Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна
- 1 year ago
- 0
- 0
«Кошмар на улице Вязов 5: Дитя сна» ( англ. A Nightmare on Elm Street 5: The Dream Child , в титрах фильма — англ. A Nightmare On Elm Street: The Dream Child ) — американский готический слэшер 1989 года режиссёра Стивена Хопкинса , снятый по сценарию Лесли Боэма. Пятый фильм киносериала « Кошмар на улице Вязов » о маньяке Фредди Крюгере . Главные роли исполнили Роберт Инглунд , Лиза Уилкокс , Келли Джо Минтер и Уит Хертфорд.
Картина рассказывает о выжившей героине предыдущего фильма Элис Джордан и её не родившемся ребёнке, которого пытается контролировать Фредди, чтобы погубить друзей девушки. Более мрачный, чем предшественники, фильм снят с использованием техники «синего света» в большинстве сцен. Премьера картины состоялась 11 августа 1989 года — пятая часть серии стала один из последних слешеров 1980-х. Кассовые сборы в США превысили $22,1 миллиона при бюджете в $8 миллионов — более скромный результат, чем у «Воинов сна» и «Повелителя сна». Кроме того, картина, в основном, получила негативные отзывы критики.
Спустя год после действий предыдущего фильма, Элис Джонсон и Ден Джордан продолжают встречаться и всё у них проходит хорошо. Но Элис продолжают посещать странные кошмары: однажды ей снится, будто она — медсестра по имени Аманда Крюгер, которую по ошибке заперли в отделении психиатрической больницы, в котором содержались самые опасные маньяки и убийцы.
Настал день окончания школы. Элис и Ден планируют отправиться в путешествие по Европе. Элис счастлива новой жизни, как и её друзья: Грета, начинающая супермодель, Ивонн, медсестра в больнице, и Марк, художник комиксов.
Элис идёт к себе на работу, но неожиданно выходит к развалинам старинной больницы, где она видит, как кричащую беременную монахиню везут на операционный стол. Женщина рожает и её ребёнок, вырвавшись из рук врача, убегает. Элис оказывается в той церкви, в которой победила Фредди год назад, там же находится тот ребёнок, который превращается во Фредди Крюгера.
Элис звонит Дену и тот отправляется к ней, но засыпает и попадает в аварию. Элис прибегает на место аварии. Ден погиб и Элис понимает, что это дело рук Крюгера. В больнице ей сообщают, что она беременна от мистера Джордана. К ней в палату приходит мальчик Джейкоб. В это время Крюгер начинает убивать друзей Элис. Первым становится Грета, которую Фредди закармливает до смерти.
Затем Фредди атакует Марка, но Элис успевает переместиться в этот сон и спасти его. Затем Элис узнает, что ребёнок внутри матери большее количество времени проводит во сне и Фредди через него пытается выбраться в этот мир. Также Элис понимает, что Джейкоб — её сын. Пока она ищет тело Аманды, Фредди нападает на Ивон, которую Элис также успевает спасти. В это время, засыпая, Марк оказывается в одном из своих комиксов и гибнет в бою с Фредди.
Элис отправляет Ивон в заброшенный сумасшедший дом, где умерла Аманда. А Элис сражается с Фредди и почти погибает. В это время освобождённая Ивонн Аманда появляется во сне Элис и помогает Джейкобу победить Фредди.
