Interested Article - Петрова-Званцева, Вера Николаевна

Вера Николаевна Петрова-Званцева (урождённая Петрова; 31.8 (12.9).1875, по другим данным 1878 или 1876 год, Саратов — 11.2.1944, Москва ) — оперная певица (меццо-сопрано) и педагог вокала. Заслуженный деятель искусств РСФСР ( 1931 ).

Муж: оперный певец, режиссёр оперных спектаклей, профессор Московской консерватории Н. Н. Званцев , настоящая фамилия которого Званцов . Выйдя замуж, певица добавила к собственной фамилии Петрова его псевдоним Званцев, став Петровой-Званцевой.

Дети :

  • Евгения (1897—1974) — служащая завода грамзаписи,
  • Татьяна (1913—1994) — замужем за Г. В. Логвиновичем (доктор технических наук, академик АН Украины; академик РАЕН (1994); начальник отдела гидродинамики НИЦ ЦАГИ, заместитель председателя Научного совета РАН по механике )
  • София

Художник К. Петров-Водкин в 1913 году написал портрет певицы.

Учёба и первые выступления

Родилась в семье служащего. Окончила гимназию и сразу стала заниматься вокалом, первый педагог в Саратове — Софья Григорьевна Логинова ( Трирогова , 22.08.1851 — после 1912) — оперная певица контральто , преподаватель пения, училась в Женевской консерватории , брала уроки у знаменитой певицы Дарьи Михайловны Леоновой .

С 1891 года начала концертную деятельность. Для продолжения профессиональной работы требовалась более высокая подготовка, на которую не хватало материальных средств. Молодая певица зарабатывала концертными выступлениями. В 1894 году она дала в Саратове большой концерт, давший некоторые средства, и на эти деньги уехала учиться в Московской консерватории . Причем по рекомендации В. Сафонова была сразу зачислена на 3-й курс, педагоги: по вокалу — В. Зарудная ; по гармонии — М. М. Ипполитов-Иванов , по сценическому мастерству — .

Артистическая деятельность

В 1897 году, по окончании консерватории , поступила в Орле в антрепризу Оперное товарищество Н. Унковского (дебютировала в партии Вани — « Жизнь за царя » М. Глинки), выступала в разных городах ( Елец , Курск ); в 1898—1899 или в 1898−1900 гг. — солистка Тифлисской оперы (ныне — Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили ). Осенью 1899 года по рекомендации своего педагога М. Ипполитова-Иванова принята в Московскую частную русскую оперу С. И. Мамонтова (дебютировала в партии Любаши — « Царская невеста » Н. Римского-Корсакова ) .

На портрете Петрова-Водкина

В 1901 году вместе с М. Ипполитовым-Ивановым и В. Зарудной стала инициатором создания театрального «Товарищества артистов московской частной оперы».

В 1904 году «Товарищество артистов московской частной оперы» было закрыто и влилось в созданный С. И. Зиминым Театр Зимина , куда перешла В. Петрова-Званцева и где с некоторыми перерывами проработала до 1923 года, то есть почти до самого конца, когда театр Зимина был преобразован в филиал Большого театра . Однако даёт другие даты её работы в театре Зимина: 1905—1918 гг. .

В продолжение всего творческого периода, работая на разных оперных сценах, постоянно гастролировала по российским городам (Киев, Тифлис, Нижний Новгород, Харьков, Одесса, Поволжье, Рига и т. д.) и за рубежом (Япония — в 1908 году вместе с певцом , Франция — по приглашению известного французского дирижёра Э. Колонна , Германия — в Берлине выступала в опере в « Кармен ») .

Музыкальная энциклопедия пишет о певице: «Обладала голосом широкого диапазона (as-h 2), большой силы и необычайной лёгкости; отличалась ярким драм. талантом и темпераментом, искусством перевоплощения. В обширном репертуаре певицы были самые разнохарактерные партии; наиболее близки П.-З. сильные, драм. образы» .

