Interested Article - Карпентер, Джон
- 2020-04-27
- 1
Джон Го́вард Ка́рпентер ( англ. John Howard Carpenter ; род. 16 января 1948 , (англ.) () — американский кинорежиссёр , сценарист , продюсер и кинокомпозитор . На протяжении почти сорокалетней кинокарьеры Карпентер снял ряд фильмов в жанрах ужасов и научной фантастики, некоторые из которых получили мировое признание и культовый статус. Будучи независимым режиссёром, он снял свой первый полнометражный фильм « Тёмная звезда » в 1974 году, когда ему было всего 25 лет. Два года спустя он снял боевик « Нападение на 13-й участок ». Ещё спустя два года, в 1978 году, вышел фильм ужасов « Хэллоуин », он имел большой кассовый успех, а также очень положительные отзывы критиков. После этого Джон Карпентер стал считаться одним из самых прибыльных режиссёров и началась его карьера в Голливуде .
Фильмы Карпентера часто были малобюджетными, они выделяются отсутствием изысков в операторской работе, а также минималистичной музыкой, которую Карпентер написал сам к подавляющему большинству своих фильмов. За музыку к фильму « Вампиры » он получил премию «Сатурн» в 1999 году . Его стиль и влияние на жанр послужили тому, что режиссёр получил статус «мастера ужасов». Его музыка оказала большое влияние на формирование жанра синтвейв .
Сегодня многие из его фильмов стали эталонами фильмов ужасов и научной фантастики, в том числе « Туман », « Побег из Нью-Йорка », « Нечто », « Кристина », « Большой переполох в маленьком Китае », « Чужие среди нас » и « В пасти безумия ». Хотя не все из них на момент выхода на экраны получили признание критиков, но впоследствии стали культовыми фильмами, а сам Карпентер признан одним из самых талантливых и влиятельных режиссёров своего времени.
Биография
Юность
Любовь к кино
Джон Говард Карпентер родился 16 января 1948 года в городке (англ.) ( , штат Нью-Йорк , США в семье Милтон Джин и Говарда Ральфа Карпентера . В возрасте четырёх лет молодой Джон открыл для себя кино благодаря своей матери, которая привела его на показ « Африканской королевы », приключенческого фильма, снятого Джоном Хьюстоном . Завороженный изображением на экране и техникой съёмки, Джон очень ценит этот первый опыт в дальнейшем старается всё свободное время проводить в кинотеатре. В среднем Джон смотрит два-три фильма каждую неделю. Карпентер посещает все виды кинопоказов. Он даже ходит на «утренники», те показы, которые в 1950-х и 1960-х годах предлагали два фильма по цене одного во второй половине дня . Карпентер довольно быстро осознаёт, что фильмы ужасов, фантастические фильмы и вестерны это его любимые жанры . « Оно пришло из далёкого космоса » и « Запретная планета », в частности, произведут очень сильное впечатление на Джона .
Первые короткометражные фильмы
Вырос в штате Кентукки , в городе Боулинг-Грин . Карпентер учился сначала в Западном университете Кентукки , где его отец возглавлял музыкальный факультет, а затем в Университете Южной Каролины, где он ещё студентом выступил в качестве сценариста (совместно с продюсером Джоном Лонгенекером) и монтажёра короткометражного фильма « », который выиграл « Оскар » в 1970 году .
Снимать Карпентер начал ещё в восемь лет, пытаясь домашней кинокамерой сделать фантастический фильм под названием «Гордон — космическое чудовище!» ( Gordon The Space Monster! ), а в 1971 году вместе со своим товарищем по студенческой скамье Дэном О’Бэнноном ( Dan O’Bannon ) он делает короткометражную фантастическую комедию « Тёмная звезда » , которая позднее «выросла» в полнометражный фильм с бюджетом в 60 тыс. долларов и вышла на экраны в 1974 году . Через два года в кинотеатрах появляется следующая работа режиссёра — полицейский фильм « Нападение на 13-й участок » , а в промежутке перед этими фильмами Джон Карпентер собрал вокруг себя ещё двоих таких же молодых режиссёров Томми Ли Уоллеса ( Tommy Lee Wallace ) и Ника Кастла ( Nick Castle ) и создал музыкальную группу «The Coupe de Villes».
