Interested Article - Оправдание Гоголя

«Оправдание Гоголя» — российский десятисерийный документальный фильм, посвящённый Николаю Гоголю и приуроченный к 200-летию со дня его рождения. Автор сценария и ведущий — Игорь Золотусский . Режиссёр — . Все тексты Гоголя — из пьес, повестей, писем — звучат в фильме в исполнении актёра Алексея Девотченко . Фильм был задуман не как биография писателя или анализ его произведений, а «попытка отыскать истину, разгадать тайну личности Гоголя, приоткрыть историю его души» . Премьера фильма состоялась 10 марта 2009 года на телеканале «Культура» .

Создание фильма

Сценарий десятисерийного фильма о Гоголе был написан Игорем Золотусским ещё в 2006 году, о чём объявила « Российская газета », в интервью которой Золотусский сказал: «Еще два года назад я подал заявку на канал „Культура“, но дело как-то стояло. Лишь после присуждения мне Премии Александра Солженицына за книгу о Гоголе я был принят Олегом Добродеевым , руководителем второго канала. Он был очень доброжелателен, внимателен, а главное — идея пришлась ему по душе. Он обещал мне помочь и действительно достал деньги для этого проекта. Эти деньги уже переведены на счет второго канала, со мной заключен договор о съемках фильма. Как написано в договоре, это „документально-художественный фильм о Гоголе“» . Режиссёром фильма стал Виктор Спиридонов. Работа над фильмом заняла полтора года. Съёмки проходили на родине Гоголя, Санкт-Петербурге , Москве , Иерусалиме, где Гоголь молился у Гроба Господня , в Германии, во Франции, в Швейцарии, в Италии . По инициативе Виктора Спиридонова качестве соведущего был привлёчён петербургский актёр Алексей Девотченко . Виктор Спиридонов объяснил это так: «Игорь Петрович говорит, что он хочет пройти ещё раз по пути Гоголя и развеять какие-то вещи, которые уложились за много лет в сознании многих людей, а его визави пытается разобраться в персонажах, о которых Гоголь писал» . По словам Девотченко: «это было замечательно — окунуться в Поприщина , в Башмачкина. И в Гоголя, конечно. И надо сказать, мне это не далось просто. Не только по количеству выученных текстов и перевоплощений в разные ипостаси, но и чисто физически. Мои съемки проходили в феврале прошлого [2008] года в огромном павильоне, в котором температура была такой, как на улице. А я по замыслу художника должен был сниматься в рубашечке на голое тело, иногда на меня накидывали какой-то кафтанчик. Вот так — с насморками, болезнями я погружался в классика» .

Идея фильма

Н. В. Гоголь

По словам Игоря Залотусского: «мы попытались разрушить одно из капитальных заблуждений насчет Гоголя — о природе его дара. Его по сей день считают обличителем российских язв, самого русского человека, тонущего в невежестве, лени и прочих пороках. За Гоголем тянется репутация сатирика, который своим жестоким смехом выжигал „наши раны“. Я думаю, что это заблуждение. Сам Гоголь считал себя не сатириком, а комиком. Его оружием был отнюдь не сарказм <…> Сарказм начисто отсутствует в гоголевском смехе, его оружие — юмор. А юмор опять-таки в переводе с греческого — „влага“. Юмор как освежающий дождь смывает со смеха Гоголя и горечь, и отчаяние, и печаль. Это смех весенний, солнечный» .

Название фильма Игорь Золотусский объяснил так: «Речь идет не об оправдании перед зрителем, читателем, наконец, Россией <…> Это высшее оправдание, которое Гоголь искал всю свою жизнь, — оправдание перед Богом. Он говорил, что нельзя входить в храм неряшливо одетым. Гоголь хотел предстать перед Богом с чистой душой» . По словам Алексея Девотченко, черновым названием фильма было «Горьким словом моим посмеюся», что по мнению актёра «может быть, менее красивое, но более живое. Впрочем, у авторов фильма свой взгляд. Ну а что касается „Оправдания Гоголя“, то, конечно же, Гоголь не нуждается ни в каких оправданиях ни перед кем. Я согласен с Золотусским, что хотя Гоголь и дорожил мнением читателя, но вовсе не читатель был его Высшим судом. Он сам оправдывался перед Богом своей жизнью, своим стремлением к личному совершенству. Пожалуй, это и есть главная мысль фильма» .

Содержание

1-я серия «Никола Диканьский»: Рождение Николая Гоголя в 1809 году ; удивительная история любви его родителей — Василия Афанасьевича и Марии Ивановны ; детские годы и влияние христианства и язычества на характер Гоголя.

