Interested Article - Матисьяху

Матисьяху , в сефардском произношении — Матитьягу ( англ. Matisyahu ; полное имя Matthew Paul Miller ( Мэтью Пол Миллер ); 30 июня 1979 ) — американский исполнитель регги еврейского происхождения.

Биография

Мэтью Миллер родился 30 июня 1979 года в Пенсильвании , откуда вскоре переехал с родителями в Беркли , Калифорния , затем — в ( ), штат Нью-Йорк . Именно с этим городом связаны его первые детские воспоминания, воплотившиеся позднее в тексте одной из будущих песен — WP с альбома Youth . Мэтью рос во вполне светской еврейской семье , получая либеральное воспитание в традициях реконструктивистского иудаизма . Его родители были социальными работниками — отец занимался проблемами бездомных, мать работала в школе. В скором времени к родительской опеке прибавился контроль со стороны педагогов еврейской школы «Бет ам-Шалом», против которого Мэтью отчаянно бунтовал, несмотря на то, что учился только три дня в неделю. К моменту празднования бар-мицвы , которое с шумом прошло в итальянском ресторане, положение юного Мэтью в школе стало шатким — из-за своего скверного поведения он уже несколько раз оказывался на грани отчисления. В свои 14 лет он отращивал дреды , отлично играл на барабанах и бонго , ловко имитировал ударные инструменты и тянулся в школьном окружении к таким же бунтарям, как и он сам. Тогда же на почве общих музыкальных интересов будущий «регги-хасид» сблизился с хиппи , однако творческие увлечения не были единственным способом самовыражения Мэтью, по-прежнему одолеваемого хулиганскими страстями. Чтобы как-то утихомирить сорванца, родители «сослали» его в лагерь в безлюдной местности штата Колорадо , где наблюдая за красотой Скалистых гор , тот смог бы спокойно обдумать свои поступки. Казалось, что этот поход, а также последующая поездка в Израиль с трёхмесячным курсом обучения в в городе Од ха-Шарон и несколько каникулярных недель на берегах Мёртвого моря помогли ему разобраться в себе и понять, на что лучше направить избыток сил.

MC Truth, будущий Матисьяху

Однако, вернувшись обратно в США, Мэтью, вопреки ожиданиям, продолжил прежний образ жизни, усугубив ситуацию тем, что начал принимать галлюциногены . Однажды он едва не сжёг школьный кабинет химии, после чего решил бросить школу и отправиться путешествовать, сопровождая группу Phish в турне по стране. С трудом, но родителям всё-таки удалось убедить его продолжить образование. Они отправили сына в Бенд, штат Орегон , где в специальной реабилитационной школе, расположенной в пустынной местности, он вместе с другими трудными подростками учился и параллельно развивал свои творческие способности в течение двух лет. Он с головой погрузился в музыкальные занятия, упражняясь в чтении рэпа , вокальном искусстве и битбоксинге — голосовой имитации инструментов, получал артистическую подготовку. Курс «музыкальной психотерапии» не прошёл даром. Мэтью вернулся к нормальной жизни — он купил мотоцикл, устроился работать на горнолыжной базе, где имел возможность вдоволь кататься на сноуборде и участвовать в соревнованиях рэперов в местном кафе. Здесь он успел приобрести некоторую известность, выступая под сценическим псевдонимом MC Truth . Фактически именно тогда он начал нащупывать тот интригующий сплав регги и хип-хопа , который через несколько лет превратит его в самого знаменитого хасида .

Продолжив образование в нью-йоркском колледже « Новая школа социальных исследований », он зачастил в синагогу «Карлебах Шул» ( ). Не забывал Мэтью и о музыке — в Нью-Йорке им была приобретены: специальная аудиосистема для выступлений ( ) и первые пластинки с записями инструментальных версий песен регги для будущей коллекции. В парке Вашингтон-Сквер он случайно познакомился с раввином Довом-Йоной Корном, который с пониманием отнёсся к его исканиям и приобщил к музыкальным традициям евреев-хасидов. В этих песнях молодой исполнитель ощутил огромный духовный потенциал. Именно тогда Мэтью выбрал в качестве нового сценического псевдонима еврейский вариант своего имени, бывший к тому же его школьным прозвищем, — Матисьяху , что в переводе с иврита означает « Дар Яхве » или «Дар Иеговы» (имя одного из лидеров восстания Маккавеев , в греческом варианте — Маттафии Хасмонея ), хотя позже выяснилось, что при обрезании ему было дано имя на идише Файвиш-Гершл .

