Иссерлес, Моше
- 1 year ago
- 0
- 0
Моше Мизра́хи ( ивр. משה מזרחי ; 5 сентября 1931 , Александрия , Египет — 3 августа 2018 , Тель-Авив ) — израильский и французский кинорежиссёр и сценарист. Три фильма Мизрахи в разные годы номинировались на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке ; один из них, « Вся жизнь впереди », завоевал этот приз в 1978 году . В 2001 году Мизрахи стал лауреатом премии Израильской академии кино («Офир») за достижения карьеры.
Моше Мизрахи, уроженец Александрии , иммигровал с семьёй в подмандатную Палестину в 1946 году. В начале 1950-х годов он побывал в странах Магриба и во Франции как эмиссар Еврейского агентства и организации « Ха-шомер ха-цаир ». С 1958 года попеременно проживал в Израиле и во Франции, где делал свои первые шаги в кинематографе. Его карьера как режиссёра началась с постановки мини-сериала в стиле Хичкока для французского телевидения на стыке жанров комедии и триллера. За ним в 1970 году последовал первый полнометражный художественный фильм Мизрахи « », снятый по рассказу его первой жены Рашель Фабьен . Уже эта первая работа попала в основную конкурсную программу Берлинского кинофестиваля и завоевала на нём специальный приз журналистов и премию католического жюри, а также была номинирована на «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке .
Свой второй фильм, « », Мизрахи снял год спустя также во Франции по роману Кристианы Рошфор . Эта лента, посвящённая теме права женщины на независимость, продержалась во французском широком прокате только три недели, но приняла участие в международном кинофестивале в Атланте и в дальнейшем шла в фильмотеках американских вузов. Она была показана в Израиле лишь в 2009 году . Следующие два фильма Мизрахи, снятые в сотрудничестве с продюсером Менахемом Голаном в Израиле — « » (1972) и « Дом на улице Шлуш » (1973) — были номинированы на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке ; «Я люблю тебя, Роза» и ещё один фильм 1973 года, « », были включены в основную конкурсную программу Каннского кинофестиваля . Стиль, в котором были сняты эти картины, разительно отличался от набравшего в эти годы популярность в Израиле жанра « фильмов-бурекас », в особенности в том, что касалось изображения восточных евреев. Мизрахи в интервью называет сложившуюся в израильском кинематографе традицию сефардских образов оскорбительной, а ставший апогеем «фильмов-бурекас» « Салах Шабати » омерзительным .
Вернувшись во Францию, Мизрахи снял два удачных фильма, главную роль в которых сыграла Симона Синьоре : « Вся жизнь впереди » и « ». Первая из этих лент, снятая по книге гонкуровского лауреата Ромена Гари , удостоилась высокой оценки самого Гари и завоевала «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке; Мизрахи остаётся единственным израильским режиссёром, получившим эту награду .
В 1980-е годы Мизрахи сотрудничал с американскими кинематографистами, в частности сняв Тома Хэнкса в главной роли в фильме « Мы всегда говорим «до свидания» », действие которого происходит в подмандатной Палестине . В 1992 году снятый им американский мини-сериал «Варбург: человек влияния» с Сэмом Уотерстоном в главной роли стал лауреатом приза фестиваля FIPA . В 2001 году Мизрахи была присуждена премия Израильской академии кино («Офир») за достижения карьеры ; он также получил аналогичную премию на Хайфском кинофестивале . В 2008 году, после более чем десятилетнего перерыва, на экраны вышел его новый фильм, « », переносящий на израильскую почву сюжет чеховского « Дяди Вани » .
Мизрахи был женат вторым браком на актрисе и режиссёре . Он умер в тель-авивской больнице « Ихилов » в августе 2018 года после осложнений на почве пневмонии