Актёр | Роль |
---|---|
Роберт Инглунд | Фредди Крюгер |
Лиза Уилкокс | Элис Джонсон |
Уит Хертфорд | Джейкоб Джонсон |
Келли Джо Минтер | Ивон |
Денни Хассел | Ден Джордан |
Джо Сили | Марк Грей |
Эрика Андерсон | Гретта Гибсон |
Ник Мил | мистер Джонсон |
Беатрис Боппл | Аманда Крюгер мать Фредди |
Бёр Дэ Беннинг | мистер Джордан |
Велори Армстронг | миссис Джордан |
Уилл Иган | водитель грузовика |
Майк Смит | Супер-Фредди |
Уолли Джордж | в роли самого себя |
Четвёртый фильм «Повелитель сновидений» вышел в 1988 и стал самым кассовым во франшизе, и одним из самых успешных по итогам года . К тому времени на телевизионные экраны вышел сериал « Кошмары Фредди », а сопроводительная продукция с Фредди Крюгером пользовалась невероятным успехом, франшиза была на пике своей популярности — студия в спешке приступила к работе над следующей частью франшизы . К тому времени сформировался жанр « сплаттерпанк », и многие молодые авторы ужасов хотели попробовать себя в работе над новым фильмом о Фредди . Был среди них и Дэвид Шоу, которому Майкл Де Лука предложил написать сценарий — он начал работу над текстом фильма под названием «Правила Фредди» ( англ. Freddy Rules ). В его концепции сон был реальным местом под названием «яма комы», которого Фредди боялся, так как был там беспомощен . Однако Шоу вскоре заменили на Джона Скиппа и Крэйга Спектора, прославившихся своим романом «Свет в конце» о вампире-панке из нью-йоркского метро — Де Лука был поклонником книги . Их сюжет был слишком «кубриковским», и боссы студии наняли Лесли Боэма . Его концепция и стала основой — он уже предлагал историю с одержимостью и беременностью, когда началась работа над «Воинами сновидений», но продюсер Сара Ришер была беременна в тот момент, и сценарий сильно встревожил её — тогда по задумке Фредди вырывался из живота своей матери с помощью перчатки с лезвиями, Боэм даже сделал простую раскадровку сцены . Через какое-то время Ришер вернулась к задумке, осознав, что многие поклонники серии выросли и готовятся стать родителями — эта тема стала более актуальной . Ришер зацепилась за эту идею, считая её также логичным развитием персонажа Элис .
Производство картины началось в конце 1988 года — фактически на тот момент, у группы не было готового сценария, а лишь отдельные сюжетные линии и сцены, которые нужно было объединить в историю . Как и в случае с «Повелителем сном», сценарий «Дитя сна» дописывался прямо во время съёмок, а от первоначальной версии Джона Скипа и Крэйга Спектора практически ничего не осталось в готовом фильме. Инглунд был очень удивлён, когда ему сообщили, что студия начала работу над следующим фильмом так скоро . В какой-то момент потребовалось вмешательство представителей Гильдии сценаристов США для того, чтобы решить, чьё имя указывать в титрах картины. Актёр Джо Сили сказал, что в какой-то момент перестал учить сценарий, потому что его строчки в диалогах постоянно менялись, а когда пришло время снимать финал истории — он всё ещё не был написан . В итоге конечный сценарий из разных текстов собирали сам Хопкинс и Майкл Де Лука — в центре сюжета неизменно была беременная Элис .
Одна из сюжетных линий в сценарии Боэма, от которой в итоге отказались — школьный спектакль о Медее , в котором участвовала Элис и её друзья. В первоначальной версии сценария героиню Греты звали Джинджер — она также была моделью, но страдала из-за булимии под давлением своего властного менеджера Бадди — перед своей смертью от рук Фредди Джинджер видит кошмар, в котором превращаются в огромную свинью . Кроме того, в первом варианте сценария Джона Скиппа показывали не только рождение Фредди — психика Крюгера была травмирована в тяжёлом детстве жестокими монахинями, которые культивировали в нём чувство стыда и ненависти к себе из-за обстоятельств его рождения .
Роберт Инглунд вновь исполнил титульную роль Фредди Крюгера. Актриса Лиза Уилкокс о возвращении к роли Элис Джонсон в «Дитя сна»: «Я узнала о сиквеле на вечеринке в честь окончания съёмок „Повелителя снов“. Продюсеры подошли ко мне и сказали, что уже работают над сценарием пятого фильма. Они спросили, хочу ли я сыграть Элис ещё раз. Конечно! В этом сценарии было больше сцен, где мне нужно было играть, работать над образом. У меня больше диалогов, больше составляющей реального мира, и моего персонажа в нём. В этот раз я была не просто фоном для специальных эффектов. Я взаимодействовала с другими героями в реалистичных ситуациях». К своей роли вернулся и Денни Хассел — он сыграл возлюбленного Элис, Дена Джордана: «Я был невероятно счастлив, что меня позвали в фильм. Я подумал, что это огромная удача!» . Ещё один актёр предыдущего фильма — Николас Мил, исполнивший роль мистера Джонсона, отца главной героини.