Какое моё еврейское имя? Мои родители нашли мой сертификат об обрезании и, как оказалось, моё еврейские имя — Файвиш-Гершл. Меня называли Матисьяху уже несколько лет. И к Торе меня вызывали как Матисьяху. Я обратился к своему раввину, и тот сказал: «Все знают тебя только как Матисьяху, твоё имя — Матисьяху».

Религиозные взгляды

Жена певца, Талия Миллер

Подросток, не признававший над собой никаких авторитетов, в конце концов нашёл духовную опору в хасидизме . Своей религиозностью и поддержкой в музыкальной карьере он обязан общине, принадлежащей к движению Хабад Любавич. Религиозное образование получил в рамках девятимесячного обучения в местной иешиве «Хадар-Хатора» ( , буквально — «великолепие Торы»), созданной специально для баалей-тшува (евреев, вернувшихся на путь Торы и заповедей). В лоне хабадского течения иудаизма Матисьяху оставался вплоть до осени 2007, после чего примкнул к другой хасидской группе — Карлин-Столин, известной несколько необычной экспрессивной манерой произнесения молитв. Он ведёт еврейский образ жизни, никогда не работает по субботам и верит в святость каждого прикосновения, поэтому избегает любого контакта с женщинами, даже обычных рукопожатий. Зато практически в каждой гастроли певца сопровождает его верная жена Тали. Тали и Мэтью являются счастливыми родителями двоих детей. В перерывах между гастрольными турами семейство проживает в Нью-Йорке в районе Краун-Хайтс ( ), Бруклин . В декабре 2011 года Матисьяху побрился .

В настоящее время вызывает сомнение факт присутствия «веры в святость каждого прикосновения» — так, на концерте в московском клубе «Arena Moscow» 14 марта 2013 года, Матисьяху прыгнул со сцены в толпу, осуществив так называемый «crowd surfing», во время которого невозможно избежать прикосновений, в том числе, и со стороны женщин. Один из концертов Матисьяху проходил в Петербурге 16 марта 2013 года, то есть в субботу, отсюда мог бы возникнуть вопрос о соблюдении артистом шаббата. Тем не менее, по еврейской традиции день начинается и заканчивается с заходом солнца, поэтому, намеченное на 21 час 15 минут, то есть после захода солнца, выступление Матисьяху никак не противоречило соблюдению субботы.

Особенности стиля

Религиозные и нравственные искания Мэтью Миллера наложили глубокий отпечаток на его творчество и в конце концов позволили занять собственную нишу в музыке. Авторитетом номер один в области хасидской музыки для Матисьяху стал рабби Шломо Карлебах . Вторым главным источником вдохновения для Матисьяху по-прежнему остаётся регги , в первую очередь в его оригинальном варианте, открытом европейцам и американцам Бобом Марли . Уникальность стиля Матисьяху заключается в умении сочетать разнообразные техники исполнения и голосоведения: скороговорки в духе Джона Скэтмена , протяжный вокал, свойственный хасидским напевам — нигунам , упругие ритмы и неожиданные ходы-синкопы, построенные по всем канонам ямайского дэнсхолла и уан-дроп-регги, и, конечно, освоенный им в совершенстве, битбокс. Фирменным знаком певца служат звучащие рефреном «oy va voys», «yiggy-ay-ay-yo» и «we want Moshiach now».

Выход на большую сцену

Выступление на музыкальном фестивале в Роскилле , Дания (2006). На заднем плане — Аарон Дуган.

