Interested Article - Классификация аккордов
- 2020-02-06
- 1
Классификация аккордов — разделение аккордов на группы на основании объективных и субъективных музыкальных критериев.
Существует несколько классификаций аккордов, каждая из которых имеет смысл в контексте категорий той или иной музыкальной теории , либо же музыкального стиля .
Элементарная теория музыки
В соответствии с классической западно-европейской элементарной теорией музыки существуют следующие способы классификации аккордов : по впечатлению на слух, по положению в музыкальной системе, по положению в тональности , по положению основного тона .
Впечатление на слух
По впечатлению на слух аккорды делятся на консонантные и диссонантные . При этом характер звучания зависит от интервального состава аккорда. Если в состав аккорда входит хотя бы один диссонантный интервал , аккорд также называется диссонантным.
Консонантные аккорды, примерами которых являются мажорные и минорные трезвучия , являлись основой доклассической музыки, однако позднее стали использоваться и диссонантные аккорды. Сперва диссонантные аккорды подчинялись консонантным, но постепенно количество диссонантных аккордов в музыкальных произведениях стало расти .
Положение в музыкальной системе
По положению в музыкальной системе аккорды делятся на диатонические и хроматические . Как и в предыдущем способе классификации, принадлежность аккорда к той или иной категории зависит от его интервального состава.
Основными хроматическими аккордами являются увеличенное трезвучие (а также производные от него большой минорный и увеличенный септаккорды) и уменьшённый септаккорд .
При повышении или понижении любой ступени аккорда, кроме примы или терции , образуются альтерированные аккорды, то есть аккорды с хроматически изменёнными ступенями .
Положение в тональности
По положению в тональности аккорды делятся на устойчивые и неустойчивые . Внутри лада каждый неустойчивый аккорд стремится разрешиться в устойчивый аккорд.
Положение основного тона
По положению основного тона аккорды делятся на и обращения . Основным критерием в этом случае является внутренний распорядок звуков в аккорде. Основным видом аккорда является тот, при котором тоника совпадает с нижним тоном аккорда.
Иные классификации аккордов
Существуют классификации аккордов, отличные от принятой в элементарной теории музыки .
Число тонов
В соответствии с числом тонов, входящих в аккорд, аккорды делятся на двузвучия , трезвучия , септаккорды (состоят из четырёх звуков), нонаккорды (из пяти звуков), ундецимаккорды (из шести звуков) и терцдецимаккорды (из семи звуков). Одним из примеров двузвучия является квинтаккорд или пауэр-аккорд ( англ. power chord ), широко распространенный в рок-музыке .
Интервал, определяющий структуру аккорда
Исходя из интервала, определяющего структуру аккорда, существует разделение на аккорды терцового и нетерцового строения. К последним относят созвучия трех и более звуков, расположенных по квартам или имеющих смешанное строение .
Аккорды терцовой структуры в зависимости от нижней терции аккорда делятся на мажорные и минорные.
Аккорды, звуки которых расположены по секундам (тонам и полутонам), а также по интервалам меньше секунды (по четверти, трети тона и т. д.), называются кластерами .
Самый широкий из интервалов аккорда
Возможен способ классификации аккордов по самому широкому из интервалов, входящих в состав аккорда: септаккорды , нонаккорды и т. д.
Положение в тональной системе
Аккорды могут называться в соответствии с контекстом, то есть с их положением в тональной системе: аккорд I ступени, II ступени и т. д. Также аккорды могут называться по букве, обозначающей основной тон (C, G и т. д.), по слоговому названию основного тона ( до , соль и т. д.) или в соответствии с их функциями ( тонический аккорд, доминантовый аккорд, субдоминантовый и т. д.).
Характерные особенности
Некоторые аккорды получают собственные имена. К примеру, мажорный секстаккорд второй ступени с пониженным основным тоном называется «неаполитанским» секстаккордом (первыми его стали использовать композиторы неаполитанской школы) ; аккорд, открывающий оперу Вагнера « Тристан и Изольда », получил название « тристанова аккорда » , излюбленный аккорд Сергея Васильевича Рахманинова — уменьшенный вводный терцквартаккорд с квартой — получил название «Рахманиновская субдоминанта» , Прометеев аккорд А. Н. Скрябина и др.
Особую аккордику разрабатывал и О. Мессиан , используя особые резонансные аккорды .
Коэффициент диссонантности
Известны разные классификации аккордов по степени их диссонантности, предложенные П. Хиндемитом , Ю. Коном , Х. Помероем . Кроме того, вычисление степени диссонантности созвучия ( интервальный вектор ) является одним из параметров в .
Данные системы основываются на вычислении диссонантности интервалов, образуемых входящими в состав аккорда тонов.
Примечания
- (недоступная ссылка) ( PDF ) — Министерство культуры Российской Федерации
- . Музыкальная энциклопедия. Архивировано из 7 октября 2008 года.
- Альтерированный аккорд // [yanko.lib.ru/books/music/gr-a-b.htm Музыкальный словарь Гроува] / Перевод с английского, редакция и дополнения доктора искусствоведения Л. О. Акопяна. — Москва: Издательский дом «Практика», 2001. — 1095 с. — 5000 экз. — ISBN 5-89816-032-9 .
- В. А. Вахромеев. . Belcanto.Ru. 11 марта 2012 года.
- . Онлайн-энциклопедия «Кругосвет». 11 марта 2012 года.
- . AmDm.ru. Дата обращения: 27 декабря 2009. Архивировано из 11 марта 2012 года.
- . Новая музыка. Дата обращения: 27 декабря 2009. 11 марта 2012 года.
- . Музыкальный словарь. Дата обращения: 27 декабря 2009. 20 октября 2012 года.
- . Belcanto.Ru. 11 марта 2012 года.
- (недоступная ссылка)
- A Brief Survey of Olivier Messiaen’s Harmonic Practise, James Wilson
- Ю. Н. Холопов. Пауль Хиндемит и его Ludus tonalis / / Хиндемита П. Ludus tonalis. М.: Музыка, 1965; М.: Музыка, 1980
- Ю. Кон. Об одном свойстве вертикали в атональной музыке. // Музыка и современность. Вып. 7, М., 1971, с. 294—318
- Line Writing Course by Herb Pomeroy
- . Дата обращения: 3 ноября 2011. 8 октября 2011 года.
- 2020-02-06
- 1