Келли Джо Минтер (позже она сыграет в фильме Уэса Крэйвена « Люди под лестницей ») снялась в роли Ивон — лучшей подруги Элис: «Это была интересная роль — потому что она не всегда согласна со своими друзьями, и говорит об этом слишком прямолинейно» . Модель и актриса Эрика Андерсона воплотила на экране образ привлекательной школьницы Греты — по её словам, Хопкинс сказал ей однажды, что выбрал её на роль, так как она «не побоялась стать по-настоящему уродливой» для фильма . Джо Сили сыграл Марка Грея, влюблённого в Грету — режиссёр Стивен Хопкинс послужил прототипом персонажа, любителя комиксов ; кроме того, Хопкинс неплохо рисует — он создал множество раскадровок для фильма . Сам актёр хотел сделать своего персонажа готом .
Уит Хертфорд воплотил в жизнь образ Джейкоба — сына Элис и Дена . Беатрис Биппл сыграла роль Аманды Крюгер — персонаж появляется в франшизе во второй (после «Воинов сна») и последний раз . Майкл Бэйли Смит сыграл Супер-Фредди, а также был двойником Денни Хассел в эротической сцене из титров фильма .
Руководство студии «New Line Cinema» думало предложить режиссёрское кресло и написание сценария Стивену Кингу , однако предложения писателю не последовало, так как Кинг заявил, что больше никогда не будет снимать фильмы после провала его дебютного фильма « Максимальное ускорение » . Руководство студии также рассматривало и кандидатуру автора комиксов Френка Миллера . В итоге режиссёром стал Стивен Хопкинс — студия направила ему три различных сценария, а режиссёр — прошедший школу художников-постановщиков — предложил свою концепцию визуальной составляющей картины . Так Хопкинс хотел, чтобы в фильме присутствовало много готических образов, поэтому в кадре появляются высокие башни и коридоры, похожие на подземелья . Хопкинсу дали 4 недели на съёмки и 4 на монтаж картины . Как он вспоминает, съёмочный процесс проходил сумбурно, в постоянной спешке .
Дэвид Миллер вновь поработал над гримом Фредди Крюгера — ему не нравился грим персонажа во втором, третьем и четвёртом фильмах — «он был нелепым и совсем нестрашным»; однако Миллер признавал, что персонажа получил славу именно в этом облике, и что у него было не так много «пространства для манёвров», поэтому он создал нечто среднее между первым фильмом и тем, как выглядел Крюгер в четвёртой части . В этот раз боссы студия поставили перед ним задачу максимально упростить процесс нанесения и снятия грима Крюгера , но на нанесение грима на Инглунда уходило 4 часа и ещё 2 часа нужно было для того, чтобы его снять .
Продюсер франшизы и бывший глава студии «New Line Cinema» Боб Шей вновь исполнил роль-камео — он сыграл одного из сумасшедших преступников, запертых в башне Уэстен-Хиллс; в этом же эпизоде снялся художник постеров Мэттью Джозеф Пик также сыграл одного из психически больных преступников в пятой картине . В сцене появился и Роберт Инглунд без грима — в кинотеатральной версии актёр даже дважды упоминается в титрах, второй раз в роли «Папы Фредди» . Инглунд отмечает, что сцена была очень атмосферной — статисты «слонялись тут и там», было очень контролировать процесс, сравнивая впечатления от съёмок с фильмам Роджера Кормана и «Полётом над гнездом кукушки» . Лиза Уилкокс — она в эпизоде изобразила Аманду Крюгер, на которую нападают заключённые — вспоминает, что в какой-то момент ей стало очень страшно быть тогда единственной женщиной на площадке .
За создание аниматронной куклы «малыша Фредди» отвечал Дэвид Миллер — Стивен Хопкинс сравнивает рождение Крюгера с появление Чужого в первом фильме космического ужастика, актёр Джо Сили вспоминает, что любил играть с куклой в перерывах между дублями .
