Interested Article - Клоны Grand Theft Auto

Игры-клоны Grand Theft Auto или просто GTA-клоны — поджанр приключенческого боевика с открытым миром , чьи игры выделяются особой схожестью с серией игр Grand Theft Auto , как в плане игрового дизайна, так и игрового процесса. Суть в этих играх сводится к тому, чтобы изучать открытый игровой мир, добывать оружие, разъезжать на украденных транспортных средствах и в целом выполнять миссии, связанные с вождением и стрельбой. Иногда там могут присутствовать мини-игры для лучшей реиграбельности. Тематика миссий как правило связана с темой преступности, насилия, наркотиков, откровенно сексуального контента и прочих спорных тем.

Хотя подобный поджанр зародился ещё в 1980-х годах в приключенческих играх с открытым миром, популярных в Европе, первой действительно коммерчески успешной игрой стала Grand Theft Auto 1997 года выпуска, доказав востребованность среди аудитории криминальной тематики. Однако данный поджанр в его окончательном виде определила феноменально успешная игра Grand Theft Auto III , по подобию которой стало появляться множество других игр с открытым миром о транспорте и оружии. Для GTA-клонов было свойственно уделять особе внимание проработке окружающей среды и искусственного интеллекта неигровых персонажей.

Определение «GTA-клон» считается спорным, так как подразумевает негативную коннотацию. Некоторые игровые жанры также в прошлом также определялись, как клоны, например платформеры в начале назывались клонами Donkey Kong , a шутеры от первого лица — клонами Doom . Аналогично предлагается GTA-клоны называть играми-песочницами, хотя это не совсем корректно, так как песочница более обобщающий жанр, не обязательно подразумевающий возможность коллекционировать оружие и угонять машины — ключевые особенности игр Grand Theft Auto .

Определение

«GTA-клон» — игра, относящаяся к игровому жанру, впервые представленному в его современном виде в игре Grand Theft Auto III 2001 года выпуска , где игрок может управлять любым транспортным средством, стрелять из оружия и исследовать открытый игровой мир . Так как вышеописанные элементы не принято рассматривать, как отдельный игровой жанр, подобные игры чаще всего называют трёхмерными приключенческими боевиками или шутерами от третьего лица . Подобные игры эксплуатируют тему насилия и преступности , хотя есть исключения, например The Simpsons Hit & Run или Scrapland с рейтингами для подростков .

Альтернативы

Само определение «GTA-клон» некоторыми игровыми журналистами признаётся предвзятым или даже оскорбительным , так как данный термин ставит знак равенства между игрой c похожим игровым процессом с истинным клоном — игрой, зачастую примитивной и некачественной имитацией GTA , созданной лишь для извлечения выгоды из успеха серии Grand Theft Auto . На волне успеха серии было создано множество истинных клонов, особенно для мобильных устройств. Тем не менее термин «GTA-клон» зачастую употребляется в нейтральном контексте для описания игрового жанра, а не подражающей подделки .

Игры жанра «GTA-клон» также называют «играми с открытым миром» ( англ. open world game ), или «играми-песочницами» ( англ. sandbox game ) , тем не менее эти жанры слишком обобщающие. Например Metroid 1986 года выпуска также можно назвать игрой с открытым миром . Помимо GTA , в качестве прообраза игрового жанра принято считать и игру Body Harvest несмотря на их явные жанровые отличия между собой . Определение «открытый мир», как синоним «GTA-клона» критикуется за то, что оно может грубо говоря включать любые игры с открытым миром и открытым дизайном уровней , например игры о супергероях Spider-Man 2 или The Incredible Hulk: Ultimate Destruction .

Игровые журналисты предлагали названия для жанра, сформированного играми Grand Theft Auto , объединяя критерии открытого мира, гонок и криминальной тематики, например «криминальная игра» ( англ. crime game ), «криминальная приключенческая игра» ( англ. crime-based action game ) или предложенное редакцией CNN — «гангста» ( англ. gangsta ) . Также предлагались такие названия для жанра, как приключенческая игра со свободным перемещением ( англ. free roaming action adventure game ) , игра «гонка-шутер» ( англ. driving-and-shooting game ) или гибрид приключенческой гонки ( англ. driving action hybrid ) .

