20 Чаши
- 1 year ago
- 0
- 0
Чаши из Вафио или Кубки из Вафио (также Вазы из Вафио ) — золотые изделия минойской культуры , датируемые приблизительно XV веком до н. э.
Предположительно, чаши были изготовлены критскими мастерами, а затем приобретены микенцами , однако не исключено, что ремесленники могли изготавливать утварь, переселившись на материк .
Чаши были найдены в 1888 году греческим археологом Христосом Цундасом в могиле на Спартанской равнине недалеко от деревни Вафио (Βαφείο) области Лакония , расположенной в 6 км от Спарты .
Форма двух изделий практически одинакова. Одна чаша имеет 8,3 см в высоту и 10,4 см в диаметре. Другая с таким же диаметром, но на 0,3 см ниже. Вес первой 276, а другой 280½ грамм . Обе чаши состоят из двух слоёв металла: внешнего с декоративным изображением и внутреннего, совершенно гладкого, скрывающего обратную сторону внешнего листа. Внутренний лист металла немного выше наружного и на конце имеет загнутые края. Золотые сосуды, форма которых расширяется снизу вверх, имеют по одной ручке .
На первом кубке изображена сцена охоты на диких быков. Между скалами в узком проходе натянута сеть, привязанная концами к деревьям. Один бык угодил в ловушку. Не в состоянии выбраться, животное упало на землю и, выпрямив голову, открыло рот с высунутым языком. Другой бык перепрыгивает через препятствие; он изображён в полёте, его ноги ещё не коснулись земли, а хвост поднят. В левой части кубка изображён буйвол в момент нападения на двух загонщиков. Одного он толкает, и тот с распростёртыми руками падает на спину, другого протыкает правым рогом. Человек изображён висящим на роге вверх ногами .
На другом кубке сцена более спокойная. Посередине стоят два быка, которые, повернув друг ко другу головы, как бы ведут между собой диалог. Справа от них изображён третий бык с опущенной головой, отделённый от основной сцены деревом. В другой части композиции расположена фигура человека, который держит веревку, привязанную к ноге четвёртого быка. Животное показывает свое недовольство мычанием и напряжённым движением головы .
Сцена первого кубка, изображающая нападение, очень схожа с тиснением одного стеатитового сосуда, на котором вытеснен буйвол, держащий на роге атлета. Оба изображения служат явным примером того, что трагические ситуации были вполне характерным явлением, как во время ловли, так и в процессе бычих игр . В самом деле, загонщики на первом кубке изображены без оружия и доспехов; их единственным инструментом является натянутая сеть. Однако вполне возможно, что сама охота носила ритуальные черты и была предшествующим элементом тавромахии или таврокатапсии .
Обе сцены происходят в одной и той же местности и дополняют друг друга. Тематически сцена второй чаши продолжает первую: после утомительной охоты загонщик удерживает пойманного быка. На первой чаше попавший в сети бык выглядит не совсем реалистично. В таком положении у животного переломился бы хребет. Между тем работа имеет ряд зоологических соответствий. Два быка, один перепрыгивающий препятствие, а другой нападающий на загонщиков, имеют поднятые хвосты. Человек, наблюдающий за боями быков, знает, что это происходит тогда, когда буйволы находятся в состоянии ярости или предельного напряжения. Кроме того, нападающий на загонщиков бык держит голову набок, а самые сильные удары у них получаются именно в таком положении головы .
Чаши хранятся в Национальном археологическом музее города Афин , в каталоге под номерами 1758 и 1759 .