Interested Article - Овечкин, Алексей Валерьевич
- 2020-10-30
- 2
Алексе́й Вале́рьевич Ове́чкин ( латыш. Aleksejs Avečkins ; 26 мая 1976 — 19 августа 2013 ) — латвийский и белорусский балетный танцовщик. Солист Латвийского национального балета . Трижды лауреат латвийской национальной театральной премии «Ночь лицедеев» ( Spēlmaņu nakts ; 1999, 2008, 2012) в номинации «Лучший артист балета». Лауреат Международного оперного приза года компании «Aldaris» (1999), лауреат Большой музыкальной награды Латвии (2002).
Алексей Овечкин в 1994 году окончил , с 1994 по 1998 был солистом Белорусского Большого академического театра оперы и балета, с 1998 по 2013 год работал в труппе Латвийского национального балета.
В 2011 году дебютировал на драматической сцене — в спектакле «Кастинг» Театра имени Моссовета .
Биография
Алексей Овечкин родился 26 мая 1976 года в Бресте (Белорусская ССР) в семье, не связанной с искусством. Отец Валерий Васильевич Овечкин работал водителем, а мама Людмила Дмитриевна была работником книжной торговли. Алексей был вторым ребёнком в семье после сестры Натальи. Алёша почувствовал своё призвание в очень раннем возрасте — слыша музыку, он не мог сидеть спокойно и немедленно бросался в пляс. «…Дома в Бресте мы с сестрой всегда устраивали представления в саду. Мы приглашали наших родителей и соседей…» Учиться Алексей поступил в среднюю школу № 5 с музыкально-хореографическим уклоном (ныне — гимназия № 3 г. Бреста). Танцевал в организованном при школе детском народном ансамбле песни и танца «Прибужье» и вскоре был рекомендован минскими педагогами-хореографами для поступления в Белорусское государственное хореографическое училище. В 1987 году Алексей Овечкин успешно выдержал вступительные испытания и был зачислен в 5 класс училища. Алексей учился у педагогов Г. П. Синельниковой, А. С. Мартынова, У. А. Азимова .
В 1994 году после окончания учёбы Алексей Овечкин был принят в труппу Государственного академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь . За три года работы здесь он прошёл путь от танцовщика кордебалета до солиста, исполнителя сольных и ведущих партий в классических балетах «Жизель» , «Дон Кихот» , «Бахчисарайский фонтан» , «Ромео и Джульетта» , «Раймонда» , «Корсар» и другие. Он также исполнял партии Ярополка в национальном балете «Страсти (Рогнеда)», Бога в «Сотворении мира». В этих ролях Алексей проявил себя как танцовщик с очень яркой индивидуальностью.
Летом 1997 года Алексей Овечкин по приглашению Литы Бейрис выступил на Балтийском фестивале балета в Риге, исполнив па-де-де из «Лебединого озера» . Это выступление определило его дальнейшую судьбу. Руководство Латвийской Национальной оперы пригласило Овечкина исполнить партию Альберта в «Жизели» , а в 1998 году Алексей стал солистом балетной труппы ЛНО .
За 16 лет работы в ЛНО Алексей Овечкин станцевал более 40 ведущих и сольных партий. В его рижском репертуаре и ведущие партии во всех классических балетах и такие далёкие от амплуа принца и романтического героя персонажи современных балетов как Двойник в «Чайковском», Петруччо в «Укрощении строптивой», Хосе в «Кармен», Вальмон в «Опасных связях», Каренин в «Анне Карениной», Коппола в «Песочном человеке», Отелло и другие. Критика по праву называла его « универсальным танцовщиком с абсолютно неповторимой пластикой и прекрасными актёрскими данными»
Значительное место в творчестве Овечкина занимает участие в постановках Аллы Сигаловой . С 1998 по 2013 год он танцевал в одиннадцати постановках А. Сигаловой. Балеты «Жёлтое танго» и «Поцелуй феи» Алексей называл одними из лучших своих балетов .