Следующей своей картиной « Хэллоуин » (1978) Карпентер не только дал старт целому циклу картин, но и привнес в американский кинематограф новый жанр в фильмах ужасов — «слэшер» ( англ. slasher), который можно перевести как «потрошилка». «Хэллоуин» представляет собой страшный фильм о маньяке-убийце, который сбежал из психбольницы и расправляется с жертвами во время Хэллоуина — Кануна Дня Всех Святых. Созданная с бюджетом в 320 тыс. долларов, картина сумела собрать в прокате 35 миллионов чистой прибыли, и тем самым на многие годы оставалась самым успешным в коммерческом плане фильмом, созданным на независимой студии. Спустя год, в 1979-м, после женитьбы на актрисе Эдриенн Барбо ( Adrienne Barbeau ), которая в 1983 году родила ему сына Коди ( Cody Carpenter ), режиссёр выпускает ещё один фильм ужасов « Туман » ( 1980 ) , действие которого происходит в приморском городишке, атакованном силами зла. Хотя этот фильм был неоднозначно встречен критиками, ему сопутствовал коммерческий успех и, благодаря этому, с 1981 года в течение трёх лет Карпентер делает целую обойму фантастических лент.
Первая — « Побег из Нью-Йорка » (1981) — рассказывает о том, как ставший преступником ветеран Третьей Мировой войны, лейтенант спецвойск Unit Black Flight , самый молодой солдат, награждённый Президентом США двумя Пурпурными Сердцами за храбрость при операциях в Ленинграде и Сибири, С.Д. Боб «Змей» Плискин (также известный как Джон П), роль которого исполнил Курт Рассел (в дальнейшем Рассел ещё не раз будет сниматься у этого режиссёра и станет его хорошим другом), пойман и угрозами отправлен спасать взятого в заложники Президента США в тюремный район Манхэттен города Нью-Йорк . Этот фильм имел бюджет 6 миллионов долларов, которые с лихвой окупились уже в одной Америке (25 миллионов). Следующие проекты режиссёра были такие же успешные: « Нечто » (1982, по рассказу Джона Кэмпбелла «Кто там?»), « Кристина » (1983, экранизация известного романа Стивена Кинга ) и романтическая картина « Человек со звезды » (1984) .
В том же 1984 году Карпентер разводится со своей женой и в течение двух лет не занимается съёмками. Но уже в 1986 году он ставит фильм « Большой переполох в маленьком Китае » с Куртом Расселом в главной роли . В этой мистической ленте на фоне восточной атрибутики главный герой — обыкновенный водитель — попадает в центр противостояния могущественных магов, обосновавшихся на территории Чайна-таун в Сан-Франциско . А камнем преткновения всего переполоха была красивая китайская девушка с зелёными глазами. Эта картина оказалась большим коммерческим провалом режиссёра.
После «Переполоха» Карпентер разрывает контракты с крупными киностудиями. Он ставит фантастические ленты с невысоким бюджетом « Князь тьмы » (1987) , « Они живут » (1988) и « Исповедь невидимки » (1992, с комиком Чеви Чейзом в главной роли). В 1990 году Карпентер женится на Сэнди Кинг ( Sandy King ). Брак оказывается удачным (супруги и по сей день живут вместе), а в творческом отношении у него наступает кризис. За пять лет он не выпускает ни одного полнометражного фильма, уйдя на телевидение, где снимает телесериал « Мешки для трупов » (1993) , в котором выступает в роли мрачного и смешного патологоанатома, выступает в роли композитора и т. д.. Возврат Карпентера в большое кино происходит в 1995 году. Он снимает два фантастических фильма « В пасти безумия » и « Деревня проклятых » , однако и они терпят коммерческое фиаско. Он выбивает солидный 50-миллионный бюджет на новый постапокалиптический фильм « Побег из Лос-Анджелеса » — опять с Расселом, вернувшимся во второй раз к роли «Змея» Плисскена. Но и эта картина с трудом смогла отбить лишь половину своего бюджета.