Игровой дизайн

Гонки и шутер

Одна из главных особенностей игрового процесса «GTA-клонов» — возможность управлять угнанными транспортными средствами . Как правило это автомобили, мотоциклы, также это могут быть вертолёты, лодки, самолёты или военный транспорт . Как правило больший выбор транспортных средств гарантирует игре и лучшие отзывы . Помимо гонок по дороге, игроки могут использовать транспортные средства, как оружие, тараня им врагов, другие объекты или повреждая транспорт, пока он не взорвётся . В некоторых играх с помощью транспортных средств можно выполнять трюки, включая элементы симулятора вождения , некоторые игры также позволяют настраивать внешность собственного транспорта .

Игроки могут учувствовать в боях, пользуясь различными видами оружия в зависимости от внутриигрового сеттинга, это могут быть огнестрельные оружия, взрывчатые вещества, оружия рукопашного боя или даже более фантастическое устройства, например лазерное оружие или ручной пулемёт . На этом основании «GTA-клоны» часто называются шутерами от третьего лица . Игрок может находить оружие, разбросанное по всему игровому миру, покупать во внутриигровых магазинах или же добывать, как трофей у убитых врагов . Игрок может напасть практически на любого неигрового персонажа , хотя излишняя агрессия чревата последствиями, например игрового персонажа попытается поймать полиция, против которой игрок может сражаться, или же убежать . Требуется постоянно следить за своим показателем здоровья и боеприпасами, чтобы преуспеть в бою .

Подобные игры при использовании огнестрельного оружия предлагают разные способы прицеливания, например управление мышкой или с помощью фиксации кнопкой . Некоторые игры критиковались за излишне сложные и обременительные элементы управления, связанные со стрельбой .

Открытый мир и миссии

«GTA-клоны» всегда позволяют исследовать открытые игровые миры , представленные как правило в виде города и окрестностей. Иногда эти города копируют реальные — в таких случаях чаще всего это Лондон , Нью-Йорк или Лос-Анджелес . Игровой персонаж может передвигаться пешком или на транспортном средстве . Некоторые игры также позволяют игровому персонажу лазать, прыгать или даже плавать . Исследовать мир требуется не только для выполнения игровых миссий, но и для поиска ценных предметов, оружия и транспортных средств. Разные участки игрового мира как правило контролируются вражескими фракциями, которые будут разными способами пытаться захватить или убить игрового персонажа . Более поздние представители данного игрового жанра также позволяют игроку заполучать собственную территорию . Свободное перемещение по зачастую огромному игровому миру часто запутывает и дезориентирует новичков . Для решения подобной проблемы, разработчики создавали разные удобные средства навигации. Почти каждая игра предлагает мини-карты для ориентации в пространстве , а игры Saints Row и Grand Theft Auto IV даже предлагали виртуальный GPS . Игру как правило критикуют, если она не предлагает удобные инструменты навигации .

Часто некоторые области остаются недоступными для игрока, пока он не выполнит определённые задания или не пройдёт основные игровые миссии . Часто они требуют устраивать гонки, заниматься слежкой, курьерской доставкой , грабежом , перестрелкой, убить кого-то или успешно добраться до определённой контрольной точки . Часто игра предлагает несколько способов решения той или иной задачи, так как сама игра ориентирована на нелинейное прохождение, поощряя у игрока логику и творческую свободу . Завершение миссии позволяет продвигаться в основной сюжетной линии или открывает доступ к новым миссиям . Если игрок наоборот провалит миссию, он как правило может возобновить игру на точке сохранения, до начала миссии . Часто подобные игры также предлагают и побочные миссии, позволяющие добывать особые награды или редкие предметы. Большое количество побочных миссий повышает реиграбельность игры . Часто «GTA-клоны» также включают разнообразные мини-игры , например кольцевые гонки . В конечном счёте игроку не обязательно проходить основную сюжетную линию, сосредоточившись на свободном изучении игрового мира .

