Interested Article - Рудольф Агрикола
- 2020-07-06
- 2
Родольф Агрикола ( лат. Rudolphus Agricola Phrisius , 28 августа 1443 или 17 февраля 1444 — 27 октября 1485) — голландский гуманист из Северных Нидерландов , прославившийся познаниями в латыни и древнегреческом языке . Он был педагогом, музыкантом, строителем церковных органов , поэтом, писавшим на латыни и народном языке, дипломатом, боксёром и знатоком иврита в последний период своей жизни. Наибольшую известность он получил в качестве автора «О диалектическом изобретении» , а также отца Северного гуманизма, а также ревностного антисхоласта кон. XV в.
Биография
Агрикола родился в в голландской провинции Гронинген и был внебрачным сыном священнослужителя и будущего аббата Хендрика Вриса и Зики Хьюсман, дочери богатого фермера . Первоначально его звали Рулоф Хьюсман (Roelof Huesman), или Хюисман (Huisman), это была фамилия его матери. Латинское прилагательное Phrisius указывает на то, что его национальность – фриз .
Получив образование сначала в школе Святого Мартина в Гронингене , Агрикола при помощи отца поступил в Эрфуртский университет , где получил степень бакалавра в 1458 г. Затем он учился в Лувенском университете и получил степень магистра в 1465 г.; он прославился чистой латынью и умением вести диспуты. Он сосредоточил свою учёность на Цицероне и Квинтилиане , а также добавил французский и греческий языки к своему всё расширявшемуся списку языков во время учёбы в университете. В последний период своей жизни он выучит иврит, чтобы иметь возможность читать Ветхий Завет, особенно псалмы, в оригинале, не испорченные переводом.
В 1460е гг. Агрикола отправился в Италию, где стал общаться с гуманистами и государственными деятелями. Примерно с 1468 по 1475 г. он изучал гражданское право в Павийском университете , а затем отправился в Феррару (1475–1479). Там он сделался протеже принца Эрколя д'Эсте Феррарского, был учеником Феодора Газа и посещал лекции . Он посвятил себя изучению классических текстов и прославился элегантностью своего латинского стиля, а также знанием философии. Находясь в Ферраре, Агрикола официально устроился органистом в роскошную герцогскую часовню. Он занимал этот пост до 1479 г., после чего вернулся на Север, став секретарём города Гронинген. Здесь, в цистерцианском аббатстве св. Бернара в Адуарде, недалеко от Гронингена, и в Херенберге, недалеко от Эммериха на юго-востоке, он был в центре группы учёных и гуманистов, с которыми поддерживал постоянную переписку. Среди его корреспондентов были музыкант и хормейстер из Антверпена (Барбиро), ректор латинской школы в Девентере Александр Гегиус фон Гик и Иоганн Рейхлин , учёный-гуманист, позднее изучавший иврит.
В 1470 г он научил глухого ребенка общаться устно и письменно; его работа «Изобретение диалектики» документально подтверждает этот педагогический факт.
Вновь оказавшись в Германии, он провёл какое-то время в Диллингене , где продолжал переписку с друзьями и коллегами-гуманистами по всей Европе. В переписке он главным образом защищал собственный проект по продвижению изучения классической учёности и Studia humanitatis (латинскую школу). Агрикола оставался независимым учёным, никак не связанным с университетом или религиозными учреждениями. Эта независимость и стала отличительной чертой учёных-гуманистов. В 1479 г. Агрикола завершил в Диллингене свой титульный труд De Inventione Dialectica ( «О диалектическом изобретении »), в котором приводил доводы в пользу точного применения топической логики в научной аргументации.
С 1480 по 1484 гг. он занимал пост секретаря города Гронинген.
В 1481 г. Агрикола провёл полгода в Брюсселе при дворе эрцгерцога Максимилиана (будущего Максимилиана I , императора Священной Римской империи). Друзья пытались отговорить его принимать покровительство эрцгерцога, опасаясь, что влияние последнего подорвёт его философские идеалы. Он также отклонил предложение стать главой латинской школы в Антверпене.
В 1484 г. Агрикола переехал в Гейдельберг по приглашению Иоганна фон Дальберга , епископа Вормского. Они встретились в Павии и стали близкими друзьями в Гейдельберге. Епископ был щедрым благотворителем образования. В это время Агрикола начал изучать иврит и, как говорят, опубликовал оригинальный перевод Псалмов.
В 1485 г. Дальберг был отправлен послом к Папе Иннокентию VIII в Рим, Агрикола сопровождал его; гуманист тяжело заболел в пути. Он умер вскоре после их возвращения в Гейдельберг, и Эрмолао Барбаро написал ему эпитафию .
Наследие
De Inventione Dialectica оказала влияние на включение логики в риторические исследования и имела большое значение для образованности ранних гуманистов. Это была критическая и систематическая обработка идей и концепций, связанных с диалектикой.
Значение «О диалектическом изобретении» для истории аргументации состоит в том, что оно сблизило искусство диалектики и искусство риторики. Аргументация фокусировалась не на истине, а на том, что можно было сказать обоснованно. Соответственно, Агрикола сосредоточился на Топике , а не на Аналитиках Аристотеля и Цицерона , а также на трудах историков, поэтов и ораторов. Таким образом, для Агриколы диалектика была открытым полем; искусством находить «всё, что можно сказать с любой степенью вероятности на любую тему». (Гамильтон, Дэвид. От диалектики к дидактике ).
