Доходный дом Пантелеева
- 1 year ago
- 0
- 0
Дохо́дный дом Солодо́вникова (Лебя́жий переу́лок) — здание в Москве , внутри Садового и Бульварного колец, по адресу Лебяжий переулок , дом № 1/9с9. Также существует его название Дом с майоликами .
...давно ходят разговоры о необходимости строительства еще одного съезда с Боровицкой площади на Кремлёвскую набережную . И тогда судьба дома, ..., окажется под вопросом.
Получившаяся постройка была, в общем-то, совершенно заурядной, но её выделяли замечательные керамические панно под самой её кровлей, давшие дому название «дом с майоликой ».
С улицы видны (трудноразличимые) подписи под былинно-батальными сценами; это цитаты из баллады А. К. Толстого «Боривой»:
«Сшиблись вдруг ладьи с ладьями, и пошла меж ними сеча, брызжут искры, кровь струится, треск и вопль в бою сомкнутом…»
Всего на доме размещены пять панно:
По предположению исследователей В. Петровой, М. В. Нащокиной и С. Величко, рельефные детали самого большого центрального панно с девушкой в окружении морского царства выполнены по отливкам М. А. Врубеля. Кстати, эту же девушку с сережкой можно встретить… в Таганроге. Двухэтажный особняк Шаронова (музей градостроительства и быта, ул. Фрунзе, д. 80). Существует даже предположение, кто именно изображен на панно — балерина Гузикевич, о которой, к сожалению, почти ничего не известно. Но возможно, она работала в театре Солодовникова, и тогда её изображение могло служить также и рекламой.
По обеим сторонам центрального панно в соседних аттиках расположены ещё две картины с изображением батальной сцены.
Подлинное авторство панно со стихотворными строками не установлено. Предположительно, это Врубель .
«Вернувшись в Москву, Пастернак снял маленькую комнату у въезда в Лебяжий переулок (дом 1, кв. 7). Ее окно выходило на Кремль и Софийскую набережную, поверх деревьев Александровского сада, который в этом месте был гораздо шире теперешнего. „Коробка с красным померанцем — моя каморка…“ — писал он об этой комнате в 1917 году в стихотворении „Из суеверья“. Это значило — размером со спичечный коробок. Сравнение было понятно современникам: на этикетке спичек часто изображался яркий оранжево-красный померанец, горьковатый родственник апельсина». Борис Пастернак. «Биография»