История

Происхождение

Несмотря на ассоциацию игрового жанра с серией Grand Theft Auto , игры, в той или иной степени попадающие под определение этого жанра стали появляется ещё задолго до возникновения знаменитой франшизы. Принято считать, что первой подобной игрой была Mercenary 1985 года выпуска , позволяя свободно исследовать трёхмерный игровой мир . Однако если эту игру можно причислить к жанру лишь отдалённо, гораздо ближе к нему подошла игра The Terminator 1991 года выпуска, позволяя не только свободно исследовать обширный город, но и стрелять в гражданских и угонять машины .

Тем не менее прообразом жанра «GTA-клона» до GTA принято считать игру (англ.) 1991 года выпуска , представившую полностью трёхмерную графику, обширный игровой мир, наполненный разнообразными миссиями. Игра позволяла как перемещаться пешком, так и угонять разнообразный транспорт .

Rockstar Games , ещё в то время известная, как DMA Design занималась разработкой игр с открытым игровым миром, начиная с первой Grand Theft Auto 1997 года выпуска , которая однако была двухмерной, но уже тогда позволяла угонять автомобили и стрелять из различного оружия, выполняя миссии . Grand Theft Auto 2 была создана схожим образом. Независимый от GTA проект от DMA Design — Body Harvest для Nintendo 64 стал первой полностью трёхмерной игрой и первым для разработчиков опытом переноса многих концепций игрового дизайна из GTA -игр в трёхмерный мир . Body Harvest предлагала открытый мир, возможность управлять разными транспортными средствами и нелинейные миссии с побочными квестами. Позже игровые журналисты называли эту игру «GTA в космосе» , существованию которой обязана Grand Theft Auto III . Дэн Хаузер , вице-президент Rockstar также утверждал, что разработчики частично вдохновлялись трёхмерными играми серии Mario и Zelda .

В 1999 студией Angel Studios (позже ставшей частью Rockstar) была выпущена игра Midtown Madness , во многом похожая на будущую Grand Theft Auto с открытым миром, однако это была линейная игра, не позволяющая свободно перемещаться пешком и угонять машины. Данная игра в итоге положила начало франшизе Midnight Club . В ноябре 2000 года вышла игра Driver 2 , предлагавшая открытый игровой мир, возможность свободно перемещаться, угонять транспорт, хотя насилие было ограничено кат-сценами.

Выпущенная в 2001 году Grand Theft Auto III использовала игровой процесс из двух предыдущих игр серии, но переместив его в трёхмерный мир , предложив помимо полной свободы перемещения и беспрецедентное разнообразие миссий и мини-игр . Игра стала сенсацией, затмив своими продажами две предыдущие игры и оказав сильное влияние на дальнейшее развитие игровой индустрии , став самой влиятельной игрой со времён выпуска Doom в 1993 году , предложив новый подход к дизайну игровых уровней . Поэтому именно Grand Theft Auto III принято считать первооткрывателем жанра или его первым истинным представителем . Именно по образу этой игры и затем её сиквелов стали создаваться остальные игры, попадающие под определение «GTA-клона» .

Дальнейшее развитие

Одна из первых игр, которую поспешили сравнить с Grand Theft Auto III была Mafia: The City of Lost Heaven , выпушенная в 2002 году. При этом игру хвалили за то, что она переняла лучшие элементы игрового дизайна из GTA III .

Выпущенное в 2002 году продолжение GTA III Vice City предлагало более обширный игровой мир и возможность изучать внутренние интерьеры в более, чем 60 зданиях. К озвучиванию игры привлекали голливудских актёров, например Рэя Лиотту . Вскоре были выпущены игры с похожим игровым процессом, например (англ.) . The Simpsons Hit & Run в 2003 году объединила игровой жанр с мультипликационной тематикой , а игра True Crime: Streets of LA позволила управлять полицейским . На этом фоне участилась критика компьютерных игр за их излишнюю жестокость .

Несмотря на многочисленные попытки подражания, ни одной игре так и не удалось превзойти игры GTA по своему качеству и успеху . Выпущенная в 2004 году San Andreas предлагала открытый мир с уже тремя городами , позволяла настраивать внешность игрового персонажа, его транспорта, а также соревноваться за территорию, сражаясь с конкурирующими бандами . Успех серии GTA также обеспечивал успех и её побочным играм — Liberty City Stories (2005), Vice City Stories (2006) и двухмерной Grand Theft Auto Advance для приставки Game Boy Advance . В целом выпущенные в тот момент компьютерные игры, попадающие под определение «GTA-клона» предлагали более сложный и разнообразный игровой процесс, нежели шутеры от первого лица или гоночные игры , при этом в периоды долгого отсутствия выхода очередной Grand Theft Auto , доходы от продаж «GTA-клонов» снижались . Только в 2006 году было выпущено вдвое меньше подобных игр, нежели в 2005 году . «GTA-клоны» также выпускались для мобильных устройств, в первую очередь студией Gameloft , в частности серия игр Gangstar .

