Убайдаллах аль-Махди
- 1 year ago
- 0
- 0
Алла́х ( араб. الله ⓘ , букв. — « Бог » ) — арабское слово, означающее единого и единственного Бога - Творца , и господина Судного дня . В исламе — Бог, пославший к людям своего заключительного посланника ( расуль ) Мухаммада . В доисламской Аравии Аллах был высшим божеством и творцом всего сущего . Краткая форма символа веры ислама ( шахады ) гласит: «Нет иного божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха!».
В арабистике считается, что слово Аллах расшифровывается как аль-илах и является результатом слияния определённого артикля единственного числа аль ( الـ al ) и илах (إلٰهٌ ilah ) — слова, означающего Бог , однокоренного с еврейским « Элохи́м » в Торе , арамейским «Элах», сирийским «Алóхо» и аккадским « И́лу » .
В то же время, по мнению некоторых мусульманских богословов, «Аллах» — имя собственное, не образованное от каких-либо семантических корней ( гайр муштакк ) .
Слово «Аллах» всегда употребляется в единственном числе во всех Писаниях ислама , указывая на Единство и Единственность Бога как подтверждение отвержения политеизма.
Арабы и арабоязычные , исповедующие другие авраамические религии (иудаизм и христианство ), используют это слово в молитвах и богослужениях на арабском (родном для них) языке для обращения к Богу . В арабском переводе Библии слово «Бог» также переведено как «Аллах» .
В то же время, обычно, когда речь идёт об исламе, для обозначения Бога всё равно применяется слово «Аллах», даже не в арабоязычной среде.
В исламской традиции существует понятие атрибутивных имён Аллаха. Все эти имена выражают качества Аллаха, которыми он выражает своё присутствие в сотворённом мире. То есть, несмотря на множественность имён Аллаха, все они принадлежат только ему. Их нельзя уподоблять качествам творений. Известен следующий хадис пророка Мухаммада: «У Аллаха девяносто девять имён, сто без одного. Тот, кто станет перечислять их — войдёт в Рай» . Например, именами Аллаха являются упомянутые в Коране (Господь), Ар-Рахман (Милостивый), Ар-Рахим (Милосердный), (Живой), (Единый) и т. д. Однако число имён Аллаха не ограничивается девяносто девятью, потому что у Аллаха есть имена, не упомянутые в Коране и Сунне .
99 имён Аллаха, объединённых в единый список, определяются достоверным хадисом, переданным от Абу Хурайры (одного из наиболее известных сподвижников Пророка Мухаммада).
Согласно исламскому вероучению , Коран — прямая речь Аллаха, обращённая к пророку Мухаммаду непосредственно или через ангела Джибриля (библ. Гавриил). Аллах мусульман в принципе идентичен Богу христиан и иудеев . Образ Аллаха является стержнем всей проповеди Корана ; как в мекканский , так и в мединский периоды написания сур (глав) Корана основные черты Аллаха неизменны, хотя акценты на разные черты в разные периоды различны. Одна из главных тем Корана — единственность и внутреннее единство Аллаха. Вера в него противопоставляется многобожию .
Согласно Корану Он Един — единственный, у него нет и не может быть никаких « сотоварищей », «не родил и не был рождён, и не был Ему равным ни один» . В Коране постоянно говорится о том, что Аллах совершенен, могуществен (араб. — аль-Азиз ) и величественен (араб. — аль-Джалиль ). Ему подчинено всё в мире, ничто не совершается без Его воли и без его ведома. Он опекает свои творения, милостив (араб. — ар-Рахман ) по отношению к людям, милосерден (араб. — ар-Рахим ) и всепрощающ (араб. - аль-Афув ). Люди должны осознавать могущество и величие Аллаха, подчинять себя ему, быть покорными ( («ислам» и значит покорность" (араб. ), богобоязненными ( таква ), благочестивыми. Они должны верить Аллаху и всегда полагаться на его волю и милость .
