Interested Article - Портрет Минамото-но Ёритомо

«Портрет Минамото-но Ёритомо» ( яп. 絹本著色伝源頼朝像 Кэмпон тякусёку дэн Минамото-но Ёритомо дзо: ) шёлковый свиток работы Фудзивары Таканобу , созданный в 1179 году . Входит в список Национальных сокровищ Японии . Один из выдающихся шедевров искусства периода Камакура , заложивший основы портретного жанра в Японии .

Авторство

Авторство портрета на основании имеющихся данных приписывается Фудзиваре Таканобу ( 1142 1205 ), который был ведущим портретистом своего времени, часто даже называемым основателем портретного жанра в стране . Данный свиток — одна из трёх работ этого выдающегося мастера, дошедших до наших дней. Согласно одной из версий, она является не его собственноручным произведением, а копией, снятой с оригинальной работы кем-то другим (но не позднее начала XIII века ).

История произведения

Создание оригинала портрета традиционно относят к 1179 году . Хотя утверждать, что это истина, с полной достоверностью нельзя, всё же несомненно, что этот свиток (является ли он самим оригиналом или же копией с него) создан в начале эпохи Камакура , и что он является самым старым и лучшим из всех нерелигиозных портретов стиля ямато-э ( яп. 大和絵 ) .

Портрет Минамото-но Ёритомо и парный ему портрет Тайры-но Сигэмори того же мастера первоначально являлись частью портретного полиптиха из пяти шелковых свитков , принадлежавшего храму Сэнто-ин ( яп. 仙洞院 ) в , монастыре, в стенах которого он и хранится до сих пор.

Состав пентаптиха :

  1. Император Го-Сиракава ( яп. ) — не сохранился. И его придворные:
  2. Минамото-но Ёритомо ( яп. 源頼朝 ).
  3. Тайра-но Сигэмори ( яп. ).
  4. — ( яп. ) не сохранился.
  5. ( яп. ).


Модель

Традиционно считается, что моделью данного изображения послужил Минамото-но Ёритомо, который был 1-м сёгуном периода Камакура . Поскольку модель обладала таким высоким общественным положением, её изображение оказалось эталонным.

Техника

— живопись на шёлковых свитках. Этот вид искусства приобрел в тот период японского средневековья большую популярность.

Краски: перо, цветные чернила, позолота.

Для создания полутонов на лице использована техника урадзайсики ( яп. 裏彩色 ), когда красящие пигменты наносятся с обратной стороны шелка и просачиваются на лицевую, создавая особый декоративный эффект .

Стиль

Фрагмент портрета Минамото-но Ёритомо

Несмотря на то, что этот портрет (который был мемориальным и находился в храме), скорее всего, служил предметом поклонения, он не выполнен в духе религиозной абстракции, присущей ранней японской портретной живописи, а наоборот, носит явные черты реализма. Данный жанр портретного искусства называется дзокутайдзо ( яп. 俗体像 ) . Сёгун изображен в официальной одежде, с мечом на поясе и белой вытянутой табличкой сяку ( яп. ), символом власти, в руке. Композиция отличается геометризированностью и равновесием. Явно индивидуальные черты лица и преувеличенные формы тела позволяют создать впечатление достоинства и властности, удачно выражая энергичность и амбициозность модели.

Голова Минамото-но Ёритомо, занимающая фиксированную позицию в пространстве, с карнацией , будто подсвеченной автономным источником освещения — единственная видимая часть тела модели. Оно целиком скрыто одеждой с заострёнными складками ткани. Его широкие рукава раскинуты как крылья или бурка . Подобная фокусировка на лице — правило в японском портретном искусстве. Оно сочетается с подачей человеческого тела, которое, несомненно, присутствует, но при этом является скрытым, и поэтому не имеющим границ во времени и пространстве.

Эта работа отражает новую манеру в искусстве, сильно отличающуюся от превалировавшего эстетизма предыдущей эпохи Хэйан . Рисунок вьющихся арабесок виноградных лоз на ткани (официального придворного одеяния) — пример свежести без какого-либо формализма или деформации. Нежные и объёмные тени на лице — признак обращения к реализму в раннем искусстве Камакуры.

Влияние

«Портрет » — изображение предпоследнего сёгуна в XIX в. ( 1846 1866 ) выполнено в тех же традициях, что изображение первого в XII в.

Портретное искусство, которое только начало складываться в Японии, в период развития феодальной культуры вошло в большую моду, в связи с чем, вероятно, была создана данная работа. Минамото-но Ёритомо популяризировал его своею властью. Изображение правителя в формальном, но простом придворном платье явилось образцом для многих последующих работ — начиная с Минамото, большинство военачальников стремилось быть изображенными по примеру главы государства. Как результат, к настоящему моменту в японском искусстве имеется огромное количество портретов мужчин в чёрном, порой трудно отличимых один от другого. Хотя и встречались отклонения и исключения, основной канон оставался неизменным до 1868 года (наступления периода Мэйдзи ) .

Примечания

  1. (англ.) . Дата обращения: 11 января 2009. 26 февраля 2012 года.
  2. (англ.) . Дата обращения: 11 января 2009. 26 февраля 2012 года.
  3. (англ.) . Дата обращения: 8 июля 2007. Архивировано из 26 февраля 2012 года.
  4. (англ.) . Дата обращения: 11 января 2009. 26 февраля 2012 года.
  5. (англ.) . Дата обращения: 11 января 2009. 26 февраля 2012 года.
  6. (англ.) . Дата обращения: 11 января 2009. Архивировано из 16 декабря 2005 года.

Ссылки

Источник —

Same as Портрет Минамото-но Ёритомо