Interested Article - Степанов, Владимир Иванович (артист балета)

Хореографическая партитура Степанова

Влади́мир Ива́нович Степа́нов (17(29) июня 1866 — 16 (28) января 1896) — артист балета Мариинского театра , создатель .

Биография

В 1885 году окончил Петербургское театральное училище и был принят в петербургскую труппу императорских театров , танцевал в кордебалете Мариинского театра .

Разработал так называемую «нотнолинейную» систему записи балетного танца , зашифровывая каждое движение подобно музыкальным знакам . Ввёл термин «хореографическая партитура» , позднее ставший широко применяемым. При разработке своей системы он в течение двух лет посещал лекции по антропологии и анатомии в Петербургском университете , после чего был командирован за счёт дирекции императорских театров для усовершенствования в Париж, где продолжил работу над своим изобретением. Результатом работы стала изданная в 1892 году в Париже книга под названием «Азбука движений человеческого тела» ( Alphabet des mouvements du corps humain ).

Вернувшись в Петербург, Степанов продемонстрировал свою методику дирекции императорских театров, и специальная комиссия утвердила её. В 1885 году он поставил в Мариинском театре балет на музыку Ц. Пуни « », используя свою систему и восстановив хореографию Жюля Перро 1848 года .

В 1893—1895 годах Степанов был допущен обучать своей методике учеников Императорского театрального училища , а затем командирован в Москву для преподавания в Московском театральном училище . Следуя его системе, ученики записывали и разучивали как небольшие танцевальные фрагменты, так и целые балетные спектакли . Среди учеников, занимавшихся у него танцевальной нотацией, были Александр Горский , Тамара Карсавина , Николай Сергеев — из них последний хорошо освоил и успешно использовал этот метод .

Скоропостижно скончался в 1896 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище ; могила утрачена.

Наследие

Танцовщик, а затем главный режиссёр балетной труппы Мариинского театра Николай Сергеев использовал систему Степанова для записи балетов из репертуара театра, привлекая к работе и других артистов. С 1903 года ему стал активно помогать Александр Чекрыгин , с которым они совместно записали несколько балетов , а затем Николай Кремнёв, Виктор Рахманов и др. Сергеев так активно работал в этой области, что многие стали называть систему его именем. Это вызвало возмущение со стороны вдовы Владимира Степанова, балерины той же труппы , обратившейся с гневным письмом в прессу . Справедливость была восстановлена, а Сергеев продолжил свою деятельность.

После того, как разразилась революция , в 1918 году Сергеев эмигрировал, захватив с собой большой архив, в том числе записи 27 балетов Мариуса Петипа , Льва Иванова и других петербургских хореографов . По этим записям он ставил спектакли в различных европейских театрах. После смерти Сергеева его архив, сменив нескольких владельцев, в 1969 году был продан в Гарвардский университет (США). Все записи из « » находятся в открытом доступе и активно используются балетмейстерами разных стран при восстановлениях классических балетов.

Библиография

  • Alphabet des mouvements du corps humain — Париж, 1892.

Примечания

  1. (англ.) Library of Congress .
  2. (недоступная ссылка)
  3. Дата обращения: 31 марта 2011. Архивировано из 27 ноября 2011 года.
  4. . Дата обращения: 31 марта 2011. 4 марта 2016 года.
  5. . Дата обращения: 31 марта 2011. 1 января 2011 года.
  6. [www.pro-ballet.ru/html/s/sergeev.html (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]
  7. . Дата обращения: 31 марта 2011. 11 ноября 2013 года.
  8. Великий князь Николай Михайлович . Московский некрополь. — С-Пб: Типография М.М. Стасюлевича, 1907. — Т. III. — С. 157.
  9. . Дата обращения: 31 марта 2011. 1 января 2011 года.
  10. «Петроградская газета» № 342, 13 декабря 1915.]
Источник —

Same as Степанов, Владимир Иванович (артист балета)