Дэн Джордан перед своей смертью управляет мотоциклом Yamaha V-Max 1200.
В сцене, когда Фредди пытается убить Ивон, актриса Келли Джо Минтер страдала от пищевого отравления .
Финал картины, который попал в окончательный монтаж, был написан в последнюю минуту — Миллера привлекли к работе ещё раз, подписав с ним новый контракт, по которому он должен был создать аниматронные лица трёх погибших персонажей (Дена, Греты и Марка) размером с футбольный мяч . Роберт Инглунд на съёмках выполняет множество трюков сам (хотя у него есть дублёр), но самый сложный из них во всей серии «Кошмаров» был в пятой части — несколько часов актёру пришлось висеть вверх ногами .
Как и в случае с предыдущими фильмами, основные натурные съёмки пятой картины также проходили в Лос-Анджелесе. Обветшалая версия особняка № 1428 была построена на съёмочной площадке. Кафе «Крэйв Инн» вновь снимали в Калвер-Сити , но уже в другом месте — на главной улице, где также произошла авария, в которой погиб Дэн Джордан . Сцена в больничном парке, где состоялся разговор Элис и Ивон снимали в «Госпитале ветеранов» в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса — там же снимали ступеньки, по которым поднимается Ивон перед тем, как отправиться на поиски Аманды , а фасад склада, на котором умер Марк — реально здание с вывеской «Edmund A. Gray Co.» . Фасад Старшей школы Венеции стал Спрингвудской старшей школой в сцене, когда Ден произносит выпускную речь .
В интервью 1990 года журналу «Fangoria» во время продвижения фильма « Хищник 2 » режиссёр Стивен Хопкинс выразил разочарование финальной версией фильма: «Меня невероятно поджимали сроки при работе над картиной без вразумительного бюджета — когда я завершил съёмки, студия „ New Line Cinema “ и MPAA просто порезали картину на куски. То, что началось с неплохой задумки превратилось в сплошное недоразумение. Я не могу пересматривать этот фильм» .
Все сцены смертей персонажей в фильме были урезаны для того, чтобы получить более мягкий рейтинг: в сцене смерти Дена на мотоцикле были вырезаны крупные планы обезображенного лица и тела юноши; кабели проникают под кожу на руках и ногах Дена, куски плоти отлетают от его тела, пока парень кричит от боли; а смерть Марка должна была быть более кровавой и заканчивалась обезглавливанием юноши .
Изначально в сцене ужина Фредди кормил Грету с помощью своей перчатки её же внутренними органами. Режиссёр Стивен Хопкинс вспоминает: «Мы просто урезали, урезали и урезали эти сцену, отправляя и получая её от MPAA — наверное, это было раз 20! Видно, они посчитали смерть Греты слишком жестокой. В конце концов, Фредди скармливает девушке саму себя. По-моему, глупо принимать это всерьёз. Мне кажется, если бы у нас было больше времени на постпродакшн, мы бы смогли отстоять эту сцену». Эрика Андерсон, сыгравшая Грету, также добавляет: «Я знаю, что сцена была длиннее и жёстче. В конце её сильно сократили. Не думаю, что финальная версия была хороша — она потеряла важный смысл для истории персонажа».
Сцены, которые в законченном фильме продолжаются всего лишь несколько секунд в сценарии занимали несколько минут — большинство из них пришлось на эпизод вручения школьных дипломов: была укорочена выпускная речь Дена; вырезан разговор между Гретой и её матерью; обсуждение планов на будущее . Кроме того, несколько хронологических ошибок допущено при монтаже: перед совместной фотографией на церемонию приходит отец Элис и дарит дочери видеокамеру — сам фрагмент вырезан, хотя во время диалога в финальной версии фильма в руках девушка держит камеру; в это же сцене Элис держит в руках билеты в Париж до того, как Ден подарил их ей . Из финальной версии была удалена реплика персонажа, которого играет Роберт Инглунд — когда Элис просыпается от своего кошмара в начале фильма, рядом с ней лежит мужчина, который произносит фразу: «Безопасного секса не существует!» .
