Interested Article - Филипп (Васильев)
- 2021-02-01
- 1
Филипп (1672—1742; до пострижения Фотий Васильев ) — инок , не имевший священного сана , основатель старообрядческого беспоповщинского филипповского согласия .
Биография
Фотий родился в 1672 году. Сначала он служил в Новгородском стрелецком полку , но во время сражения под Нарвой бежал и нашёл приют в старообрядческой Выговской пустыни . Некоторое время состоял в числе братии, а затем на него были возложены обязанности духовного отца .
По смерти Даниила Викулина между Филиппом и произошла распря: Филипп желал, чтобы Семён разделил с ним власть настоятеля. Хотя собор, решив дело в пользу Семёна (1737), заставил споривших примириться, однако в душе они остались врагами. Когда вследствие доноса Круглого выговцы вынуждены были «написать тропарь», Филипп протестовал против этого: как только запели тропарь, он бросил кадило на пол и с криком «пала вера христианская» выбежал из часовни. Семён, посоветовавшись с прочими, решился наказать несогласного старца: ему были нанесены тяжкие побои, сам настоятель обители Андрей Денисов бил его по щекам, а затем распорядился заковать его в железо . Освобождённый от оков одним новгородским купцом, Филипп перешёл в , где около года жил в овине , а затем облюбовал себе место « за мхами » на реке Умбе и построил там себе келью .
Вскоре около него собралось много единомышленников. Выговцы, узнавши о вновь образовавшемся толке, стали звать Филиппа обратно к себе, но он не соглашался; тогда они пошли на него « с войском »; не желая сдаться живыми, Филипп и семьдесят его последователей сожгли себя на глазах пришедших. Это было 14 октября 1742 года. С тех пор самоубийство , в разных видах, стало считаться у филипповцев средством соблюсти цело веру .
В XVIII веке от филипповцев отделились Аароново согласие , Пастухово согласие , Бегуны и ряд других .
Придерживаясь общего учения беспоповщины, филипповцы чтут восьмиконечный крест без титлы ; иконам, кроме своих, не поклоняются, за государей не молятся; мужа и жену, перекрестив, разводят на чистое житьё, называя их братьями и сёстрами . В настоящее время имеется не более 20 общин, в основном в Кировской и Кемеровской областях России .
Примечания
- // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Макарий . «История русского раскола», СПб. , 1889 год.
- от 28 марта 2019 на Wayback Machine .
- Кнорре Б. , Исэров А. от 29 июня 2019 на Wayback Machine .
Литература
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- Смирнов П. С. . «История русского раскола старообрядства», Рязань, 1893 год.
- 2021-02-01
- 1