Гитарист Аарон Дуган (Aaron Dugan), басист Джош Вернер (Josh Werner), барабанщик Джона Дэвид (Jonah David) — эта группа поддержки помогла Матисьяху разобраться с его наработками и подготовить дебютный альбома под названием «Shake Off the Dust… Arise» ( 2004 ). Воспринимавшийся не столько как достойное внимания музыкальное явление, сколько как очередная диковинка, рассчитанная на однодневный успех, Матисьяху не сразу нашёл своего слушателя. Поддержка и уважение со стороны самой разной публики, которое порой удивляло даже его самого, появились довольно быстро, но для того чтобы хоть как-то «отметиться» в чартах, этого было слишком мало. Во время живых выступлений появление на сцене почти двухметровой фигуры музыканта с пейсами из-под ермолки, всклокоченной бородой и свисающими по швам ритуальными пучками нитей — цицит , повергало в шок даже самых искушённых зрителей. Помимо необычного внешнего вида и общего экзальтированного настроения, царящего на концертах Матисьяху, отход от формата проявился также в текстах песен — од во славу иудаизма , звучащих на причудливой смеси английского , иногда с имитацией ямайского произношения, идиша и иврита . Между тем критики сразу разобрались, что к чему, и единодушно отмечали глубокое понимание и отличное исполнение регги, интересные семплы, заимствованные из старых классических регги-записей, искренность и интенсивную эмоциональность песен. Но настоящая известность пришла к певцу после его интервью популярному американскому телеведущему Дэвиду Леттерману ( ). С лёгкой руки другого шоумена, Джимми Киммеля ( ), стиль Матисьяху получил название hasidic hip-hop reggae . Концертная деятельность Матисьяху и компании охватывала на первых порах только территорию Соединённых Штатов, но его харизма, открытость со слушателями, необычный имидж сделали своё дело. Шоу, сыгранное командой в Остине , штат Техас , 19 февраля 2005 года, легло в основу успешного концертного альбома «Live at Stubb’s» (2005). В Америке в течение только первого года объёмы продаж релиза превысили 500 тысяч копий , главным образом благодаря активной ротации на радио хит-сингла «King Without а Crown».

Популярность

Матисьяху раздаёт автографы фанатам на фестивале «Сэсквоч» в , штат Вашингтон (2006)

Наработок для следующего студийного альбома тоже хватало. Оформлением новых идей музыканты занялись в конце 2005 года, с тем чтобы весной 2006-го представить второй лонг-плей «Youth», ставший дебютной записью артиста на мейджор-лейбле . Эта колоритная смесь современного регги, хип-хопа , танцевальных ритмов и традиционной еврейской музыки попала на хорошо подготовленную почву — в руки заинтригованных меломанов — и моментально взлетела на четвёртую позицию американского поп-чарта. По мнению некоторых критиков, второй альбом звучал чересчур гладко, коммерчески, в нём чувствовался точный расчёт на внешний эффект. В то же время основные звуковые достоинства альбома: «вычищенное до блеска» звучание и продуманная структура, — являются заслугой продюсера — Билла Ласвелла . Тогда же, в 2006-м, именитый продюсер и первоначальный состав инструментальной группы Матисьяху под названием Roots Tonic выпустили совместный диск, рассчитанный в основном на любителей даб -музыки. На концертах ему также часто аккомпанируют музыканты группы Dub Trio :

  • Стю Брукс ( англ. Stu Brooks ) — бас-гитара, клавишные, спецэфекты;
  • Ди-пи Холмс ( англ. D.P. Holmes ) — гитара, клавишные, спецэффекты;
  • Джо Томино ( англ. Joe Tomino ) — ударные, клавишные, спецэффекты.

