Interested Article - Сант-Амброджо (Милан)

Бази́лика Сан-Амбро́джо ( итал. basilica di Sant’Ambrogio , ломб. basilica de Sant Ambroeus ), также бази́лика Свято́го Амвро́сия базилика в Милане , построенная на месте захоронения раннехристианских мучеников . Современное здание построено в 1080 1128 годах . В базилике находятся мощи святителя Амвросия Медиоланского , основателя первой базилики на этом месте, и мощи мучеников Гервасия и Протасия , обретенные Амвросием.

История

Первоначальная базилика на этом месте построена по указанию святителя Амвросия Медиоланского между 379—386 годами . Здесь были обнаружены захоронения раннехристианских мучеников, поэтому она первоначально называлась базиликой мучеников ( Basilica Martyrum ). В базилике были положены мощи святых мучеников Гервасия и Протасия, обретённые Амвросием в 380 году. Амвросий Медиоланский был похоронен в построенной им базилике, которая впоследствии стала называться базиликой святого Амвросия .

Свой нынешний ломбардо-романский вид церковь приобрела в XI веке. Считается, что начало строительства новой базилики приходится на 1080 года, а окончание на 1128 год . Атриум базилики датируется 1050 годом, притвор — 1095—1096 годами . Новый фасад церкви создал в 1730-х годах архитектор Филиппо Юварра .

Описание

Базилика Сант-Амброджо является хорошо сохранившимся образцом романской архитектуры ломбардской школы. При строительстве сохранилась планировка раннехристианского храма, отсюда и неактуальный в 11 веке обширный атриум (во времена Константина I там собирались оглашенные ) . Фасад базилики в виде треугольного фронтона с пятью огромными, уменьшающимися от центра арочными проемами является по сути крытой лоджией-галереей над восточным крылом атриума. С запада к базилике примыкают две башни различной высоты. Южная называется «колокольней монахов» (X век) и имеет строгий вид, северная, более высокая называется «колокольней каноников» (1123, достроена после 1181 г.) и более изящна. Ломбардцы первыми в Западной Европе начали использовать кирпич при строительстве храмов и Сант-Амброджо — одна из первых романских базилик, в которых главный неф перекрыт крестовыми сводами, а не деревянными потолками. Тибуриум и своды главного нефа восстанавливались после обрушения от Веронского землетрясения 1117 года, тогда же в сводах главного нефа и появились нервюры (один из самых первых случаев в Европе ).

Престол базилики датируется IX веком и по причине покрытия золотыми рельефами называется Золотым престолом (Золотым алтарём). На лицевой стороне престола сусальным золотом выполнен рельеф с изображениями из жизни Иисуса Христа, на тыльной стороне из позолоченного серебра выполнены сцены из жизни святого Амвросия. Сень над престолом датируется X веком и украшена наверху изображением Иисуса Христа , дающего книгу апостолу Павлу и ключи апостолу Петру .

Мощи святителя Амвросия Медиоланского и мучеников Гервасия и Протасия в крипте базилики святого Амвросия

Главная апсидная мозаика с изображением Христа-Вседержителя относится к началу XIII века. Боковые сцены мозаики с изображениями святителя Амвросия и Мартина Турского датируются IX веком .

В крипте церкви находятся мощи святителя Амвросия и мучеников Гервасия и Протасия . Их скелеты находятся в серебряном саркофаге, изготовленном в 1897 году . Мощи Амвросия находятся между мощами Гервасия и Протасия. Подойти близко в мощам нельзя, но мощи видны, так как лицевая сторона саркофага выполнена из стекла . Миланскому приходу Русской Православной Церкви во имя святителя Амвросия Медиоланского разрешено проводить здесь акафист святому Амвросию .

В базилике также находится саркофаг Стилихона с вырезанными на нём библейскими сценами, датируемый IV веком . Кроме того, в базилике захоронены останки императора Людовика II .

Капелла Сан Витторе

Мозаика «Золотое небо», V век
Мозаика святителя Амвросия, V век

В конце южного нефа базилики находится капелла Сан Витторе (святого Виктора), построенная на кладбище христианских мучеников над могилой мученика Виктора Мавра в первой половине IV века. Первоначально капелла не соединялась с базиликой Сант-Амброджо и была присоединена к ней в XI—XII веках .

Купол и стены капеллы покрывает мозаика «Золотое небо» ( Ciel d’Oro ), наиболее вероятно выполненная около 470 года (по различным мнениям, в промежутке от конца IV века до второй половины VI века) . На северной стене капеллы в полный рост изображены святитель Амвросий Медиоланский , мученики Гервасий и Протасий (Амвросий — в центре), на южной стене — миланский епископ Матерн , мученики Набор и Феликс (Матерн — в центре) .

Композиционный замысел расположения святых связан с тем, что епископ Матерн обрёл мощи мучеников Виктора, Набора и Феликса и перенёс их в Милан, а Амвросий обрёл мощи Гервасия и Протасия, причём Амвросий построил базилику для Гервасия и Протасия (нынешняя базилика Сант-Амброджо), а Матерн — для Набора и Феликса (не сохранилась ) .

Купол капеллы представляет собой золотую поверхность, в центре которой согласно большинству современных исследователей изображён мученик Виктор Мавр . В левой руке он держит книгу, на которой написано «VICTOR», а в другой руке — крест . С другой стороны от мученика также расположен большой крест.

Идея поместить изображение мученика на месте, на котором традиционно изображается Христос, является необычной и связана с особым почитанием мученического подвига в первые века христианства. Некоторые исследователи XIX—XX всё же считали, что в куполе помещён образ Христа, а надпись «VICTOR» (с лат. « Победитель ») относится ко Христу как Победителю смерти. Некоторые считали, что в куполе первоначально был представлен Христос, а затем Его изображение было заменено на мученика Виктора .

Из всех святых, представленных в капелле, только святитель Амвросий имеет характерно индивидуальный облик, внешность остальных святых представлена обобщённо .

Разное

Ройс Холл. Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.

Входная группа здания en в кампусе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе создана по мотивам базилики Сант-Амброждо .

Примечания

  1. . Дата обращения: 19 июня 2016. 29 декабря 2015 года.
  2. . Дата обращения: 19 апреля 2019. 17 июля 2020 года.
  3. Дата обращения: 19 июня 2016. 9 августа 2016 года.
  4. . Дата обращения: 8 января 2021. 10 января 2021 года.
  5. Всеобщая история искусств, том 2, стр. 416
  6. . Дата обращения: 8 января 2021. 10 января 2021 года.
  7. . Дата обращения: 19 июня 2016. 27 мая 2016 года.
  8. . Дата обращения: 19 июня 2016. 13 августа 2016 года.
  9. С. П. Заиграйкина. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 119-135. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-007-2 .
  10. . Дата обращения: 19 июня 2016. 3 августа 2016 года.
  11. . Дата обращения: 19 июня 2016. 23 апреля 2016 года.
  12. . Дата обращения: 19 июня 2016. 13 августа 2016 года.

Ссылки

  • (англ.)

См. также

Источник —

Same as Сант-Амброджо (Милан)