Эти удары сломили Карпентера, и он был вынужден снова работать с крупными студиями, согласившись на многомиллионные бюджеты и ограничение режиссёрских свобод. Потому следующие работы режиссёра отвечают всем канонам индустрии прибыльных фильмов. Таковыми являются мистический боевик « Вампиры » (1998) и космический фильм « Призраки Марса » (2001) . После этого Карпентер на несколько лет вновь уходит на покой вплоть до 2005 года, когда он выступил продюсером ремейка своей же картины «Туман», объяснив своё вовлечение в проект в одном из интервью как «пришёл, поприветствовал всех и отправился домой» . В том же году он возвращается в режиссёрское кресло для съёмок эпизода антологии « Мастера ужасов » под названием « Сигаретный ожог » . Данный фильм был тепло встречен как критиками, так и фанатами режиссёра, которые сравнивали ленту с ранними работами Карпентера. В 2006 году Карпентер снял ещё один эпизод для второго сезона «Мастеров» — « ». Сюжет серии повествует о молодой девушке, которая забеременела от демона и хочет сделать аборт, однако в этом ей мешают её фанатичный отец и три брата.
В 2010 году вышел первый со времён «Призраков Марса» крупный полнометражный фильм Джона Карпентера « Палата », главную роль в котором исполнила Эмбер Хёрд . Лента получила сдержанные отзывы аудитории . В том же году Карпентер выступил консультантом для компьютерной игры F.E.A.R. 3 .
10 октября 2010 года режиссёру вручили награду за общие достижения всей жизни на фестивале Freak Show Horror Film Festival , а в конце того же месяца стало известно о том, что Джон возьмётся за экранизацию комикса Darkchylde .
Спустя несколько лет, 3 февраля 2015 года Карпентер, всегда отличавшийся своей любовью к сочинительству музыки, выпускает альбом оригинальных композиций (не звучавших ранее в саундтреках его фильмов) под названием Lost Themes , спродюсированный в сотрудничестве со своим сыном Коди Карпентером . Выпуск альбома сопровождался небольшим туром. В апреле 2016 года выходит новая пластинка под названием Lost Themes II . Релиз обоих альбомов отметился множеством положительных отзывов, олицетворяя возвращение режиссёра в форму на музыкальном поприще .
23 мая 2016 года стало известно о том, что Джон Карпентер выступит исполнительным продюсером нового фильма серии « Хэллоуин », выход которого намечен на октябрь 2018 года. Это первое с 1982 года возвращение режиссёра к франшизе спустя более чем 30 лет .
Творчество
О Джоне Карпентере часто говорят, что он очарован второсортным кино . Но несмотря на эти мнения, Джон Карпентер безусловно обладает своим собственным стилем, который проявлялся и в сценарии, и в постановке фильма и особенно в художественной композиции визуального ряда. Фирменная «картинка» Карпентера — это минимальное, но цветное и яркое освещение, вкупе с применением технологии стэдикам . Карпентер отдаёт предпочтение широкоэкранной съёмке , в связи с чём практически все его фильмы, выпущенные для большого экрана, сняты в анаморфном формате с соотношением 2,35:1 и выше. Исключение составляет лента «Палата», впервые снятая режиссёром на 35-миллиметровую плёнку .
Карпентер часто говорил, что большое влияние на него оказали Альфред Хичкок и Говард Хоукс . Любимым актёром Карпентера можно считать Курта Расселла , снявшегося во многих его фильмах. Лучшим фильмом Карпентера считается фильм « Хэллоуин » , который фактически положил начало жанру слэшеров . В творчестве Карпентера часто фигурировала тема апокалипсиса , он снял несколько фильмов в стиле постапокалиптики , среди которых нужно отметить « Побег из Нью-Йорка » и « Побег из Лос-Анджелеса » . Широко известен также фильм Карпентера « Нечто » , снятый в жанре фантастики .
