История почты и почтовых марок Монако
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаил Афанасьевич Драй-Хмара ( укр. Миха́йло Опана́сович Драй-Хма́ра ; настоящая фамилия Драй ; 1889 — 1939 ) — украинский поэт - неоклассик , переводчик , литературовед , учёный-славяновед.
Отец Михаила, Афанасий Драй, некоторое время был писарем.
Мать Михаила, Анна Драй, происходила из богатого казацкого рода Брагинцов. Когда будущему поэту не было и пяти лет, его мать умерла. По воспоминаниям Марии Колодуб (сестры Михаила), тогда в их селе была эпидемия тифа , поэтому многие болели. Хотя их мать имела много работы дома — большое хозяйство, четверо детей, она все же находила время, чтобы испечь пироги и разнести их бедным больным. Там заразилась и умерла.
В биографическом очерке об отце Оксана Драй-Хмара, его дочь, пишет:
Еще с детства Мишка был невероятно искренний и доверчивый… Отец купил ему серую смушковую шапку. Пятилетний Михаил был очень горд носить ее. Он надел ее и пошел играть с сельскими мальчишками. Завистливые дети стали смеяться над ним, а потом уговорили его набрать в шапку воды. Он послушал их, но после этого шапка испортилась и была уже ни к чему.
Первоначальное образование получил в Золотоноше . В 1902 году поступил в Черкасскую гимназию. Окончив там 4 класса, вне конкурса, как стипендиат, поступил в киевскую Коллегию Павла Галагана , где учился вместе с будущими академиком-лингвистом Б. Лариным , историком литературы, поэтом , украинским поэтом П. Филиповичем . Здесь впервые начал заниматься литературным творчеством. Под влиянием учителя русской литературы Ильи Кожина написал свои первые стихи на русском языке, некоторые из них («Девушка в алой косынке») напечатал в журнале « Лукоморье », который издавался в коллегии.
В 1910 году поступил на историко-филологический факультет Киевского Императорского университета св. Владимира . Учился под руководством академика В. Н. Перетца .
В 1913 году для изучения славянских языков и литератур был направлен университетом за границу для изучения фондов библиотек и архивов Львова , Загреба , Будапешта , Белграда и Бухареста .
В 1914 женился на Нине Длугопольской. Венчание состоялось в праздник Петра и Павла в с. Тростянчик (ныне Винницкой области). Боярами на свадьбе были Владимир Отроковский и Павел Филипович, почетным гостем — автор известной обработки « Щедрика », композитор Николай Леонтович .
Окончив учебу в 1915 году , остался при университете для подготовки к профессорскому званию. В связи с началом Первой мировой войны в качестве профессорского стипендиата был направлен для работы в Петроградском университете . Тогда же изменил фамилию, добавив к основной слово «Хмара».
В мае 1917 вернулся на Украину. Когда в 1918 в Каменце-Подольском открылся государственный украинский университет , 29-летний учёный принял приглашение его ректора И. Огиенко и с июля 1918 до 1923 занимал должность приват-доцента на кафедре славянской филологии. Преподавал курс славяноведения, церковнославянского языка, историю польского, сербского, чешского языков и литератур, ряд других курсов. Работал над переводом « Божественной комедии » Данте .
20 марта 1923 года в Каменце у Михаила и Нины родилась дочь Оксана. По словам писательницы Людмилы Старицкой-Черняховской , «такой нежности и внимания к ребенку, как у Драй-Хмары, она в жизни своей не видела».
В 1923— 1929 гг. — профессор Киевского медицинского института . В это время поэт активно занимается спортом (волейбол, плавание, коньки, крикет, теннис).
В 1928 году Драй-Хмара напечатал сонет «Лебеди» с посвящением своим товарищам, где употребил выражение «гроно п’ятірне» (гроздь пятерная), вероятно, имея в виду поэтов- неоклассиков — Максима Рыльского , Николая Зерова , Павла Филиповича , Освальда Бургардта (который печатался под псевдонимом Юрий Клен ) и самого себя. «Сонет Драй-Хмары, — писал Иван Дзюба , — прозвучал как мужественный голос в защиту друзей — с верой в чистоту, правоту и бессмертие их эстетического идеала».
В 1930 — 1933 годах работал в Научно-исследовательском институте языкознания при Академии Наук Украины .
21 марта 1933 года арестован по обвинению в участии в контрреволюционной организации в Каменец-Подольском университете, однако следствию не хватило доказательств — и 11 мая 1933 учёного выпустили, а 16 июля 1934 дело прекратили, и его освободили под подписку о невыезде. Но ни устроиться на работу, ни печататься профессор уже не мог.