С появлением игровых приставок седьмого поколения , таких как PlayStation 3 или Xbox 360 , стали выходить «GTA-клоны» второго поколения, например Saints Row (2006) или Crackdown (2007) . Последняя игра примечательна тем, что к её разработке причастен Дэвид Джонсон , работавший над первой Grand Theft Auto . Эта игра предлагала открытый мир с возможностью играть за персонажа со сверхспособностями в полуфутуристической обстановке . Между тем, выпущенные в 2006 году игры The Godfather: The Game и Scarface: The World Is Yours впервые объединили формулу GTA со вселенными из известных кинофраншиз . Тем не менее ни одной из вышеперечисленных игр не удалось перейти планку, установленную серией GTA . Выпущенная в 2008 году Grand Theft Auto IV выделялась своим ещё большим и детализированным окружением, а также переосмыслила игровой процесс . Игра побила новые рекорды по продажам, Rockstar распродала рекордное количество копий за 24 часа. С момента зарождения жанра, более поздние игры предлагали всё более обширные игровые локации, больше миссий и больший выбор транспортных средств . Выпущенная в 2020 году студией CD Projekt игра Cyberpunk 2077 также эксплуатировала формулу GTA , но сделав основным местом действия футуристический город в эстетике киберпанка .

Rockstar переосмыслила жанр снова в 2010 году, представив Red Dead Redemption , но переместив основное событие из города в просторы дикого запада, а вместо машин — позволяя кататься на лошадях и повозках . Формула GTA использовалась и при разработке игр, предназначенных для младшей аудитории, например Lego City Undercover (2013) .