Могила Петровой-Званцевой на Новодевичьем кладбище в Москве

Пружанский А. М. отмечает, что по свидетельству критики, созданный ею образ Кармен «ознаменовал большой сдвиг в оперном театре, характерный для начавшейся в начале XX века борьбы за реализм на оперной сцене». Певицу называли « Шаляпиным в юбке». Сам автор словаря пишет, что певица «Обладала мощным, ровным голосом теплого тембра и обширного диапазона (от ля-бемоль малой до си 2-й октавы), ярким артистическим темпераментом. Исполнение отличалось свободой сценического поведения, хотя порой игра приобретала черты экзальтации, особенно в драматических партиях. Художественному росту певицы во многом способствовал Н. Н. Званцев, готовивший с ней партии» . Там же приводятся цитаты о творчестве певицы, в частности, слова Н. Кочетова : «Будет ли опера музыкальной драмой или она превратится в какую-либо иную форму искусства, но когда слушаешь таких певиц, как Петрова-Званцева, — хочется верить, что опера останется не спортом, не состязанием певцов на силу голоса, не дивертисментом в костюмах, но глубоко содержательной, вдохновенной сценической формой театрального искусства» .

По свидетельству Музыкальной энциклопедии, оперную сцену певица оставила в 1922 году , какое-то время ещё продолжала выступать с концертами.

Репертуар

Концертная деятельность

Концертная деятельность певицы включала произведения И. С. Баха , Р. Вагнера , С. Василенко (из произведений последнего она исполняла поэмы «Девушка пела» и «Тар» (первая исполнительница, 1909), «Вдова» (первая исполнительница в Берлине, 6 февр. 1912, п/у автора) и сольные партии в сюите «Заклинания» (1911) и т. д.).

В марте 1909-го и феврале 1912 года с большим успехом концертировала в Берлине (п/у С. Василенко), с исполнением произведений Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. В 1912 году пела в концерте в Лейпциге.

Один из последних концертов состоялся в феврале 1927 года.

Записывалась на грампластинки (свыше 40 произведений) в Москве («Колумбия»/Columbia, 1903; «Граммофон», 1907—1910), Петербурге («Пате»/Pathé, 1905), на фирмах « » (1907, 1910) и « » (1908).

Певице посвятили свои романсы М. М. Ипполитов-Иванов («Псалмопевец Давид» (О царь, скорбит душа моя). Op. 40 № 1, «Царь Саул» (Душа изнывает моя). Op. 40 № 2, «Легенда о Мёртвом море». Op. 40 № 3 из цикла «Три библейских стихотворения» на стихи К. Р. , издано в Москве: Юргенсон , 1904); Н. Миклашевский («О, не сердись», 1909) и С. Василенко («Говори мне, мой милый», 1921) .

Оперный репертуар

Репертуар певицы насчитывал около 40 оперных партий (сопрано и меццо-сопрано), среди которых:

Педагогическая работа

Руководила оперным классом в московской Народной консерватории . В 1912—1930 или в 1916—1932 гг. , а по другим данным — в 1916—1931 гг. , преподавала в Московской консерватории (с 1926 года — профессор ). В те же годы в конце 1920-х — 1930-х годов работала в техникумах и , где вела классы сценической постановки.

Среди её учеников: Е. Богословская , К. Васькова , В. Волчанецкая , , Н. Дмитриевская , С. Крылова , М. Шутова .

Литература

  • Василенко С. Страницы воспоминаний. М.; Л.: Музгиз, 1948. С. 147.
  • Горощенова О. А. «Шаляпин в юбке» // Родина. — № 4. — 2019 г. — С.110-114. ссылка: от 14 ноября 2020 на Wayback Machine

Примечания

  1. Петрова-Званцева Вера Николаевна (1878 -1944) // Вокально-энциклопедический словарь: Биобиблиография : в 5 т. / М. С. Агин . — М. , 1991—1994.
  2. Петрова-Званцева В. Н. // Окунев — Симович. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1978. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 4).
  3. Званцев Николай Николаевич // Вокально-энциклопедический словарь: Биобиблиография : в 5 т. / М. С. Агин . — М. , 1991—1994.
  4. 23 марта 2011 года.
  5. 23 июня 2011 года.
  6. Петрова-Званцева Вера Николаевна // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
  7. . Дата обращения: 3 марта 2011. 14 декабря 2010 года.
  8. « Московский листок », 1900, № 1.
  9. (недоступная ссылка)
  10. Петрова-Званцева // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Источник —

Same as Петрова-Званцева, Вера Николаевна