Фильмы Карпентера часто дополнены характерной музыкой, сочинённой самим режиссёром и исполненной на синтезаторе . Карпентер подчеркнул, что интерес и любовь к музыке была вызвана его отцом, который преподавал музыкальную теорию . В дальнейшем этот интерес лишь усилился, благодаря чему режиссёр лично написал саундтрек почти ко всем своим фильмам. Многие из композиций Джона Карпентера были признаны «культовыми», а выпущенные саундтреки — редкими в среде музыкальных коллекционеров . На протяжении нескольких лет Карпентер тесно сотрудничал со своим другом Аланом Ховартом, который взял на себя всю техническую составляющую записи композиций, позволив Карпентеру сосредоточиться на непосредственном творческом процессе . Интерес композитора к музыке возобновился вновь на волне выпуска сольного альбома Lost Themes .
Вклад в киноиндустрию и наследие Джона Карпентера были неоднократно отмечены и признаны. Многие фильмы Карпентера неоднократно переиздавались в специальных вариантах с бонусами и комментариями самого режиссёра. Карпентеру посвящено несколько документальных фильмов, включая John Carpenter: The Man and His Movies и специальную ретроспективу, выпущенную American Cinematheque в 2002 году. В 2006 году фильм Карпентера « Хэллоуин » был включён в Национальный реестр фильмов США, как имеющий «культурное наследие» . В 2010 году Карпентер появился в трёх эпизодах серии документальных фильмов A History of Horror .
Множество кинодеятелей и известных личностей называли Карпентера и его работы в числе своих главных вдохновителей. Среди них своим кумиром режиссёра называли Джефф Николс , Джек Томас , Марвин Крен , Гильермо Дель Торо , Квентин Тарантино и другие. Создатели игры Dead Space 3 называли в качестве источников вдохновения киноленты «Хэллоуин», « Туман » и « Нечто », в то время как сам режиссёр высказывал интерес в создании экранизации игры . Отдельные фильмы, такие как « Специальный полуночный выпуск » и «Blood Glaciers» назывались своими создателями в качестве дани уважения или переосмысления работ Карпентера .
Фильмография
Фильмы
Полнометражные фильмы
Год |
Русское
название |
Оригинальное
название |
Режиссёр | Сценарист | Продюсер |
---|---|---|---|---|---|
1974 | Тёмная звезда | Dark Star | Да | Да | Да |
1976 | Нападение на 13-й участок | Assault on Precinct 13 | Да | Да | |
1978 | Глаза Лауры Марс | Eyes of Laura Mars | Да | ||
Хэллоуин | Halloween | Да | Да | ||
1980 | Туман | The Fog | Да | Да | |
1981 | Побег из Нью-Йорка | Escape from New York | Да | Да | |
Хэллоуин 2 | Halloween II | Да | Да | ||
1982 | Хэллоуин 3: Время ведьм | Halloween III: Season of the Witch | Да | ||
Нечто | The Thing | Да | |||
1983 | Кристина | Christine | Да | ||
1984 | Человек со звезды | Starman | Да | ||
Филадельфийский эксперимент | Philadelphia Experiment | Исполнительный | |||
1986 | Большой переполох в маленьком Китае | Big Trouble in Little China | Да | ||
Восход «Чёрной луны» | Black Moon Rising | Да | Исполнительный | ||
1987 | Князь тьмы | Prince of Darkness | Да | Да | |
1988 | Чужие среди нас | They Live | Да | Да | |
1992 | Исповедь невидимки | Memoirs of an Invisible Man | Да | ||
1994 | В пасти безумия | In the Mouth of Madness | Да | ||
1995 | Деревня проклятых | Village of the Damned | Да | ||