В июле 1934 года дело было восстановлено, и с этого времени Драй-Хмара находился под подпиской о невыезде. 6 сентября арестован вторично по стандартному обвинению в контрреволюционной деятельности. Его дело объединили с делом П. Филиповича, затем оно вошло в дело « Зерова и группы», но за неимением доказательств вновь было выделено в отдельное производство. Драй-Хмара был одним из немногих, кто на допросах не сломался, не наговорил ни на себя, ни на товарищей.
28 марта 1936 года обвинён в шпионаже в пользу иностранных государств, в подготовке и попытке совершения покушений на представителей советской власти и партии и в принадлежности к «тайной контрреволюционной организации, возглавляемой профессором Николаем Зеровым» и приговорён к 5 годам заключения в «исправтрудлагере». Наказание отбывал на Колыме. 27 мая 1938 ему добавляют ещё 10 лет заключения за участие в антисоветской организации и в антисоветской пропаганде уже в лагере.
Вот что о смерти поэта на Колыме поведал Михаил Добровольский (1907—1951), в прошлом первый секретарь комсомольской организации Удмуртской АССР :
Был у меня на Колыме друг незабываемый, еще и тезка — украинский поэт, профессор — знаток языков и литератур… Фамилию поэт имел какую-то странную из двух отдельных слов, одна половина вроде как немецкая, а вторая — украинская. Если же перевести по-русски, то будет «три тучки»…
…В один из солнечных апрельских дней 1939 г., когда было по-колымски относительно тепло, а наша бригада была на дороге, к нам приблизилось легковое авто — «эмка». Конвой выстроил шеренгой бригаду из сорока доходяг.
С «эмки» вылезли трое из сусманского управления, придерживая по сторонам маузеры. Все, как всегда тогда, «под мухой»… Подошли. Конвой что-то им доложил… Один из трех медленно вытащил маузер с деревянной кобуры и, подойдя за несколько шагов до первого узника — трах, в пятого — трах… Мы с Драем стояли только в четвертом десятке рядом, а с другой стороны стоял киевский студент Володя, с чьим отцом Драй дружил когда-то в Каменке. Поэтому, когда начали ни за что расстреливать каждого пятого, Драй мгновенно подсчитал, что под пулю попадет именно студент Володя…
Только палач приблизился к очередной пятерки, к Володе, как Драй резко оттолкнул студента и встал на его место со словами: «Не трогай, палач, молодую жизнь, бери мою»… С этими словами он плюнул пришедшему в лицо… Все произошло молниеносно… в тот же миг палач вплотную выпустил в грудь Драя остальные патроны… Драй еще успел прохрипеть «Гад!..» и, оттолкнувшись правой рукой от моего левого плеча, бездыханно упал навзничь с открытыми в небо глазами…
В июне 1937 года жену Драй-Хмары, Нину Петровну, с маленькой Оксаной выслали из Киева в Башкирию — в г. Белебей .
25 октября 1939 года киевский ЗАГС сообщил жене Драй-Хмары о его смерти, которая произошла 19 января 1939 года Места и причины смерти в сообщении не указано.
Умер, как указано в справке по реабилитации, «от ослабления сердечной деятельности». Акты о смерти и погребении Драй-Хмары, которые хранятся в личном деле заключённого в УВД Магаданского облисполкома, свидетельствуют, что официально Михаил Афанасьевич умер 19 января 1939 г. в 23.15 в помещении медпункта врачебного участка . Похоронен на правом берегу реки Паутовая, могила № 3 в 300 м от реки, а от лагерного пункта Горная Лаврюковая до 1 км. Жена Михаила, Нина Драй-Хмара, умерла в 1996 году в США, успев отметить свой столетний юбилей. Дочь Михаила, (по мужу — Ашер), стала исследовательницей творчества своего отца. В 1967 году в Париже она окончила аспирантуру Сорбонны со степенью доктора славянской литературы за труд о творчестве Михаила Драй-Хмары.
При жизни поэта в 1926 вышла только одна книга стихотворений «Проростень». Две другие — «Солнечные марши» и «Железный горизонт» увидели свет лишь в 1969 году .
Принадлежал к группе «неоклассиков», хотя в его творчестве ощутимо влияние символизма .
В 1926 опубликовал монографию «Леся Украинка. Жизнь и творчество».
Специализацией учёного было славяноведение . Был полиглотом — знал украинский, русский, белорусский, польский, кашубский, чешский, сербский, хорватский, болгарский, кроме того, владел рядом как древних — старославянским, древнегреческим, латынью, санскритом, — так и новейших европейских языков — румынским, французским, немецким, итальянским, финским, английским.
Один из инициаторов издания литературного альманаха «Нова Білорусь» (1929).
Сделал существенный вклад в развитие литературы своими переводами. Переводил поэзию Пушкина , Лермонтова , Фета , Верлена , Малларме , Метерлинка , Бодлера , М. Богдановича , Цвейга , и других. Много переводов Драй-Хмары было уничтожено во время его ареста и следствия.
Типография Каменец-Подольского университета в 1920 издала его учебник «Славяноведение».