Творчество Овечкина неоднократно отмечалось различными премиями и наградами. В 2001 году он стал дипломантом конкурса артистов балета в Хельсинки. В 1999 году Овечкин получил Оперный приз кампании «Алдарис», в 2002 году — Большую музыкальную награду Латвии за исполнение партии принца Зигфрида в балете «Лебединое озеро»; ежегодной Национальной театральной премии Латвии «Ночь лицедеев» в номинации «Лучший артист балета» был удостоен в 1999, 2008 (за исполнение роли Каренина в балете «Анна Каренина») и в 2012 (за исполнение роли Солора в балете «Баядерка») годах. Артист танцевал на сценах театров всего мира — России, Франции, Великобритании, Китая, Японии, Германии, Польши, Швеции, Австрии, Голландии, Бельгии, США, Италии, Испании, Португалии, Дании, Финляндии.
В 2010 году Алексей Овечкин попробовал свои силы в работе хореографа — он стал одним из репетиторов, осуществивших перенос балета «Опасные связи» на сцену театра имени Станислава Монюшко в Познани (Польша), а затем — Национального театра в Брно (Чехия). Как ассистент хореографа Алексей Овечкин работал также над постановкой балета «Отелло» в Латвийской Национальной опере.
В марте 2011 года Алексей Овечкин вышел на сцену театра им. Моссовета в роли Михаила Новикова в спектакле «Кастинг», впервые выступив в качестве драматического актёра. Всего им было сыграно 50 (по другим данным 30) спектаклей.
19 августа 2013 года Алексей Овечкин скончался от тяжёлой болезни. Похоронен в Бресте, на кладбище «Плоска».
Творчество
Репертуар в Белорусском Большом академическом театре оперы и балета
- «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева , хореография Р. Захарова в ред. К. Голейзовского , Вацлав
- «Дон Кихот» Л. Минкуса , хореография М. Петипа , А. Горского , К. Голейзовского, В. Елизарьева , Эспада
- «Жизель», А. Адана , хореография Ж. Перро , Ж. Коралли, М. Петипа в ред. М. Лавровского . Пост. И. Колпаковой , Альберт
- «Корсар» А. Адана, Бирбанто
- «Лебединое озеро» , П. И. Чайковского , принц Зигфрид
- «Раймонда» А. Глазунова , хореография М. Петипа в ред. Ю. Григоровича , Жан де Бриен
- «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева , хореография В. Елизарьева, Парис, Ромео
- «Серенада» П. И. Чайковского, солист
- «Сотворение мира» А. Петрова , хореография В. Елизарьева, Бог
- «Страсти (Рогнеда)» А. Мдивани, хореография В. Елизарьева, князь Ярополк
- «Чиполлино» А. Хачатуряна , хореография Г. Майорова , граф Вишенка
- «Шелкунчик» П. И. Чайковского, хореография В. Елизарьева, персидский танец
Репертуар в Латвийской национальной опере
1997
- «Жизель» А. Адана, хореография М. Петипа, Е. Чанга, Альберт
- «Щелкунчик» П. И. Чайковского, хореография В. Вайнонен, И. Строде, Щелкунчик-принц
1998
- «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа, A. Лемберга, Принц Зигфрид
- «Видение Розы» К. М. фон Вебера , хореография М.Фокина , З. Эррс, Г. Горбанова, Дух Розы
- «Жёлтое танго» на муз. А. Пьяццолы , хореография А. Сигаловой, солист
- «Чайковский» на муз. П. И. Чайковского, хореография Б. Эйфмана , Двойник
1999
- «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа — А. Лейманис, принц Дезире
- «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография В. Васильева , Ромео
2000
- «Серебряная завеса» Ю. Карлсонса, хореография К. Пастора, принц Нормунд
- «Щелкунчик» П. И. Чайковского, хореография А. Лейманиса, Щелкунчик-принц
2001
- «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Лемберга, Базиль
- «Весна священная» на муз. И. Стравинского , хореография К. Пастора, Мужчина
- «Кармен» Ж. Бизе — Р. Щедрина , хореография К. Пастора, Хосе