Полная версия фильма была выпущена в США на VHS (как и в России — в издании от «Союз-Видео») и лазерных дисках, однако на DVD и Blu-Ray выпускалась лишь кинопрокатная версия . Часть удалённых сцен показана в документальном фильм « Больше никогда не спи: Наследие улицы Вязов » — общая продолжительность вырезанных сцен составила порядка 2 минут . Различная судьба постигла фильм в мировом прокате — в Австралии в кинотеатрах выходила «смягчённая версия», но она была восстановлена для издания на видео-кассетах. Правда в прокате Австралийская аттестационная комиссия присвоила фильму рейтинг «15+», а не «18+» . В шведском прокате из фильма вырезали 4 минуты; хотя в кинопрокат Великобритании выходила полная версия фильма, для релиза на DVD вырезано около 15 секунд
Альбом с 10-ю треками в жанрах хеви-метал , хард-рок и хип-хоп от лейбла «Jive Records» поступил в продажу на CD в августе 1989 года .
№ | Название | Исполнитель | Длительность |
---|---|---|---|
1. | « Bring Your Daughter… To The Slaughter » | Bruce Dickinson | 5:03 |
2. | «Heaven In The Back Seat» | Romeo's Daughter | 3:58 |
3. | «Savage» | W.A.S.P. | 3:28 |
4. | «Can't Take The Hurt» | Mammoth | 4:21 |
5. | «What Do You Know About Rock 'Т' Roll» | Slave Raider | 3:34 |
6. | «Any Way I Gotta Swing It» | Whodini | 4:30 |
7. | «Now I Lay Me Down» | Samantha Fox | 4:17 |
8. | «Let's Go» | Kool Moe Dee | 5:25 |
9. | «Word Up Doc!» | Doctor Ice | 3:24 |
10. | «Livin' In The Jungle» | Schoolly D | 3:36 |
Песню « Bring Your Daughter… To The Slaughter » записал для саундтрека фронтмен группы « Iron Maiden » Брюс Дикинсон . Композиция очень понравилась бас-гитаристу, основателю и автору большинства песен Стиву Харрису , поэтому группа записала свою — вторую по счёту — версию для альбома « No Prayer for the Dying », ставшую единственным хитом № 1 группы в родной Великобритании в декабре 1990 года . Ещё одну песню — «Anyway I Gotta Swing It» — и музыкальный клип на неё записала рэп-группа « Whodini » из Бруклина . В клипе использованы кадры из фильма, а съёмки музыкантов проходили перед крыльцом заброшенной версии дома № 1428 на улице Вязов в студийном павильоне . Обе композиции были выпущены синглами на виниле и комапкт-дисках .
Смех, который зрители слышат перед финальными титрами, принадлежит актёру Винсенту Прайсу , и взят из песни Майкла Джексона « Thriller »: семпл использован в песне-саундтреке «Let-s Go» из репертуара Kool Moe Dee .
Оценки критиков | |
---|---|
Источник | Оценка |
AllMusic |
Музыку к фильму написал композитор Джей Фергюсон — официальный альбом лейбла «Varèse Sarabande» поступил в продажу 1 июня 1990 года . 12 октября 1993 года лейбл издал лучшие композиции из саундтреков к первым 6-ти фильмам на CD-альбоме «Freddy’s Favorites: Best Of A Nightmare On Elm Street» . В 2015 году лейбл перевыпустил альбом в составе бокс-сета из 8-ми дисков с музыкой ко всем частям франшизы за исключением ремейка . Лейбл «Death Waltz Recording Company» также выпустил коллекцию «A Nightmare On Elm Street: Box Of Souls» на виниле в 2017 году .