2-я серия «Поприще»: Странный характер мальчика; годы учения в Полтавском поветовом училище; смерть младшего брата Ивана; учёба в гимназии князя Безбородко в Нежине ; прозвище «таинственный Карло»; Гоголь хорошо рисует и великолепно играет в школьных спектаклях; Дмитрий Трощинский ; смерть отца; актёрский талант Гоголя; мечты Гоголя о служебной лестнице, о карьере чиновника; отъезд в Петербург .

3-я серия «Осада Петербурга»: Приезд в Петербург; комната на Гороховой улице , которую называли «Невским проспектом для бедных»; четвёртый этаж — символ бедности, именно там будут жить Башмачкин , Поприщин , Хлестаков ; служба в департаментах, попытка стать актёром, неудача с поэмой « Ганц Кюхельгартен »; несостоявшийся визит к Пушкину ; первая книга « Вечеров на хуторе близ Диканьки ».

4-я серия «Я совершу…»: жизнь в Петербурге; знакомство с Пушкиным и Жуковским ; вторая книга «Вечеров на хуторе близ Диканьки»; успех; поездка на родину — в Васильевку; творческий кризис 1833 года ; выход из кризиса; книги « Миргород » и « Петербургские повести »; отзывы читателей и критиков.

5-я серия «Русской чисто анекдот»: история пьесы « Ревизор »; нападки цензуры; разрешение Николая I на постановку пьесы; отношения с Пушкиным; успех «Ревизора» у зрителей и нелестные отзывы критики; работа Гоголя в журнале Пушкина « Современник »; разногласия с Пушкиным; отъезд в 1836 году в Европу.

6-я серия «Пророку нет славы в отчизне»: Гоголь в Швейцарии ; знакомство с западноевропейской философией и культурой; автографы Гоголя на одной из колонн Шильонского замка и на памятнике Руссо в Женеве ; начало работы над первым томом « Мёртвых душ »; Гоголь переезжает в Париж , восхищается Мольером и культурой Франции; изменение замысла «Мёртвых душ»; известие о смерти Пушкина.

7-я серия «Родина души»: Жизнь в Италии, которую Гоголь очень любил и называл родиной души; взаимоотношения Гоголя и Александра Иванова ; работа над новой редакцией повести « Портрет »; постижение искусства итальянского Возрождения : Рафаэль , Леонардо ; Характер Гоголя, его странности и причуды.

8-я серия «Чичиков и другие»: Почему Гоголь назвал своё сочинение поэмой?; Смысл добавления лирических отступлений; Образы Плюшкина, Коробочки, Собакевича ; тема смерти в поэме и вечный страх смерти у самого Гоголя, приступы меланхолии; окончание работы над «Мёртвыми душами»; приезд Гоголя в Россию; обсуждение «Мёртвых душ» в московском цензурном комитете; трудности с печатаньем книги, ходатайство Белинского ; выход книги.

9-я серия «Несчастная книга»: Гоголь за границей. Книга « Выбранные места из переписки с друзьями », которая разочаровала большую часть русского «прогрессивного общества»; и ответ Гоголя.

10-я серия «Не поспел со словом…»: Путешествие писателя в Иерусалим . Разочарование от собственной холодности у гроба Господня ; возвращение в Петербург; попытка устроить семейную жизнь; поездка на родину в Васильевку; работа над вторым томом «Мёртвых душ»; последние месяцы жизни; творческий и духовный кризис; сожжение второго тома «Мёртвых душ»; предсмертная записка.

Над фильмом работали

Примечания

  1. . vesti.ru (4 марта 2009). Дата обращения: 22 января 2018. 22 января 2018 года.
  2. от 17 марта 2009 на Wayback Machine // РИА Новости , 10 марта 2009
  3. . smotrim.ru (9 марта 2009). Дата обращения: 1 февраля 2021. 6 февраля 2021 года.
  4. Басинский П. В. от 26 сентября 2018 на Wayback Machine // Российская газета — Федеральный выпуск. — 23.08.2006. — № 4151 (0).
  5. Елена Боброва. . Российская газета (10 марта 2009). Дата обращения: 31 января 2021. 22 января 2021 года.
  6. . old.ug.ru . официальный сайт «Учительской газеты» (31 марта 2009). Дата обращения: 31 января 2021. 5 февраля 2021 года.
  7. Юлия Бурмистрова. . Частный Корреспондент (1 апреля 2009). Дата обращения: 19 марта 2010. 27 июля 2009 года.

Ссылки

Источник —

Same as Оправдание Гоголя