- «Укрощение строптивой» на муз. К. Голдмарка , хореография Л. Середжи, Петруччо
2002
- «Коппелия» Л. Делиба , хореография А. Лейманиса, Франц
- «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа, A. Лейманиса, Принц Зигфрид
- «Clear invisible (Ad Libitum)» на муз. П. Васкса , хореография П. Зуска, солист
2003
- «Шехерезада» («Шехерезада. Петрушка. Жар птица») И. Стравинского , хореография М. Фокина в постановке А. Лиепы , Золотой раб
- «Корсар» А. Адана, хореография А. Лейманиса, Конрад, Раб
2004
- «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Лейманиса, Базиль, Эспада
- " Emīls Dārziņš "(Вечер молодых хореографов) на муз. Эмилса Дарзиньша , хореография К. Бурлова, Эмилс Дарзиньш
- «Светлый ручей» Д. Шостаковича , хореография А. Ратманского , Классический танцовщик
2005
- «Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Поклитару , Опекун
2006
- «Жизель» А. Адана, хореография А. Лейманиса, Альберт
- «Опасные связи» А. Маскатса, хореография К. Пастора, Виконт де Вальмон
2007
- « Grand pas de deux» («Полудрагоценные камни. Сон Марии») на муз. Дж. Россини , хореография К. Шпука, солист
- «Полудрагоценные камни» («Полудрагоценные камни. Сон Марии») на муз. Ф. Шопена , Ф. Пуленка , А. Ш. Литольфа , Хуберта Бата, хореография П. Анастосса, Цирконий
- «Сон Марии» («Полудрагоценные камни. Сон Марии») на муз. Ч. Пуньи , К. Сен-Санса , хореография П. Зуска, Лебедь
- «Сотворение» («(Radīšana)») на муз. Л. Бетховена , хореография Т. Маландена, солист
2008
- «Анна Каренина» на муз. П. И. Чайковского, хореография Б. Эйфмана, Каренин
- «Танго» на муз. А. Маскатса , хореография К. Пастора, солист
- «Болеро» на муз. М. Равеля , хореография И. Маркова, солист
- «Песочный человек» на муз. А. Шнитке , Р. Шумана , М. Доннера, хореография К. Шпука, Коппола
2009
- «Странствия» на муз. народов мира, хореография М. Вайнрота, солист
- «2008» (Вечер молодых хореографов), хореография А. Липска, солист
2010
- «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа — А. Лейманиса, Принц Дезире
- «Сон в летнюю ночь» на муз. Ф. Мендельсона-Бартольди , хореография Ю. Вамоша, Оберон
- «Aplam» на муз. Ю. Каускулиса, К. Тобиса, хореография О. Житлухиной, танцор
2011
- «Танго» («4 мира. 4 стихии») на муз. А. Маскатса, хореография К. Пастора, солист
- «Сон Марии» («4 мира, 4 стихии») на муз. Ч. Пуньи, К. Сен-Санса, хореография П. Зуска, Лебедь
- «Эрда» («4 мира. 4 стихии») на муз. П. Васкса , хореография Ю. Вамоша, Мужчина
2012
- «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа — А. Лейманиса, Солор
- «Отелло» на муз. И. С. Баха , Я. Ксенакиса , А. Тертеряна , хореография А. Сигаловой, Отелло
- Ромео и Джульетта С. Прокофьева, (Балетный вечер Possible II), хореография Л.Лавровского , Ромео
2013
- «Кармен» («Кармен. 5 танго») Ж. Бизе — Р. Щедрина, хореография К. Пастора, Хосе
Постановки Аллы Сигаловой с участием Алексея Овечкина
1998
- «Жёлтое танго» на муз. А. Пьяццолы
1999
- «Эскизы к закату» на муз. Л. Десятникова , А. Пьяццолы, Э. Сати
- «Циники» на муз. композиторов русского авангарда начала XX в.
2000
- «Болеро» на муз. М. Равеля
2001
- «Грёзы любви» на музыку европейского танго
- «Семь смертных грехов» на муз. К. Вайля
2002
- «Красные и чёрные танцы» на муз. М. Равеля, Л. Десятникова, А. Пьяццолы
2003
- «Поцелуй феи» на муз. И. Стравинского, Парень
2012
- «Отелло» на муз. И. С. Баха, Я. Ксенакиса, А.Тертеряна, Отелло
Фильмография
- 2018 (латыш.) («Хочу быть кругом») — документальный фильм студии Юриса Подниекса об Алексее Овечкине. Режиссёр — Р. Рубинс, сценарий — К. Вавере, оператор — У. Янсис, продюсер — А. Цилинска. (70 мин.) Премьера состоялась 4 мая 2018 г. в Риге.