Примечания

  1. . Find Me Similar. Дата обращения: 8 июня 2022. 6 мая 2013 года.
  2. Sources that refer to Grand Theft Auto popularizing or inventing a genre include:
    i. Reparaz, Mikel. . GamesRadar (27 марта 2007). Дата обращения: 21 июля 2008. 16 июня 2011 года. ;
    ii. Cifaldi, Frank. . Gamasutra (21 февраля 2006). Дата обращения: 21 августа 2008. 22 сентября 2008 года. ;
    iii. . BBC News (21 октября 2004). Дата обращения: 26 августа 2008. 29 апреля 2009 года.
  3. Bramwell, Tom. . Eurogamer (27 марта 2007). Дата обращения: 25 июля 2008. 30 сентября 2007 года.
  4. Sources that refer to games similar to Grand Theft Auto as action-adventure games include:
    i. Parkyn, Jonathan. . (18 апреля 2006). Дата обращения: 25 июля 2008. 22 сентября 2008 года.
    ii. Steve Tilley. . (1 апреля 2007). Дата обращения: 25 июля 2008. 23 июня 2007 года. ;
    iii. Bishop, Sam. . IGN (16 мая 2003). Дата обращения: 25 июля 2008. Архивировано из 1 февраля 2009 года.
    iv. Will Tuttle. . GameSpy (30 августа 2006). Дата обращения: 25 июля 2008. 17 мая 2008 года. ;
    v. Snow, Blake. . GamePro (30 января 2008). Дата обращения: 24 июля 2008. Архивировано из 1 февраля 2008 года.
  5. For examples of reviewers who have called these kinds of games third-person shooters , see:
    i. Tilly, Steve. . (23 января 2005). Дата обращения: 26 августа 2008. Архивировано из 23 июня 2007 года.
    ii. Gerstmann, Jeff. . CNET Networks (14 марта 2006). Дата обращения: 26 августа 2008. 4 октября 2012 года.
  6. Reparaz, Mikel. . GamesRadar (27 марта 2007). Дата обращения: 21 июля 2008. 16 июня 2011 года.
  7. Navarro, Alex (2004-11-11). . Дата обращения: 23 мая 2009. 10 октября 2011 года. Scrapland Review], GameSpot , Retrieved on 2009-6-17
  8. Price, Tom. . TeamXbox (4 марта 2008). Дата обращения: 24 июля 2008. Архивировано из 28 сентября 2008 года.
  9. Filmer, Jay. (англ.) . 360 Gamer (3 августа 2006). Дата обращения: 7 ноября 2008. Архивировано из 7 октября 2007 года.
  10. Chick,Tom. (англ.) . gamesquad.com (17 октября 2006). Дата обращения: 7 ноября 2008. 25 января 2019 года.
  11. . GameTrailers (20 февраля 2007). Дата обращения: 7 ноября 2008. 6 июня 2011 года.
  12. . Games Finder (9 февраля 2014). Дата обращения: 23 ноября 2016. 27 ноября 2016 года.
  13. Smith, Ken. . NBC News (12 апреля 2007). Дата обращения: 7 ноября 2008. 28 мая 2014 года.
  14. i. Harris, John. . Gamasutra (26 сентября 2007). Дата обращения: 25 июля 2008. 11 ноября 2020 года.
    ii. Whitehead, Dan. . Eurogamer (4 февраля 2008). Дата обращения: 25 июля 2008. 10 июня 2022 года.
  15. . Australian Broadcasting Corporation (28 апреля 2008). Дата обращения: 26 августа 2008. 21 декабря 2015 года.
  16. i. Thompson, Clive. . Wired News (2 мая 2008). Дата обращения: 21 июля 2008. 23 февраля 2012 года.
    ii. . GameSpot (1 июня 2007). Дата обращения: 26 августа 2008. 5 июня 2007 года.
  17. Treit, Ryan. . Xbox.com. Дата обращения: 26 августа 2008. 18 июня 2008 года.
  18. Cifaldi, Frank. . Gamasutra (21 февраля 2006). Дата обращения: 21 августа 2008. 22 сентября 2008 года.
  19. Morris, Chris (2006-05-11). . CNN Money . из оригинала 19 октября 2021 . Дата обращения: 20 октября 2008 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  20. Parkyn, Jonathan. . (18 апреля 2006). Дата обращения: 25 июля 2008. 22 сентября 2008 года.
  21. . BBC News (21 октября 2004). Дата обращения: 26 августа 2008. 29 апреля 2009 года.
  22. Polak, Steve (2004-04-22). "Mafia fun for all the 'family' ". The Daily Telegraph .
  23. Mikal, Hassan. . (17 апреля 2008). Дата обращения: 24 июля 2008. 27 мая 2012 года.
  24. Tilley, Steven (2006-09-10). "Clone Stars; these saints march to the beat of a familiar drum, but they get it right". .
  25. Thompson, Clive. . Wired News (2 мая 2008). Дата обращения: 21 июля 2008. 23 февраля 2012 года.
  26. Gaudiosi, John (2006-05-12). . The Washington Post . из оригинала 22 октября 2018 . Дата обращения: 20 октября 2008 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  27. Gerstmann, Jeff. . GameSpot (10 октября 2006). Дата обращения: 24 июля 2008. 26 апреля 2009 года.
