Interested Article - Анагамин

В буддизме анагамин ( санскрит ; пали : anāgāmī , букв. « Невозвращающийся») — это частично просветлённый человек, который разорвал первые пять оков , которые связывают обычный ум. Анагамин — третья из четырёх стадий просветления .

После смерти анагамин перерождается не в мире людей, а на небесах Чистых обителей , где живут только анагамины. Там они достигают полного просветления ( архатства ).

Необходимые условия, чтобы стать анагамином

Анагамин свободен от пяти нижних цепей или оков ( IAST : pañcāvarabhāgīya-saṃyojana ; пали pañcorambhāgiyāni-saṃyojanāni ):

  1. Веры в атман или существующее неизменно и независимо Я ( IAST : satkāya-dṛṣṭi, svakāya-dṛṣṭi ; пали sakkāya-diṭṭhi )
  2. Привязанности к обрядам и ритуалам ( IAST : śīlavrata-parāmarśa-dṛṣṭi ; пали sīlabbata-parāmāsa-diṭṭhi )
  3. Сомнения в отношении того, что является благим, а что неблагим ( IAST : vicikitsā ; пали vicikicchā )
  4. Чувственного влечения ( пали kāmarāga )
  5. Недоброжелательности ( пали vyāpāda, byāpāda ) .

Остальные пять высших оков ( IAST : pañca-ūrdhvabhāgiya-saṃyojana ; пали pañcuddhambhāgiyāni-saṃyojanāni ), от которых анагамин еще не свободен:

  1. Тяга к тонкому материальному существованию (первые 4 джханы ) ( пали rūparāga )
  2. Тяга к нематериальному существованию (последние 4 джханы) ( пали arūparāga )
  3. Тщеславие или гордость ( пали māna )
  4. Беспокойство ( IAST : auddhatya ; пали uddhacca )
  5. Невежество ( IAST : avidyā ; пали avijjā )

Камарага и вьяпада , от которых свободны анагамины, также могут быть истолкованы как жажда становления и небытия соответственно.

Анагамины находятся на промежуточной стадии между и архатом . Архат полностью свободен от десяти .

Пять типов анагаминов

Палийский текст Пуггалапаннатти и санскритские тексты Махапраджняпарамитамастра и Сарвастивадин-Вайбханика Абхидхарма описывают пять классов анагаминов. Когда анагамин возрождается в , возможен один из пяти вариантов :

  1. Он достигнет архатства сразу после перерождения или в течение первой половины своей жизни в Чистых обителях. Такое существо называется «тот, кто достигает Ниббаны в течение первой половины жизни» ( санскр. antarāparinirvāyin ; пали antarā-parinibbāyī ).
  2. Он достигнет архатства во второй половине своей жизни в Чистых Обителях или в момент смерти. Такое существо называется «тот, кто достигает Ниббаны после пересечения половины времени жизни» ( санскр. upapadyaparinirvāyin ; пали upahacca-parinibbāyī ).
  3. Он старается достичь архатства. Такое существо называется «тот, кто достигает Ниббаны с усилием» ( санскр. sābhisaṃskāraparinirvāyin ; пали sasankhāra-parinibbāyī ).
  4. Он не прилагает усилия, чтобы достичь архатства. Такое существо называется «тот, кто достигает Ниббаны без усилий» ( санскр. anabhisaṃskāraparinirvāyin ; пали asankhāra-parinibbāyī ).
  5. Он проходит через пять небес Чистых обителей в порядке от низшего к высшему, прежде чем достичь архатства. Такое существо называется «тот, кто движется вверх по течению к высшим богам» ( санскр. ūrdhvasrotas ; пали uddhamsota-akanittha-gāmī ).

Смотрите также

Примечания

  1. Rhys Davids Thomas W., Stede William. // The Pali-English Dictionary (англ.) . — Pali Text Society , 1921.
  2. Rhys Davids Thomas W., Stede William. // The Pali-English Dictionary (англ.) . — Pali Text Society , 1921.
  3. Nyanatiloka. (англ.) . Buddhist Dictionary Manual of Buddhist Terms and Doctrines . Дата обращения: 13 июля 2020. 28 февраля 2017 года.
  4. www.wisdomlib.org. (англ.) . www.wisdomlib.org (27 сентября 2008). Дата обращения: 13 июля 2020. 25 октября 2019 года.
Источник —

Same as Анагамин