Последний дюйм (рассказ)
- 1 year ago
- 0
- 0
Дзётё ( яп. 定朝 дзё:тё: , род. в Хэйан-кё , ум. 1057) — японский скульптор , популяризовавший технику создания композитных деревянных статуй из полых фрагментов, ёсэги ( яп. 寄木造 ёсэги дзукури ) , противопоставляемую производству из единого ствола ( яп. 一木造 итибоку-дзукури ) . Мастер классического японского стиля . Единственная сохранившаяся работа, однозначно идентифицированная как произведение Дзётё — статуя будды Амиды из Бёдо-ина 1053 года; она стала классическим образцом ещё при жизни мастера .
Дата рождения неизвестна . Сын скульптора , начинал карьеру у него в учениках . Впервые имя «Дзётё» появляется в документах в 1020 году . Косё и Дзётё разработали эстетический канон создания изображений будд, сыскавший широкую популярность у высокопоставленных заказчиков, таких как регент Фудзивара-но Митинага , который в 1022 году дал ему за успехи в творчестве высокий монашеский титул хоккё ( яп. 法橋 хоккё: ) , что произошло впервые в истории . Также Дзётё покровительствовал сын регента, Фудзивара-но Ёримити , и дочь, . В период с 1020 по 1054 год Дзётё работал преимущественно на клан Фудзивара . Десятки статуй рук Косё и Дзётё украшали монастырь , в том числе из-под их рук вышли 9 скульптур Амиды высотой 6 сяку ( яп. 丈六 дзё:року , ок. 4,85 м) , стоявшие в Зале Амиды ( яп. 阿弥陀堂 ) ; позднее Дзётё самостоятельно создал статуи для храма Кофуку-дзи . В 1048 за эту работу он получил титул хогэн ( яп. 法眼 хо:гэн ) . Использованная Дзётё технология ёсэги, сборка статуй из полых фрагментов, позволила значительно ускорить работу скульпторов .
Покрытая золотом статуя Амиды из Бёдо-ина входит в список японских национальных сокровищ . Круглое лицо и вся фигура этого будды идеализирована и излучает спокойствие и гармонию, она считается шедевром стиля Ваё . Помимо этого, Дзётё создал множество статуй Амиды для сопутствия хорошему здоровью и благополучным родам у женщин рода Фудзивара . Одно из последних произведений Дзётё — будда Амида из зала Куницунэ ( яп. 邦恒堂 куницунэдо: ) в Сайине ( яп. 西院 ) . Эту статую подробно измерили и записали результаты, чтобы будущие мастера могли точно воспроизвести «идеального будду»; сведения о данной статуе можно найти в сочинении .
Дзётё поддерживал создание передающихся по наследству мастерски́х буссё ( яп. 仏所 ) и держал собственную, в которой по состоянию на 1026 год работало 105 человек, из которых 20 были мастерами-скульпторами, а остальные — их помощниками . Школы Кэй , и появились из мастерских учеников Дзётё .