№ | Название | Исполнитель | Длительность |
---|---|---|---|
1. | «Prologe: Elm Street Kids» | 0:46 | |
2. | «Main Title» | 3:22 | |
3. | «It's A Boy» | 1:00 | |
4. | «Freddy Delivers» | 1:17 | |
5. | «Family Plot» | 1:32 | |
6. | «Yvonne Takes The Plunge» | 0:54 | |
7. | «Mr Sandman, Bring Me A Dream» | 1:17 | |
8. | «Don't Dream & Drive» | 1:44 | |
9. | «Like Father Like Son» | 2:02 | |
10. | «Mark Visits Elm Street» | 1:43 | |
11. | «Hell On Wheels» | 2:10 | |
12. | «Another Brick In The Wall» | 1:30 | |
13. | «Stuffed / Choked» | 1:32 | |
14. | «Shower» | 0:43 | |
15. | «The Asylum» | 1:13 | |
16. | «There Was A Crooked Man» | 1:51 | |
17. | «Freddy's Stroller» | 1:22 | |
18. | «Super Freddy» | 1:17 | |
19. | «Twins» | 1:15 | |
20. | «Freddy Cuts (Up)» | 1:47 | |
21. | «Mr. & Mrs. Jordan» | 1:48 | |
22. | «Party At Club Fred» | 1:27 | |
23. | «Amanda's Tune» | 1:23 | |
24. | «Jacob's Story» | 1:00 | |
25. | «Bewitched, Bothered, & Bewildered» | 1:15 | |
26. | «Don't Look Down» | 0:46 | |
27. | «St. Elm Streets Child» | 1:59 | |
28. | «Toys For Tots» | 1:19 | |
29. | «I've Got You Under My Skin» | 0:54 | |
30. | «Kicking & Screaming» | 1:03 | |
31. | «Womb With A V.U.» | 1:52 |
Ранее не издававшаяся музыка, вошедшая в коллекционный бокс-сет, включает композиции :
№ | Название | Исполнитель | Длительность |
---|---|---|---|
1. | «Nightmare Theme Insert A» | 0:15 | |
2. | «Nightmare Theme Insert B» | 0:37 | |
3. | «Bed Fred Sting» | 0:05 | |
4. | «Wake Up» | 0:23 | |
5. | «New Line Logo / Main Title (Film Version)» | 3:22 | |
6. | «Rape / Bed Fred / Freddy Sting» | 0:39 | |
7. | «Elm Street Kids» | 2:07 | |
8. | «Delivery Room (Birth)» | 1:44 | |
9. | «Crash / You Are Pregnant» | 1:55 | |
10. | «Jacob / Greta's Room» | 1:31 | |
11. | «Greta's Room Reprise» | 1:25 | |
12. | «Mark's World Continued / Jacob Wait / Resolute Mark» | 1:25 | |
13. | «The Womb / Keep The Baby» | 1:23 | |
14. | «Greta's Doll» | 1:00 | |
15. | «Yvonne Goes To The Asylum» | 2:22 |
Для рекламы фильма был снят тизер-трейлер, в котором зрители видят зловещего вида коляску и слышат колыбельную, когда из неё неожиданно появляется рука Фредди Крюгера в перчатке . Крюгера в рекламном ролике — а точнее его руку — сыграл один из сценаристов, привлекавшихся к работе над фильмом, Дэвид Джей Шоу .
Постеры к первым пяти фильмам серии создал художник Мэттью Джозеф Пик ( англ. Matthew Joseph Peak ) . Оригинальный постер к фильму выглядел иначе — в пузыре в когтях Фредди был нарисован младенец, но позже его заменили на коляску . Задумка Пика была в том, чтобы «поиграть» с названием картины и изобразить ребёнка как дитя Фредди — он не собирался убивать его, а наоборот защищал — но идея показалась слишком рискованной, и боссы студии отказались от неё, невероятно расстроив Пика . В Японии был придуман «мультяшный» вариант Фредди, который появился на локализированных постерах картины . Для проката в Таиланде постер создал художник Тонгди Панумс ( англ. Tongdee Panumas ) .