1996 | Побег из Лос-Анджелеса | Escape from L.A. | Да | Да | |
1998 | Вампиры | Vampires | Да | ||
2001 | Призраки Марса | Ghosts of Mars | Да | Да | |
2002 | Вампиры 2: День мёртвых | Vampires: Los Muertos | Исполнительный | ||
2005 | Туман | The Fog | Да | ||
2010 | Палата | The Ward | Да | ||
2018 | Хэллоуин | Halloween | Исполнительный | ||
2021 | Хэллоуин убивает | Halloween Kills | Исполнительный | ||
2022 | Хэллоуин заканчивается | Halloween Ends | Исполнительный | ||
TBA | Побег из Нью-Йорка | Escape from New York | Исполнительный |
Короткометражные фильмы
Год | Фильм | Режиссёр | Сценарист | Продюсер |
---|---|---|---|---|
1962 | Revenge of the Colossal Beasts | Да | ||
1963 | Terror from Space | Да | ||
1969 | Warrior and the Demon | Да | ||
Sorceror from Outer Space | Да | |||
Gorgo Versus Godzilla | Да | |||
Gorgon, the Space Monster | Да | |||
Captain Voyeur | Да | Да | Да | |
1970 | The Resurrection of Broncho Billy | Сюжет |
Телевидение
Год |
Русское
название |
Оригинальное
название |
Режиссёр | Сценарист |
Исполнительный
продюсер |
Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
1978 | Зума Бич | Zuma Beach | Да | Телефильмы | ||
Кто-то следит за мной | Someone’s Watching Me | Да | Да | |||
1979 | Элвис | Elvis | Да | |||
Лучше поздно, чем никогда | Better Late Than Never | Да | ||||
1990 | Дьявол | El Diablo | Да | |||
1991 | Кровавая река | Blood River | Да | |||
1993 | Мешки для трупов | Body Bags | Да | Да | Телефильм, 2 сегмента | |
1999 | Бесшумные хищники | Silent Predators | Да | Телефильм | ||
2005 - 06 | Мастера ужасов | Masters of Horror | Да | Эпизоды « Сигаретные ожоги », |
Награды и номинации
Категория | Год | Фильм | Итог |
---|---|---|---|
Премия « Сатурн » («Золотой свиток» с 1973 по 1977 г.) | |||
|
« Тёмная звезда » |
|
|
|
1982 | « Побег из Нью-Йорка » | Номинация |
|
1987 | « Большой переполох в маленьком Китае » | Номинация |
1988 | « Князь тьмы » | Номинация | |
1990 | « Чужие среди нас » |
|
|
|
1996 | Награда | |
|
1999 | « Вампиры » | Награда |
Кинофестиваль в Авориазе | |||
|
1979 | « Хэллоуин » | Награда |
1980 | « Туман » | Награда | |
|
1984 | « Кристина » | Номинация |
|
1988 | « Князь тьмы » | Награда |
Кинофестиваль « Fantasporto » | |||
|
1989 | « Чужие среди нас » | Номинация |
1993 | « Исповедь невидимки » | Номинация | |
« Мешки для трупов » (ТВ) | Номинация | ||
1995 | « В пасти безумия » | Номинация | |
|
Награда | ||
Премия Эдгара Аллана По | |||
|
1979 | « Кто-то следит за мной » (ТВ) | Номинация |
Премия Брэма Стокера | |||
|
1999 | « Вампиры » | Номинация |
|
2007 | Награда | |
Премия CableACE Award | |||
|
1991 | « » (ТВ) / El Diablo |
|
Los Angeles Film Critics Association Awards | |||
|
1979 | Награда | |
Премия « Небьюла » ( Американская ассоциация писателей-фантастов ) | |||
|
1976 | « Тёмная звезда » |
|
Международный кинофестиваль в Каталонии | |||
|
1995 | « Деревня проклятых » | Номинация |
2001 | « Призраки Марса » | Номинация | |
2006 | « Сигаретный ожог » ( эпизод сериала « Мастера ужасов ») | Номинация | |
|
Награда | ||
|
2008 | Награда |
Примечания
- John Carpenter // — 2005.
- John Carpenter // (англ.) — 1995.
- (неопр.) . Дата обращения: 30 сентября 2017. 17 января 2018 года.
