Interested Article - Падеревский, Игнаций Ян
- 2020-08-10
- 1
Игнаций Ян Падеревский | |
---|---|
польск. Ignacy Jan Paderewski | |
18 января — 27 ноября 1919 | |
Предшественник | Енджей Морачевский |
Преемник | Леопольд Скулский |
16 января — 9 декабря 1919 | |
Предшественник | Леон Василевский |
Преемник | Владислав Врублевский |
|
|
Рождение |
18 ноября
1860
|
Смерть |
29 июня
1941
(80 лет)
|
Место погребения | |
Род | |
Имя при рождении | польск. Ignacy Jan Paderewski |
Супруга | |
Партия | |
Образование | |
Автограф | |
Награды | (1923) |
Сражения | |
Игна́ций Ян Падере́вский ( польск. Ignacy Jan Paderewski ; 6 (18) ноября 1860 , село Куриловка , Подолье — 29 июня 1941 , Нью-Йорк ) — польский пианист , композитор , государственный и общественный деятель, дипломат. С января по декабрь 1919 года занимал пост премьер-министра и министра иностранных дел Польши. Рыцарь Большого Креста ордена Британской империи .
Биография
Будущий музыкант родился в селе Куриловка на Подолье (ныне — территория Украины) в семье крестьянина Яна Падеревского и Поликсены Новицкой, умершей вскоре после рождения сына. Ранние годы Падеревский провёл с отцом и сестрой в поместье под Житомиром , однако после ареста отца по подозрению в участии в Польском восстании 1863 года его взяла на воспитание тётка. Вскоре Ян Падеревский был освобождён и, женившись во второй раз, вместе с семьёй переехал в село Судилков (близ Шепетовки ), бывшее тогда городом, где смог устроиться на постоянную работу.
К этому времени относятся первые музыкальные опыты Падеревского-младшего. Он брал уроки игры на фортепиано у Петра Совинского, но в основном был самоучкой. Прирождённый талант и большое трудолюбие позволили ему быстро добиться значительных успехов, и летом 1872 года он смог поступить в Варшавский институт музыки (ныне Варшавская консерватория ), который окончил в 1878 году (ученик Юлиуша Яноты , , Рудольфа Штробля ). В последующие несколько лет Падеревский жил в Варшаве, зарабатывая на жизнь преподавательской и композиторской деятельностью. В 1880 году он женился на Антонине Корсак, но через год она умерла, а родившийся сын Альфред оказался инвалидом. Чтобы пережить эти события, Падеревский принял решение полностью посвятить себя музыке, и в конце 1881 года уехал в Берлин , где брал уроки композиции у Фридриха Киля и Генриха Урбана, а также познакомился с Рихардом Штраусом и Антоном Рубинштейном . Последний, отметив дарование Падеревского, посоветовал ему продолжать карьеру пианиста и композитора, и в 1884 году Падеревский переехал в Вену , где стал учеником Теодора Лешетицкого . Некоторое время пианист был профессором консерватории в Страсбурге , а затем он вновь возвратился в Вену, где в 1887 году состоялся его первый сольный концерт.
Вскоре имя музыканта получило широкую известность, в 1889 году прошли его концерты в Париже , на одном из них публика вызывала его на бис в течение часа. Год спустя с не меньшим успехом Падеревский выступает в Лондоне , а ещё через год — в Соединённых Штатах . Благодаря своему выдающемуся мастерству (которое было следствием напряжённой работы, проводимой при подготовке к концертам), Падеревский стал культовой фигурой музыкального общества, везде встречая тёплый приём. Публику привлекала не только музыкальная составляющая исполнения Падеревского, но и его яркий, вызывающий, гипнотический внешний вид. Критики признавали его одним из наиболее выдающихся музыкантов своего времени, несмотря даже на то, что его трактовка сочинений была зачастую весьма смелой с точки зрения динамики и темпов.
В 1897 году Падеревский купил усадьбу «Рион-Боссон» неподалёку от города Морж на берегу Женевского озера в Швейцарии . Там он проводил дни отдыха между концертами. Два года спустя музыкант женился на Елене Гурской, добившейся ради этого развода с первым мужем, скрипачом Владиславом Гурским . Заработав к тому времени достаточно большое состояние, пианист приобрёл ещё одно поместье в Польше и стал вести жизнь «светского льва», в то же время не переставая концертировать по всему миру (в 1904 году он посетил даже Новую Зеландию ). Значительную часть своих гонораров он тратил на благотворительность.
Падеревский получил известность и в качестве композитора — его опера «Манру» была с большим успехом поставлена в Европе (премьера состоялась 29 мая 1901 в Дрездене ) и США (это единственная в истории польскоязычная опера польского композитора, исполненная в театре Метрополитен-опера ) . В 1907 году, на время прекратив выступления, Падеревский заканчивает ряд крупных сочинений, в том числе Симфонию h-moll, однако в 1909 году, вернувшись к концертной деятельности, он пережил очередной творческий кризис. Позднее в своих воспоминаниях пианист написал: «Я не хотел играть… для меня это была пытка».