Аллах в Коране выступает в качестве Единственного Творца, Создавшего всё сущее, включая человека, и то, чем он живёт ( ризк ). Он творит вещи своим приказом (повелевающим словом «Будь»). Аллах для людей — единственный подлинный царь ( араб. малик ) и судья ( араб. хакам ), воздающий людям за их добрые и греховные поступки. Одно из часто встречающихся коранических описаний (сюжетов) — наказание народов и селений, жители которых не захотели слушать его посланников и совершали множество грехов . Время от времени Аллах посылает к людям своих пророков ( араб. наби ) и посланников ( араб. расуль ), которые призваны нести людям весть об Аллахе. Последним таким посланником провозглашён Мухаммад, посланный ко всему человечеству .
Аллах имеет возможность в любой момент уничтожить землю, воскресить мёртвых ( бас бад аль-маут ) и собрать воскрешённых ( хашр ) на киямат . Каждому человеку будет воздано за его деяния либо блаженством в раю ( джаннат ), либо низвержением в ад ( джаханнам ). По данным одного из источников, образ суда и наказаний неверных ( кафир ) составляет значительную часть первых проповедей пророка Мухаммада .
Аллах проявляет себя людям в своих творениях. Все творения Аллаха — это его знамения людям. Одним из чудес ( ) Аллаха является Коран .
В ряде аятов Корана Аллах описывается слишком конкретно или противоречиво. Это вызывало споры среди различных мусульманских течений , а также использовалось немусульманами в антиисламской полемике. Однако мусульманские богословы едины в том, что эти аяты содержат лишь кажущиеся противоречия, которые на самом деле взаимодополняют друг друга .
В Коране многократно говорится о том, что все дела человека сотворены Аллахом, что всё в мире происходит лишь с его ведома (см. кадар ). Одновременно всячески подчёркивается, что человек ответственен за свои поступки, за которые он получит воздаяние . Контрастность этих суждений об отношениях Бога и человека стала поводом для споров в среде исламских богословов. Аналогичная ситуация произошла с аятами- муташабихат , в которых об Аллахе говорится метафорически как о существе, имеющем части тела, как у человека (рука, лицо, глаза), и совершающем человеческие действия (сидит на Троне , приходит и т. д.) .
Учение об Аллахе — основа исламской религии и богословия , а догмат о единственности и единстве Аллаха ( таухид ) — главный догмат ислама .
Различные аспекты природы Аллаха обсуждались и разъяснялись в хадисах , в толкованиях Корана ( тафсирах ), в специальных богословских сочинениях ( акида ). Две главные проблемы:
На протяжении VIII—XII веков главные дискуссии вызывала проблема качеств ( атрибутов ) Аллаха и их соотношения с его сущностью. Традиционалисты требовали принимать содержащиеся в Коране упоминания о качествах Аллаха без рассуждений — би-ля кайфа (см. хашавиты , ташбих ). Другие течения отрицали существование у Аллаха качеств или толковали их символически (см. джахмиты , мутазилиты ). С IX—X веков распространились представления о реальном существовании у Аллаха свойств, неразрывно связанных с его божественной сущностью (см. калам , ашариты , матуридиты ). Предметом разногласий богословов было реальное содержание таких качеств Аллаха, как «видимость» (лицезрение его людьми в День суда и праведниками в раю) и «речь» . Один из важных богословских споров VIII—X веков — вопрос о сотворённости или несотворённости «речи Аллаха» (Корана). В богословской среде также обсуждалось возможность толкования (или отказа от толкования) « антропоморфических » выражений в Коране .