  28. Perry, Douglass. . IGN (12 февраля 2007). Дата обращения: 22 февраля 2008. 26 апреля 2012 года.
  29. Gaudiosi, John (2006-05-12). . The Washington Post . из оригинала 22 октября 2018 . Дата обращения: 24 июля 2008 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  30. Navarro, Alex. . GameSpot (26 июля 2006). Дата обращения: 24 июля 2008. 10 июня 2022 года.
  31. Leeper, Justin. . GameSpy (23 мая 2005). Дата обращения: 26 августа 2008. 22 октября 2018 года.
  32. CVG UK. . GamesRadar (24 апреля 2008). Дата обращения: 26 августа 2008. 16 июня 2011 года.
  33. Navarro, Alex. . GameSpot (15 сентября 2003). Дата обращения: 24 июля 2008. 11 января 2009 года.
  34. i. Downie, Alan. . (25 июля 2006). Дата обращения: 24 июля 2008. Архивировано из 20 июля 2008 года.
    ii. Wilson, Mark. . Kotaku (28 августа 2006). Дата обращения: 24 июля 2008. Архивировано из 12 марта 2008 года.
    iii. Navarro, Alex. . GameSpot (15 сентября 2003). Дата обращения: 24 июля 2008. 11 января 2009 года.
  35. Guzman, Hector. . GameSpy (4 ноября 2005). Дата обращения: 24 июля 2008. 27 апреля 2006 года.
  36. Geddes, Ryan, Daemon Hatfield. . IGN (10 декабря 2007). Дата обращения: 1 октября 2008. 28 февраля 2021 года.
  37. Whitehead, Dan (February 4, 2008). 26 сентября 2009 года. . Eurogamer . Retrieved on 2008-07-25.
  38. Fahs, Travis (2009-05-20). 2 мая 2012 года. , IGN , Retrieved on 2009-06-17
  39. Fahs, Travis (2008-03-24). 8 марта 2012 года. , IGN , Retrieved on 2009-07-16
  40. Patterson, Mark (August 1991). , , Retrieved on 2009-07-16 2 июля 2008 года.
  41. Mac Donald, Ryan. . GameSpot (6 мая 1998). Дата обращения: 4 апреля 2009. Архивировано из 25 апреля 2009 года.
  42. Casamassina, Matt. . IGN (30 января 2007). Дата обращения: 8 ноября 2008. 25 апреля 2009 года.
  43. Suellentrop, Chris . The New York Times (9 ноября 2012). Дата обращения: 7 августа 2016. 10 ноября 2012 года.
  44. . GameSpot (1 июня 2007). Дата обращения: 26 августа 2008. 5 июня 2007 года.
  45. "The game treated as much like the release of Doom nearly a decade earlier". Game Informer . Vol. 1, no. 138. p. 73.
  46. Boba Fatt. . GamePro (25 апреля 2007). Дата обращения: 1 октября 2008. 5 сентября 2008 года.
  47. Gerstmann, Jeff. . GameSpot (14 марта 2006). Дата обращения: 24 июля 2008. Архивировано из 1 декабря 2008 года.
  48. Wolpaw, Erik . GameSpot . CBS Interactive (4 сентября 2002). — «Arriving without much prerelease hype, Mafia is a highly engaging combination of the driving and living-city elements of Grand Theft Auto III and the story-driven third-person shooting action of Max Payne.» Дата обращения: 26 сентября 2020. 8 июня 2022 года.
  49. Kristian Brogger (November 2002). . Game Informer . No. 115. p. 147. Архивировано из 25 февраля 2005 . Дата обращения: 11 апреля 2010 . When I started playing this game, I thought, "Okay, this is kind of like GTA III." Then I started getting into it, and I thought, "Holy crap! This is a lot like GTA III. Awesome!" There's no shame in taking a proven gameplay formula and changing it a little bit to fit a scheme of your own.
  50. Snider, Mike (2002-12-27). "Video games: Grand Theft Auto: Vice City". USA Today .
  51. Fischer, Russ. . GameSpy (14 ноября 2003). Дата обращения: 26 августа 2008. 6 марта 2021 года.
  52. French, Michael (14 ноября 2006). Дата обращения: 30 июля 2016. 7 августа 2016 года.
  53. Buchanan, Levi . IGN (30 декабря 2006). Дата обращения: 30 июля 2016. 29 января 2022 года.
  54. Brightman, James. . (31 марта 2008). Дата обращения: 4 апреля 2009. 7 сентября 2019 года.
  55. Goldstein, Hillary. . IGN (25 апреля 2008). Дата обращения: 30 апреля 2009. 15 февраля 2012 года.
  56. . Guinness World Records (13 мая 2008). Дата обращения: 13 мая 2008. Архивировано из 23 декабря 2010 года.
  57. Sid Natividad. (англ.) . TheGamer (27 декабря 2020). Дата обращения: 8 июня 2022. 19 мая 2022 года.
  58. . IGN. Дата обращения: 8 июня 2022. 26 апреля 2012 года.
  59. . ps2.gamespy.com . Дата обращения: 8 июня 2022. 4 марта 2016 года.
Источник —

Same as Клоны Grand Theft Auto