С начала 1910-х годов Падеревский начал участвовать в политической жизни Польши, поддерживал идею о её независимости и для этого переводил часть гонораров от своих концертов. В 1913 году его сольный концерт в Карнеги холле стал сенсацией и был высоко отмечен критикой. После этого успеха Падеревский сделал несколько гастрольных турне по городам Америки и, заработав значительное состояние, купил имение в Калифорнии, где занялся виноградарством и виноделием . Однако с началом Первой мировой войны вернулся в Европу, где стал одним из членов Польского Национального комитета в Париже , который вскоре был признан представителем Польши при Антанте . Он также принимал участие в создании аналогичных политических и общественных организаций в других городах, в том числе Лондонского фонда помощи. Ораторский дар и яркая харизма позволили Падеревскому убедить президента США Вудро Вильсона объявить одной из заявленных целей при вступлении в войну независимость Польши, однако поддержка не понадобилась, так как к концу войны три державы, делившие Польшу между собой, распались, и она получила самостоятельность. В этот период Падеревский должен был стать посредником между поддерживавшимся Антантой «правительством Польши в изгнании» и новым главой государства Юзефом Пилсудским , и в январе 1919 года последний назначил его премьер-министром. На этой должности он пробыл менее года, однако успел поучаствовать в Парижской мирной конференции .
После этого политическая карьера Падеревского была сравнительно недолгой: условия договора были далеко не самыми благоприятными для Польши, и музыкант, поняв, что не сможет разобраться во всех политических тонкостях и опасностях, которые он сулил, подал в отставку в декабре 1919 года. Летом следующего года, когда войска Красной Армии двигались в варшавском направлении, Падеревский участвовал в Конференции послов, являвшейся по сути продолжением Парижской конференции, однако, вновь разочаровавшись в перспективах развития Польши, которые предлагала Антанта, окончательно ушёл из политики, вернувшись после 1922 года к концертам.
Первое после долгого перерыва выступление пианиста состоялось в Карнеги-холле и имело огромный успех. В рамках концертного тура по США музыкант дал ещё ряд концертов, всюду собирая полные залы. После этого он вернулся в Рион-Боссон, но уже в 1926 году, узнав о произошедшем в Польше Майском перевороте под предводительством Пилсудского, вновь заявил о своей активной политической позиции и выступил против Санации . В усадьбе Падеревского была подписана декларация членов оппозиции, получившей название «Моржский фронт» (по имени города).
В 1936 году снялся в фильме «Лунная соната», посвящённом его исполнительскому искусству.
В 1935—40 гг. Падеревским (вместе с Л. Бронарским и Ю. Турчиньским ) было подготовлено к публикации Полное собрание сочинений Шопена , увидевшее свет в Варшаве в 1949—58 годах, а позднее, в 1970-е, перевыпущенное Польским музыкальным издательством в Кракове.
Преподаванием музыкант занимался мало. Наиболее известным его учеником стал польский пианист , завоевавший вторую премию на Конкурсе имени Шопена . На рубеже 1920—1930-х гг. в усадьбу Падеревского приезжала брать уроки группа польских пианистов, в которую входили, в частности, Зыгмунт Дыгат , , Хенрык Штомпка . В более ранний период под руководством Падеревского занимались в Париже Зыгмунт Стоёвский и Антонина Шумовская .
После Польской кампании 1939 года восьмидесятилетний Падеревский решил вновь вернуться к активной общественной деятельности. В 1940 году он вошёл в состав польского правительства, находившегося в Лондоне, и возродил свой Фонд. Чтобы обеспечить его деньгами, музыкант вновь отправился в концертные туры по США, во время одного из которых он заболел воспалением лёгких , от которого и умер 29 июня 1941 года в Нью-Йорке .
Падеревский был похоронен на Арлингтонском национальном кладбище , а 5 июля 1992 года его останки были перевезены в Варшаву и торжественно перезахоронены в соборе Святого Иоанна .
Творчество
Композиция
Сочинять небольшие пьесы Падеревский начал ещё в юношеском возрасте, но уже в произведениях конца 1870-х (Скрипичная соната, «Песни странника») начинает проявляться его индивидуальный композиторский стиль в духе позднего романтизма. Первые крупные сочинения Падеревского — Фортепианный концерт, написанный и впервые исполненный в 1889 году, а также Фантазия на польские темы для того же состава, созданная четырьмя годами позднее, сперва имели успех, в основном, благодаря тому, что Падеревский сам блестяще их исполнял, но к 1930-м годам ушли в неизвестность, в чём немалую роль сыграла незрелая, сырая гармонизация и излишняя высокопарность изложения обоих произведений. Творческая активность Падеревского затем проявлялась в течение коротких периодов, связанных с перерывами в его интенсивной концертной деятельности. Одним из таких периодов был 1903 год, когда композитор окончил Фортепианную сонату, Двенадцать романсов на стихи Катюля Мендеса и Вариации и фугу — одно из лучших своих сочинений.