Исламское богословие, по существу, зародилось в конце VII—VIII веков с обсуждения вопроса сочетания принципа справедливого воздаяния людям за их поступки с всемогуществом Аллаха и творением им всех человеческих поступков (см. кадариты , джабриты , мурджииты ). Исходя из текстов Корана и хадисов, традиционалисты отказывались от окончательного решения проблемы. Мутазилиты и другие богословские школы допускали способность человека творить свои поступки. В X—XII веках сложилось несколько концепций, примиряющих конечную зависимость поступков человека от божественной воли с действиями человека по осуществлению этого поступка через «выбор», « приобретение », «способность к его совершению» и так далее ( ихтияр, касб , иститаа ) .
Проблемы связи между людьми и Аллахом нашли развитие в шиитских воззрениях на имамат .
Суфии рассматривали проблему природы Аллаха как проблему пути его познания, постижения его сущности не разумом, а посредством любви (араб. — махабба ), упования во всём на Аллаха ( ) и аскетизма ( зухд ). Суфийская концепция вахдат аш-шухуд предполагает нисхождение Аллаха в сердце мистика, а вахдат аль-вуджуд — растворение человека в божественной сущности .
Мусульманские философы уделяли главное внимание познанию Аллаха с помощью разума и рациональным доказательствам необходимости его существования. Для философов Аллах — высшее и необходимое совершенство, высший Разум и высшая Любовь, который творит мир, воплощаясь в нём через иерархию эманации (см. фалсафа ) .
Для обозначения догмата о единственности и единстве Аллаха мусульмане используют термин таухид (араб. — Единобожие). Концепция таухида является одним из основных, фундаментальных догматов ислама, которое означает прежде всего отрицание политеизма (араб. — ширк ), выражающееся в формуле «нет никакого божества, кроме Аллаха». Слово таухид происходит от глагола « ваххада », что означает «делать что-либо единым», «считать что-либо единственным». На уровне спекулятивной теологии проблема таухида решалась в плане объяснения соотношения сущности ( зат ) Аллаха и Его атрибутов ( сифат ), Творца и Его творений .
Таухид означает признание того, что Аллах является единственным Творцом — Господом всего сущего. Он «обладает прекрасными именами и совершенными качествами ». Наиболее полно и ясно раскрывают сущность доктрины единобожия мекканский суры Корана, в частности сура « аль-Ихлас » .
Основным принципом таухида является утверждение того, что существует только один Бог-Творец, сотворивший всё сущее бытие. Он вечен и управляет всеми процессами во вселенной. Все нуждается в Нём, а Он не нуждается ни в чём, и ни в ком. Доктрина таухида отвергает христианскую Троицу и утверждения о том, что якобы у Бога могут быть сыновья или дочери. Таухид отвергает и утверждения иудеев о том, что Творец благоволит только одному избранному народу .
Важной частью доктрины таухида является необходимость поклонения только лишь Аллаху. Актами служения являются не только конкретные религиозные обряды, но и вся жизнь, все поступки человека. Люди должны в точности исполнять все повеления Аллаха и совершать только разрешенное и воздерживаться от совершения запрещённого Им .
Аллаху присущи атрибуты, которые не являются чем-то отличным от Его сущности. Он имеет различные имена ( исма аль-хусна ), носящие атрибутивный характер. В обязанности мусульманина входит вера во все имена и качества Аллаха, упомянутые в Коране и достоверных хадисах. Эти имена и качества необходимо понимать так, как они описаны в священных текстах ( насс ), не уподобляя ( ташбих ) их именам и качествам творений и не отказываясь от их истинного значения .
Аллах, обладающий абсолютной силой, властью и могуществом, может создавать различные формы живой и неживой природы и уничтожать их. Всё, что происходит в этом мире, имеет глубокий смысл, и всё построено по изначальному плану Творца. Ему также принадлежат законодательные функции. Аллах присутствует в сотворённом Им мире и управляет всеми процессами, благодаря чему Его творения обладают способностью к жизнедеятельности и обеспечиваются необходимыми для этого средствами ( ризк ) .
Аллах милостив и справедлив к его творениям. Он не желает им зла. Те, кто поступает несправедливо, будут держать ответ перед Аллахом во время киямата (день Божьего Суда) и понесут справедливое наказание .
