Interested Article - Японская ширма

« Ирисы у Яцухаси », Огата Корин , после 1709, Метрополитен-музей

Японская ширма или Бёбу ( яп. 屏風 бё:бу , стена от ветра) — небольшая портативная перегородка, сделанная из нескольких панелей с использованием росписи и каллиграфии , предназначенная для отделения части комнаты и организации интерьера . Живопись на ширмах получила в Японии весьма широкое распространение и играет значительную роль в истории искусства Японии .

Особенности изготовления и росписи японской ширмы

« Ипомеи », Судзуки Киицу , начало XIX века, Метрополитен-музей
« Сосновый лес », Хасэгава Тохаку , XVI век, Токийский национальный музей
« Бурные волны », Огата Корин , ок. 1704, Метрополитен-музей

Как и многие предметы быта и виды искусства Японии , японские ширмы уходят корнями в Китай ; прототипы ширм датируются временами правления Империи Хань . Слово бёбу буквально обозначает «защита от ветра», за счёт чего можно предположить, что это было первоначальным предназначением ширм. Они ставились перед дверями, защищая дом от злых духов . Первые ширмы появились в VIII веке, когда японские мастера стали изготавливать свои собственные работы на основе китайских образцов .

В Японии изготавливались двухстворчатые ширмы, встречались также ширмы из шести и восьми створок. Высота японских ширм обычно примерно 150—160 см, а длина может доходить до 360 см. Для изготовления ширмы использовалась прочная бумага «гампи», а также позолоченная бумага и шёлк. Мастера делали роспись на отдельных листах, затем листы скреплялись на внутренней и внешней рамах . Панели японских ширм плотно соприкасаются друг с другом в развёрнутом виде, таким образом, мастер мог создавать на всей площади ширмы единый рисунок . Многие живописцы учитывали динамику складывания ширмы и использовали сгибы для создания композиции и перспективы (например « Сосновый лес », Хасэгава Тохаку ) .

Функции ширмы

« Кипарис », Кано Эйтоку , ок. 1580—1590, Токийский национальный музей

Ширмы в Японии использовались и используются в настоящее время в различных аспектах организации интерьера жилища. Складные панели могли отделять место для уединённого чтения или занятий писательством, личной встречи, сна, а также чайной церемонии или проведения ритуалов . В прошлом ширма служила показателем богатства и власти её владельца .

История

« Пейзаж с гиббонами », Сэссон Сюкэй , ок. 1570, Метрополитен-музей

В период Нара (646–794) произошло зарождение оригинальной японской ширмы, их внешнего вида. Первые ширмы в Японии были при дворе императора и служили для важных церемоний. Чаще всего встречались шестистворчатые ширмы; роспись на панелях производилась по шёлку; скрепление панелей производилось при помощи нитей шёлка.

В период Хэйан (794–1185) ширмы стали частью интерьера домов даймё , а также буддистских и синтоистских храмов . На храмовых ширмах часто можно встретить изображение поэта-отшельника или мудрецов . Дзэнигата ( яп. 銭形 ) , металлические детали круглой формы, стали использоваться для скрепления панелей ширмы. В конце IX века на ширмах стали появляться японские сюжеты. Это связано с развитием стиля синдэн-дзукури в архитектуре . Именно в хэйанскую эпоху в Японии развивалась концепция эмоционального отношению к вещам, в том числе ширмам, стремление видеть в вещах красоту и очарование ( аварэ ), что отразилось в искусстве и следующих столетий .

В период Муромати (1392–1568) ширмы появились во многих домах, магазинах и додзё . Чаще всего встречались двустворчатые ширмы. Вместо дзэнигаты для скрепа стали использоваться бумажные петли. Таким образом, масса ширмы существенно уменьшалась. Также эта технология позволила отказаться от вертикальных деревянных вставок на сгибах, и художники могли создавать единый рисунок по всей поверхности ширмы. Пейзажи в технике суйбоку одним из первых на ширмах стал делать Сюбун . В Киото зародилcя особый жанр росписи ширм с панорамными видами города и его пригородов ракутю ракугаи .

Период Адзути-Момояма (1568–1600) и начало периода Эдо (1600–1868) характеризуется ростом популярности ширм, они стали появляться в жилищах самураев , становясь символом их силы и богатства. В процессе изготовления ширм и тематике росписи произошли некоторые изменения. В связи с тем, что ширма стала нести в себе символ богатства, роспись часто делали на золотом фоне яркими красками, среди сюжетов появились картины из повседневной жизни (среди которых можно выделить Тагасодэ ), а также эпические сцены, пейзажи с четырьмя временами года, животные и растения . Пионерами в этом стали представители школы Кано и мастер Кано Эйтоку . С XVI века ширмы стали появляться в домах простых горожан .

В XIX веке в связи с возникновением и популярностью японизма японские ширмы стали импортировать в Европу. Французский художник Одилон Редон создал серию панелей, вдохновившись японскими бёбу . В настоящее время процесс изготовления ширм часто автоматизирован, некоторые семьи, передающие своё ремесло из поколения в поколение, продолжают традиции ручного изготовления бёбу.

Художники, работавшие с ширмами

Примечания

  1. Николаева, Н.С. (неопр.) . — М.: Вост. лит.. — С. 169—184. 23 ноября 2010 года.
  2. (англ.) . Corfu Museum of Asian Art. Дата обращения: 10 ноября 2017. Архивировано из 17 ноября 2018 года.
  3. Murase, Miyeko; N.Y., Metropolitan Museum of Art (New York. ] (англ.) . — Metropolitan Museum of Art, 1975. — P. 154—153. — ISBN 9780870991363 .
  4. (фр.) . www.musee-orsay.fr . Дата обращения: 10 ноября 2017. 1 декабря 2018 года.
Источник —

Same as Японская ширма