В рекламной кампании картины использованы слоганы :
Премьера картины состоялась 11 августа 1989 года в 1 902 кинотеатрах США. В первые выходные фильм собрал $8,1 миллиона, уступив фильмам « Родители » ($9,7 миллиона) и « Бездне » Джеймс Камэрона ($9,3 миллиона) . Во вторую неделю проката фильм опустился на 8-ю строчку, собрав $3,6 миллиона; фильм покинул топ-10, оказавшись на 11-й и 14-й строчках по итогам третьей и четвёртой недель, соответственно. Общие сборы в США составили $22,1 миллиона. Картина стала самым кассовым слэшером 1989 года, а также вторым фильмом серии, собравшим наименьшее количество денег в прокате. По итогам проката в США по окончании 1989 года фильм стал 43-м самым успешным фильмом, а также 37-м слэшером .
На сайте « КиноПоиск » на январь 2022 года рейтинг картины — 6,145 (на основе 14 710 оценок зрителей), а на сайте « Internet Movie Database » — 5,1 (на основе 44 248 зрительских оценок) . На сайте « Rotten Tomatoes » у фильма 31 % одобрения и рейтинг 4,12 из 10 на основе 32 обзоров критиков: «Очевидно, что на пятом никудышном фильме серия полностью выдохнулась, увязнув в запутанной мифологии, демонстрируя отсутствие будоражащих средств повествования, запустивших всю франшизу» . На агрегаторе « Metacritic » зрительский рейтинга фильма — 5,2, также оценка 54 из 100 на основе 11 отзывов критиков — «от смешанных до средних» .
Портал «Bloody Disgusting» включил сцену гибели Греты в список «Самых жутких сцен обеда» .
Премьера фильма в Национальном театре Манна в округе Уэствуд в Лос-Анджелесе 12 августа 1989 года сопровождалась митингом представителей «Национальной коалиции против насилия на телевидении» и «Альянса за выживание» — хотя фильм ещё не был доступен широкой публике на тот момент, протестующие сделали предположение об уровне насилия в картине на основе предыдущих частей, а также промоматериалов фильма, в которых «Фредди завладевает разумом нерождённого ребёнка, чтобы навредить его матери» . Картина также привлекла внимание несколько общественных групп и активистов в вопросах прав женщин — часть которых заявляла, что «фильм выступает против абортов» . Психолог Университета Калифорнии Кэрол Либерман отметила, что картина затронула важную тему — право женщины на аборт, однако исполнительный продюсер Сара Ришер отмечает, что в фильме никогда не было намеренного социального или политического подтекста .
В 1990 году фильм получил номинации на несколько премий:
На VHS и лазерных дисках в США фильм был издан в 1990 году компанией «Media Home Entertainment» после выхода картины в прокат . На DVD фильмы были изданы в 1999 году в 8-дисковом бокс-сете, который включал диск с бонусными материалами, а также буклет с рассказами о съёмках фильмов . Попутно все фильмы получили аналогичное издание на VHS . В 2008 году поступило двухдисковое издание всех восьми фильмов серии, включая « Фредди против Джейсона » . Незадолго до выхода ремейка , 13 апреля 2010 года в продажу поступил набор с восемью фильмами классического сериала, однако на обложке был изображён Фредди Крюгер в исполнении Джека Эрла Хэйли . 27 сентября 2011 вместе с четвёртым фильмом «Повелитель сна» картина была впервые издана на Blu-ray и содержала новые бонусные материалы .
В России и других русскоговорящих регионах СНГ в первой половине 1990-х фильм распространялся на VHS на так называемых «Пиратских» лицензиях с западных лицензионных видео в переводах Андрея Гаврилова («Техинвест») и других. В России фильм на видео-кассетах в 1997 и 1999 годах выпускала студия «Союз» в одноголосом озвучании Василия Горчакова . Премьера фильма на DVD состоялась летом 2008 года, когда компании «Central Partnership» и «Синема Трейд» начали выпуск всего сериала на лицензионных дисках для 5-го региона . Позже было выпущено региональное издание с чёрной обложкой , а также двух-дисковое издание всего сериала . Кроме того, существует 7-дисковое издание сериала под одной обложкой — в коробке также имелся буклет на русском языке с информацией о создании фильмов . На Blu-Ray в России фильм официально не выпускался.