- ↑ (неопр.) . Дата обращения: 2 июля 2022. 29 августа 2021 года.
- ↑ (неопр.) . Дата обращения: 21 мая 2013. 5 июля 2023 года.
- ↑ (неопр.) . Rotten Tomatoes . archive.wikiwix.com. Дата обращения: 2 мая 2020. Архивировано 11 августа 2014 года.
- , p. 6.
- , p. 69.
- (англ.) . Dark Horizons. Дата обращения: 19 июня 2016. (недоступная ссылка)
- (англ.) . Dread Central (8 декабря 2005). Дата обращения: 19 июня 2016. 5 августа 2016 года.
- (англ.) . Bloody Disgusting! (3 июня 2011). Дата обращения: 19 июня 2016. 25 февраля 2016 года.
- Robert Levin. (англ.) . The Atlantic. Дата обращения: 19 июня 2016. 26 января 2016 года.
- (англ.) . Metacritic. Дата обращения: 19 июня 2016. 13 октября 2015 года.
- (англ.) . Dread Central (10 апреля 2010). Дата обращения: 19 июня 2016. 13 апреля 2010 года.
- (англ.) . Dread Central (6 июля 2010). Дата обращения: 19 июня 2016. 16 октября 2012 года.
- (англ.) . Shock Till You Drop (30 октября 2010). Дата обращения: 19 июня 2016. 30 мая 2016 года.
- (неопр.) . pitchfork.com. Дата обращения: 19 июня 2016. 3 июля 2016 года.
- (англ.) . Metacritic. Дата обращения: 19 июня 2016. 20 апреля 2016 года.
- Dave McNary. (англ.) . Variety (24 мая 2016). Дата обращения: 19 июня 2016. 12 июня 2016 года.
- (англ.) . PMT Online (13 мая 2016). Дата обращения: 19 июня 2016. 8 декабря 2016 года.
- (англ.) . FACT Magazine: Music News, New Music. Дата обращения: 19 июня 2016. 26 сентября 2017 года.
- (англ.) . SciFiNow. Дата обращения: 19 июня 2016. 19 октября 2016 года.
- (англ.) . Billboard . Дата обращения: 19 июня 2016. 10 сентября 2016 года.
- (англ.) . The Library of Congres. Дата обращения: 19 июня 2016. 18 июня 2016 года.
- (англ.) . BBC. Дата обращения: 19 июня 2016. 5 ноября 2010 года.
- (англ.) . Nerdist (21 ноября 2015). Дата обращения: 19 июня 2016. Архивировано из 14 марта 2016 года.
- ↑ (англ.) . Collider (13 ноября 2015). Дата обращения: 19 июня 2016. 12 мая 2016 года.
- (англ.) . New Jersey Stage. Дата обращения: 19 июня 2016. 13 марта 2016 года.
- ↑ (англ.) . FANGORIA®. Дата обращения: 19 июня 2016. 4 марта 2016 года.
- Michael Nordine. (англ.) . IndieWire - The Voice of Creative Independence (23 мая 2016). Дата обращения: 19 июня 2016. 15 марта 2017 года.
- (англ.) . Den of Geek. Дата обращения: 19 июня 2016. 19 июня 2016 года.
- Luke Holland. (англ.) . The Guardian (15 мая 2013). Дата обращения: 19 июня 2016. 22 февраля 2017 года.
Литература
- Фёдоров А., Самсонов Г. Джон Карпентер: человек со звезды // «Видео-Асс экспресс» : журнал. — 1994. — № 26 . — С. 22—28 .
- / Eds. Ian Conrich, David Woods. — Wallflower Press, 2004. — 219 p.
- Gilles Boulenger. . — Los Angeles: Silman-James Press, 2003. — 296 с. — ISBN 9781879505674 .
Журналы
- John Carpenter: Hors-série collection réalisateurs // Mad Movies. — 2001. — № 1 . — С. 145 .
Ссылки
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- (недоступная ссылка)
- 2020-04-27
- 1