Тарелко а Гридко Плаксичъ сами отъ себе и ото всих потужъников своих мещанъ и слугъ замку Овъруцкого и поведили передъ нами, ижъ некоторые з них зъ Божего допущенья недавно прошлых часовъ з домами и маетностями своими погорели, межи которою пожогою згорелъ, дей, имъ листъ нашъ судовый, которий имъ з розсудъку нашого данъ, яко ся они въ службе и повиноватостях своих противъко старостамъ нашимъ овруцкимъ заховати мели... Стояли передъ нами очевисто, жаловали намъ мещане и слуги наши замъку Овруцкого, которие повинъни в томъ замку нашомъ Овруцкомъ воротъ стеречи съ щитомъ а з рогатиною на державцу нашого овруцского, пана Криштофа Кмитича о томъ, што жъ коли, дей, они на замку у воротъ стерегуть, и панъ Криштофъ, дей, в тотъ часъ отъ сторожи их отъбираеть, и лазню про себе топити, и дрова рубати, и воду носити, и перекопы около двора, гумна и нивъ своих копати, и плоты около пол своих городити, и рольи на себе, деръжавцу один ден орати, а другии ден тую жъ пашню жати имъ кажеть, и в томъ имъ новину уводить и трудности задаеть. А ку тому, дей, тежъ кони их у своих потребах подъ речи и подъ слугъ своих в подъводу верховую и возовую береть, а они на то з веков не повинъни... И мы опытати казали передъ нами земян, шляхты киевское, которыи у во Вручомъ именья свои мають, которых на тотъ часъ немало при насъ было: Федора Елцовича, а Солтана Стецъковича, а Стася а Немери Суриновъ и ... тыи земяне поведили и светчили передъ нами, же мещане и слуги тамошние овруцкие, яко их паметь знесеть и яко то отъ отъцовъ своих слыхали, на жадъные послуги державец своих тамошних овруцких ани тежъ подъводъ подъ них давати не повинъни, одно мають стеречи у воротъ замковых зъ щитомъ и з рогатиною. И мы, вырозумевши тому, и с Паны Радами нашими коло того намову вчинивши, тых мещан и слугъ наших; овруцких при старине их заставили и симъ листомъ нашимъ зоставуемъ навечность... И на то дали есмо имъ сесь наш листъ, ку которому его кролевъской м(и)л(о)сти отец нашъ и печать свою приложити росказать рачилъ. П(и)санъ у Берестьи, подъ леты Божего нароженья тисяча пятсотъ сорокъ четвертого, м(е)с(я)ца августа тридцатог[о] дня, индикта второго"... Подписъ руки его м(и)л(о)сти пана Миколая Радивила, воеводы виленского, маршалка земского, канцлера Великог[о] Князъства Лит(ов)ског[о] Янъ Гайко писар»
Именье старостинское было в Михайловке или Михайлове :
29 марта 1572 года овручский староста Николай Сапега