Принципы доктрины единобожия были подробно изучены и систематизированы мусульманскими богословами .
Мутазилитская теология включала в понятие таухида отрицание отличных от сущности Аллаха и вечных его атрибутов .
Ашариты и толковали таухид как признание единственности Аллаха в отношении его сущности ( вахид фи затихи ля шарика лаху ), его вечных атрибутов ( вахид фи сифатихи аль-азалия ля назира лаху ) и его действий ( вахид фи аф’алихи ля шарика лаху ) .
Ханбалиты , в частности Ибн Таймия , включали в понятие таухид признание только за Аллахом божественной природы ( таухид аль-улюхия ); признание его единственным Творцом и путеводителем ( таухид ар-рубубия ); и полную самоотдачу человека Аллаху ( таухид аль-’убудия ) . Понимание таухида в суфизме сводилось к отрицанию многобожия и считалось достоянием рядовых верующих ( таухид аль-’амма ). Суфии выделяли три главные формы таухида:
Последняя форма таухида была свойственна учению Ибн Араби , которое позже стали квалифицировать как учение о «единстве бытия» ( вахдат аль-вуджуд ) .
Для обозначения «божественных атрибутов» мусульмане используют термин сифат . Впервые этот термин был введён мутазилитами . На первых этапах развития калама эквивалентом сифата выступал термин маани («значения», «смыслы», «идеи»). Некоторые мутакаллимы (, аль-Бакиллани , аль-Джувайни и Фахруддин ар-Рази ) вместо термина сифат использовали термин ахваль («состояния», модусы), ввиду чего их называли «сторонниками концепции состояний» ( асхаб аль-ахваль ) .
Признание наличия у Аллаха положительных атрибутов получило наименование «исбат» («утверждение»), а его сторонники назывались «сифатитами»; отрицание же этого именовалось «татилем» («лишение» Аллаха атрибутов), а его сторонники — «муаттиля». К муаттиля относили фаласифа ( Ибн Сину и его последователей), которые приписывали Аллаху только соотносительные атрибуты ( сифат аль-идафа ), такие, как «первопричина», и атрибуты негативные ( сифат ас-сальб ), такие, как «извечный». Как татиль (лишение) квалифицировалась также точка зрения мутазилитов, которые не признавались в реальности сифатов в качестве характеристик («знание», «могущество» и т. п.) .
Согласно наиболее распространённой классификации, сифаты делились на сущностные атрибуты ( сифат аз-затзатийа , например «самодостаточный») и атрибуты действия ( сифат аль-филь , например «питающий»). Встречается также деление атрибутов на сущностные ( затия, нафсия ), описательные ( васфия, манавия, хабария , например «знание», «жизнь»,) и атрибуты действия ( филия ) .
Суфии выделяли сифаты красоты ( сифат аль-джамаль , например «знающий»), атрибуты величия ( сифат аль-джалаль , например «великий», «могущественный») и атрибуты совершенства ( сифат аль-камаль , например «творец», «самодостаточный»). Помимо этого суфии говорили о божественных именах ( аль-асма аль-иляхия ), приложимых к самому Аллаху, его атрибутам и действиям и соответственно делившихся у них на сущностные ( затия , например Аллах), атрибутивные ( сифатия , например «знающий») и обозначающие действия ( афалия , например «творец») .
Ашариты считали сифаты и не тождественными самому Аллаху, его сущности ( зат ), и не отличными от него. Асхаб аль-ахваль характеризовали модусы Аллаха как нечто и несущее, и не несущее. В спекулятивном суфизме ( Ибн Араби и др.) имена Аллаха рассматривались как аспекты божества, различающиеся не сами по себе, а в зависимости от нашей установки ( би-ль-итибар ). Суфии и матуридиты говорили об извечности сифатов всех разрядов, а ашариты признавали извечность лишь сущностных атрибутов .