Это последний фильм серии, в котором появляются призрачные дети, напевающие считалочку (последняя строчка которой была впервые изменена ); это также первый сиквел, в титрах которого нет цифры для обозначения порядкового номера фильма в серии . Пятый фильм также единственный в серии, над которым не работала Рейчел Талалэй — она выполняла различные функции, и стала режиссёром в «Фредди мёртв. Последний кошмар»; как бы там ни было, создатели поблагодарили её в титрах, а также в сцене в больнице на одной из дверей появляется табличка с именем врача — «Dr. Talalay» .
Элис Джонсон, Ден Джордон и мистер Джордан — персонажи « Повелителя сна », впервые появившиеся в четвёртой части. Персонаж Аманды Крюгер и её история впервые появляются в третьей части — « Воины сна »: там её сыграла возрастная Нэн Мартин — интересно, чтоё имя созвучно со словом «монахиня» ( англ. nun ) . Элис, Ден, Джейкоб и Ивон появляются в серии комиксов «Nightmares On Elm Street» от издательства «Innovation» , являющихся продолжением пятого фильма . Элис и Джейкоб предстают возвращаются в Спрингвуд спустя несколько лет после смерти отца Элис. Крюгер вновь пытается добраться до Джейкоба, знакомя его с призраком Дена. Планам Крюгера противостоят старые и новые герои, среди которых — Ивон, ставшая офицером полиции. Элис является одной из героинь комиксов « Freddy vs. Jason vs. Ash: The Nightmares Warriors » от «Wildstorm» — в этом масштабном кросс-овере трёх франшиз собираются многие старые персонажи франшиз «Кошмар на улице Вязов», «Пятница, 13-е» и «Зловещие мертвецы» . Подросший Джейкоб — главный герой четвёртой книги «Perchance To Dream» серии «House Of Horror» от «Black Flame» , а также рассказа «Dead Highway, Lost Roads» в сборнике «Freddy Krueger’s Seven Sweetest Dreams». Кроме того, в одном из сценариев для шестого фильма, Джейкоб должен был вновь стать главным героем истории после того, как Элис погибала от рук Фредди, спасая сына, а Джейкоб должен был стать тем самым неизвестным Джоном Доу, который и появился в финальной версии фильма .
Одна из глав документального проекта « Never Sleep Again: The Elm Street Legacy » 2010 года посвящена истории создания фильма .
В июле 1989 на прилавках книжных магазинов США появился роман-новелизация Джозефа Лока ( англ. Joseph Locke ) «The Nightmares On Elm Street: Parts 4 & 5» . Также в год выхода фильма по книге Лока компанией «Simon & Schuster Audioworks» на кассетах издана аудиокнига — запись содержала фрагменты диалогов Роберта Инглунда в роли Фредди . В сентябре 1992 года издательство «Abdo & Daughters» выпустило набор книг, написанных Бобом Италией ( англ. Bob Italia ) — адаптации первых шести фильмов в твёрдой обложке и цветными фотографиями для старших школьников; текст был упрощён и «смягчён» в связи с ограничениями по возрасту . В России в 1993 году выходило нелицензированное издание этой серии под одной обложкой — его выпустила «Крим-Пресс» в серии «Чёрный скорпион», на обложке автором значится Уэс Крэйвен .
Производство и выход фильмов получили широкое освещение в печатных изданиях, в особенности в журнале «Fangoria» — в 1989 году вышел специальный выпуск, полностью посвящённый фильму «Дитя сна» .
В 2012 году компания NECA выпустила для конвенции «Comic-Con» эксклюзивную чёрно-белую фигурку Фредди с нарисованным на картоне Марком . В 2014 году компания выпустила фигурку Фредди с удлинёнными рукой и ногой к 25-летию фильма, а также фигурку «Супер-Фредди» ( англ. Super Freddy ) в одежде, сделанной из материи . В 2018 в той же серии вышел «Фредди-повар» ( англ. Chef Freddy ) . В серии «Cinema Of Fear, Series 3» от компании «Mezco» также выходила фигурка Фредди-повара .
Сцена финального противостояния героев и Крюгера вдохновлена фильмом « Лабиринт » (1986) . Постер фильма виден в одной из сцен в кинотеатре в первой части новой экранизации романа Стивена Кинга « Оно » 2017 года .