Награды
- 1999 Оперный приз кампании «Алдарис»
- 1999 Национальная театральная премия Латвии «Ночь лицедеев» в номинации «Лучший артист балета»
- 2001 Дипломант конкурса артистов балета в Хельсинки
- 2002 Большая музыкальная награда Латвии за исполнение партии Зигфрида в балете «Лебединое озеро»
- 2008 Национальная театральная премия Латвии «Ночь лицедеев» в номинации «Лучший артист балета» за исполнение роли Каренина в балете «Анна Каренина»
- 2012 Национальная театральная премия Латвии «Ночь лицедеев» в номинации «Лучший артист балета» за исполнение роли Солора в балете «Баядерка»
Память
- В 2014 году в Латвии была создана программа хореографического образования памяти Алексея Овечкина
- 23 декабря 2014 в Риге, в Домском соборе впервые исполнено произведение композитора А. Маскатса «Сонет к Орфею. (Р.-М.Рильке Сонеты к Орфею. 29 сонет). Произведение для сопрано, трубы и органа. Посвящение Алексею Овечкину»
- В 2015 году в Риге издана книга «Парение сокола. Артист балета Алексей Овечкин. Импрессия воспоминаний». В книге собраны воспоминания близких, друзей, коллег, учителей, зрителей Алексея Овечкина. Автор и составитель — Гунта Балиня, педагог-репетитор Латвийской Национальной оперы, профессор Латвийской академии культуры. Книга издана на двух языках — латышском и русском. Издание иллюстрировано большим количеством фотографий из личного архива Овечкина и архива ЛНО.
- В своей книге "Счастье моё!" ( ISBN 978-5-17-112055-9 ) в главе «Лёша» об Овечкине рассказывает Алла Сигалова.
Примечания
- . Дата обращения: 5 августа 2014. 8 августа 2014 года.
- ↑ . Дата обращения: 19 октября 2014. 20 декабря 2014 года.
- ↑ . Дата обращения: 26 мая 2019. 26 мая 2019 года.
- . Дата обращения: 19 октября 2014. 20 декабря 2014 года.
- . Дата обращения: 19 октября 2014. 24 сентября 2015 года.
- , с. 8.
- , с. 8-9.
Библиография
- Парение сокола. Артист балета Алексей Овечкин. Импрессия воспоминаний = Piekūna lidojums. Baletedejotājs Alekseis Avečkins. Atmiņu impresijas / Г. Балиня. — Рига: ULMA, 2015. — 135 с. — ISBN 978-9934-14-529-2 .
- Петерсон, О. Шаг в сторону // Ригас Балсс. — 1998.- 22 сентября
- Подберезина, Е. Как Ромео укротителем стал // Веч. Рига. — 2001. — 16 ноября
- от 20 декабря 2014 на Wayback Machine
- от 25 февраля 2018 на Wayback Machine
- от 9 мая 2014 на Wayback Machine
- Бакунчык, Д. Яго немагчыма не заўважыць // Літаратура і мастацтва. −1997. — 24 кастрычніка (белор.)
- от 23 сентября 2015 на Wayback Machine (латыш.)
- от 25 февраля 2018 на Wayback Machine (латыш.)
- от 20 декабря 2014 на Wayback Machine (англ.)
- от 25 августа 2013 на Wayback Machine (латыш.)
- от 21 декабря 2016 на Wayback Machine (латыш.)
- от 21 мая 2018 на Wayback Machine (латыш.)
- . от 21 мая 2018 на Wayback Machine (латыш.)
- от 21 декабря 2014 на Wayback Machine (латыш.)
Ссылки
- от 24 сентября 2014 на Wayback Machine
- от 14 июля 2014 на Wayback Machine
- от 20 октября 2013 на Wayback Machine
- от 20 октября 2013 на Wayback Machine
- от 28 мая 2015 на Wayback Machine
- 2020-10-30
- 2