Крупнейшее оркестровое сочинение Падеревского — Симфония h-moll — было начато в 1903 году, однако работу над ним композитор возобновил лишь в 1907—1908 годах, когда в очередной раз отошёл от концертов. Симфония не пользовалась большой популярностью: написанная в национально-романтическом духе и отмеченная некоторым стилистическим непостоянством, она казалась неким анахронизмом на фоне бурно развивавшейся европейской музыкальной культуры начала XX века. Сочинение длится семьдесят минут, в нём отображены различные эпизоды польской истории . Общеевропейское уважение к Падеревскому позволило этой симфонии, тем не менее, некоторое время оставаться в репертуаре оркестров и получать одобрительные отзывы критиков.
Своим важнейшим сочинением сам Падеревский считал оперу «Манру». Начав работу над ней в 1893 году, он завершил её в 1901 году, премьера состоялась 29 мая в Дрездене . Опера написана на либретто Альфреда Носсига по роману Юзефа Крашевского «Дом за деревней» («Chata za wsią») и повествует о любви молодого цыгана к польской крестьянке. Как и в случае с симфонией, после успешных первых представлений публика потеряла интерес к опере из-за недостатка драматизма в её музыке. Композитор не смог полностью реализовать решение сюжета, основанного на проблеме расовых и культурных конфликтов, которая в начале XX века стала весьма актуальной.
Основные сочинения
- Опера
- «Манру» (1901)
- Оркестровые сочинения
- Симфония h-moll (1903—1908)
- Увертюра Es-dur (1884)
- Концерт для фортепиано a-moll (1882—1888)
- Концерт для скрипки с оркестром (1886—1888, восстановлен в 1991)
- Сюита G-dur для струнных (1884)
- Сочинения для фортепиано
- Соната Es-dur (1887—1903)
- Вариации и фуга Es-dur (1885—1903)
- Прелюдии
- Сюита Es-dur
- Интродукция и токката
- Вальсы, мазурки, полонезы, менуэты, краковяки и др.
- Камерные сочинения
- Соната для скрипки и фортепиано a-moll (1885)
- Песня и Романс для скрипки и фортепиано (начало 1880-х)
- Вариации и фуга для струнного квартета (1884)
- Вокальные сочинения
- Песни для голоса и фортепиано на слова польских поэтов
- Хоры для мужских голосов a capella и в сопровождении духового оркестра
Библиография
- A. Zamoyski. Paderewski. — New York, London, 1982
Память
- Скарышевский парк имени Игнация Яна Падеревского в Варшаве ( Park Skaryszewski im. Ignacego Jana Paderewskiego w Warszawie )
- Аэропорт имени Игнация Яна Падеревского в Быдгоще ( Port lotniczy im. Ignacego Jana Paderewskiego )
Киновоплощение
- 1943 — « Миссия в Москву » (США) —
Примечания
- ↑ Ignacy Jan Paderewski // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
- Ignacy Jan Paderewski // (кат.) — , 1968.
- ↑ — 1808.
- Ignacy Jan Paderewski // (англ.)
- ↑ Katalog der Deutschen Nationalbibliothek (нем.)
- В России опера «Манру» впервые была поставлена в Киеве в 1902 году.
- Paderewski wineyards (Виноградники Падеревского)
- от 28 ноября 2008 на Wayback Machine // Polish Music Journal. — Vol. 4, No. 2, Winter 2001.
- // Piano mastery: talks with Paderewski, Hofmann, Bauer, Godowsky, Grainger, Rachmaninoff, and others: the Harriette Brower interviews 1915—1926 / edited with an introduction by Jeffrey Johnson. — Courier Dover Publications, 2003. — P. 9. (англ.)
Ссылки
- . Несколько фактов о выдающемся польском музыканте и политике. Новая Польша
- (фр.) . paderewski-morges.ch. Дата обращения: 27 декабря 2012. Архивировано из 27 декабря 2012 года.
- (англ.) на сайте Allmusic
- (польск.) . Towarzystwo Muzyczne (konkurspaderewskiego.pl). — портал на польском и англ. языках. Дата обращения: 27 декабря 2012. Архивировано из 5 января 2013 года.
- (польск.) . Centrum Paderewskiego Tarnów - Kąśna Dolna (paderewski.tarnow.pl). — Биография музыканта на сайте Центра Падеревского ( Tarnów - Kąśna Dolna). Дата обращения: 27 декабря 2012. 27 декабря 2012 года.
- (польск.) . Centrum Paderewskiego Tarnów - Kąśna Dolna (paderewski.tarnow.pl). Дата обращения: 27 июня 2008. 27 декабря 2012 года. (использована )
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|
- 2020-08-10
- 1