Агрикола сыграл важную роль в отношении сообщества глухих людей, так как он считал, что люди, рождённые глухими, могут выражать себя, излагая собственные мысли в письменной форме. Его заявление о том, что глухих людей можно научить языку, является одним из первых обнадёживающих заявлений о глухоте в истории (Gannon, 1981).
Сочинение Агриколы De formando studio – длинное письмо о частной образовательной программе – было напечатано в виде небольшой книжечки и оказало влияние на педагогику начала XVI в.
Агрикола лично оказал большое влияние на других. Эразм восхищался Агриколой, восхваляя его в «Адажиях» и назвав его «первым, кто принес дух лучшей литературы из Италии». Для Эразма он был фигурой отца или учителя, и, возможно, они повстречались благодаря школьному учителю Александру Гегиусу в школе в Девентере. Помимо Гегиуса, среди учеников Агриколы был Конрад Цельтис (из Гейдельберга).
Задачей Эразма стала посмертная публикация ряда основных работ Агриколы. Литературным душеприказчиком Агриколы был Адольф Окко, врач из Аугсбурга. Примерно к 1530 г. ученики и последователи собрали рукописи, оставленные Агриколой, и они были отредактированы .
Сочинения
- De Inventione Dialectica libri tres (1479) – главный труд, прославивший Агриколу. В 1992 г. трактат был переиздан и переведён на немецкий Лотаром Мундтом: Rudolf Agricola. De inventione dialectica libri tres (Tübingen: Niemeyer, 1992). Частично переведён на английский язык в статье McNally, J. R. (1967). "Rudolph Agricola's De inventione dialectica libri tres : A Translation of Selected Chapters". Speech Monographs . 34 (4): 393—422. doi : .
- Письма : Сохранилось 51 письмо Агриколы, они показывают круги гуманистов с интересной стороны. Они были опубликованы и переведены, с обширными примечаниями: Agricola, Letters; edited by Adrie van der Laan and Fokke Akkerman (2002).
- Жизнь (Vita Petrarcae / De vita Petrarchae, 1477)
- De nativitate Christi (О рождестве Иисуса)
- De formando studio (= пиьсмо 38 [Якобу Барбиро из Антверпена, 7 июня 1484, когда Агрикола был в Гейдельберге]: см. издание писем Van der Laan / Akkerman, pp. 200–219)
- Малые сочинения включают речи, стихи, переводы диалогов с древнегреческого, а также комментарии к трудам Сенеки, Боэция и Цицерона;
- Некоторые сочинения Агриппы были переведены на французский язык в издании-билингве: Rodolphe Agricola, Écrits sur la dialectique et l'humanisme , ed. Marc van der Poel (Paris: Honoré Champion, 1997).
- Библиографию сочинений гуманиста см. в: Gerda C. Huisman, Rudolph Agricola. A Bibliography of Printed Works and Translations (Nieuwkoop: B. de Graaf, 1985)
Источники
- Fokke Akkerman (ed.), Rudolph Agricola: Six Lives and Erasmus's Testimonies . Assen: Royal van Gorcum, 2012.
- от 30 ноября 2021 на Wayback Machine в голландской Королевской национальной библиотеке (нидерл.)
- (англ.) в проекте « Математическая генеалогия »
- Contemporaries of Erasmus a biographical register of the Renaissance and Reformation, v.1-3, A-Z”, Peter G Bietenholz; niv. of Toronto Press 2003, pg.16, ISBN 0-8020-8577-6
- Fokke Akkerman. / Fokke Akkerman, Arie Johan Vanderjagt. — BRILL, 1988. — P. 42. — ISBN 978-90-04-08599-2 .
- Agricola, R., from "Three Books Concerning Dialectical Invention." Renaissance Debates on Rhetoric. ed. & trans. W.A. Rebhorn. pp. 42–56. Ithaca, NY: Cornell U P. 2000.
- Gallaudet University Library: - Earliest Known Deaf People:
- Hamilton, David. "From Dialectic to Didactic." 13 октября 2008 года.
- The History Guide - Renaissance Humanism:
- New Advent Catholic Encyclopedia - Rudolph Agricola:
- Rodolphus Agricola Phrisius (1444–1485). Proceedings of the International Conference at the University of Groningen 28–30 October 1985 , eds. Fokke Akkerman and Arjo Vanderjagt (Leiden: Brill, 1988).
- Wessel Gansfort (1419–1489) and Northern Humanism , eds. Fokke Akkerman, Gerda Huisman, and Arjo Vanderjagt (Leiden: Brill, 1993).
- Rudolf Agricola 1444-1485. Protagonist des nordeuropäischen Humanismus zum 550. Geburtstag , ed. Wilhelm Kühlman (Bern: Peter Lang, 1994).
- Northern Humanism in European Context. From the 'Adwert Academy' to Ubbo Emmius , ed. Fokke Akkerman, Arjo Vanderjagt, and Adrie van der Laan (Leiden: Brill, 1999).
- О логике и риторике Агриколы см. Peter Mack, Renaissance Argument. Valla and Agricola in the Traditions of Rhetoric and Dialectic , (Leiden: Brill, 1993); также см. , Renaissance Truth and the Latin Language Turn (Oxford: Oxford University Press, 2003.
- О знании иврита Агриколой см.: A.J. Vanderjagt, 'Wessel Gansfort (1419–1489) and Rudolph Agricola (1443 ? -1485): Piety and Hebrew', in Frömmigkeit - Theologie - Frömmigkeitstheologie: Contributions to European Church History. Festschrift für Berndt Hamm zum 60. Geburtstag , ed. Gudrun Litz, Heidrun Munzert, and Roland Liebenberg (Leiden: Brill, 2005), pp. 159–172.
- 2020-07-06
- 2