Текущий состав бэк-группы Матисьяху, помимо трёх вышеперечисленных музыкантов, также включает гитариста Аарона Дугана и клавишника Роба Маршера. [ нет в источнике ]

В декабре 2011 года Матисьяху исполнил несколько песен в студии американского Rolling Stone и пообщался с поклонниками

Дискография

Студийные альбомы

Дата выпуска Название Лейбл Высшая позиция в US Billboard US RIAA Certification
12 октября 2004
7 марта 2006 /Or Music/ Epic #4 Золотой
25 августа 2009 Light /Or Music/ Epic
3 июня 2014 Akeda Akeda/Elm City
19 мая 2017 Undercurrent Fallen Sparks Records

Другие записи

Дата выпуска Название Лейбл US Billboard Peak US RIAA Certification
2004 Connective Redirection ( бутлег )
19 апреля 2005 Live at Stubb’s (концерт) /Or Music/ Epic #30 Золотой
7 марта 2006 /Or Music/ Epic
26 декабря 2006 No Place to Be (альбом ремиксов) (CD/DVD) Sony Music #149
21 октября 2008 Shattered ( EP ) Epic

Синглы

Год Название Чарт позиция Альбом
US Hot 100 US Modern Rock UK Singles Chart US Adult Top 40 Hot Digital Songs Pop 100
2006 «King Without a Crown» 28 7 - - 13 27 Live At Stubbs / Youth
2006 «Youth» - 19 - - - Youth
2006 «Jerusalem (Out Of The Darkness Comes Light)»
new version with
- - - - - Jerusalem Single
2009 «One Day» 85 25 - - 61 Light

Участие в других записях

Год Название Тип релиза Трек Примечания
2006 V.A. — Playlist: May 2006 Сборник Fire Of Heaven / Altar Of Earth
2006 P.O.D. — Testify Альбом Roots in Stereo,
Strength of My Life
2006 — The Dropping Альбом Childhood Записан живьём в клубе «The Ribcage»
2006 SoCalled — The SoCalled Seder Альбом 3rd Cup: Yahu
2006 — Come, Listen Альбом Rachamana
2007 V.A. — The Amnesty International Campaign To Save Darfur Сборник Watching The Wheels Трибьют Джону Леннону
2009 Crystal Method — Divided By Night Альбом Drown in the Now
2009 — Easy Star’s Lonely Hearts Dub Band Альбом Within You Without You Трибьют The Beatles
2010 — One Day Сингл One Day Ремикс

Матисьяху в кинематографе

  • Песня «King without a Crown» вошла в саундтрек к фильму Джудда Апатоу « Немножко беременна ».
  • Матисьяху снимался в эпизодической роли хасида в сериале «Buddy Gilbert Comes Alive» (США).
  • Матисьяху принял участие в съёмках фильма про ортодоксальных евреев «Другие люди в чёрном» (The Other Man in Black), вышедшем в 2013 году, где сыграет самого себя.
  • Матисьяху снялся в фильме « Шкатулка проклятия » (2012) в роли Цадока.
  • Песня «Live like a Warrior» стала саундтреком фильма «Прогулки с динозаврами» (2013)

Регалии

  • 2006 — Esky Music Awards от журнала « Esquire » — своеобразное гран-при и звание «Самого привлекательного чудака» ( Most Lovable Oddball ), также назван «наиболее интригующим регги-исполнителем в мире».
  • 2006 (6 мая) — Премия 25-й ежегодной церемонии «International Reggae and World Music Awards» в номинации «Лучший новый исполнитель» года.
  • 2007 — Альбом « Youth » номинирован на премию « Грэмми » в категории «Лучший регги-альбом».
  • 2007 — Израильский журнал «Пнай плюс» включил Матисьяху в список 59-и граждан, составляющих «гордость Израиля».
  • 2007 — Журнал «Billboard» поставил Матисьяху на первую позицию в ежегодном «Top 10 Reggae Artistes», также удостоив его эпитета «хип-хоп-аномалии». К слову сказать, вторую позицию в этом чарт-листе скромно занял регги-исполнитель с Ямайки Боб Марли .

Примечания

  1. от 5 декабря 2007 на Wayback Machine (Дата обращения: 9 августа 2009)
  2. от 16 января 2009 на Wayback Machine (англ.) (Дата обращения: 9 августа 2009)
  3. // The Sydney Morning Herald. — July 17, 2006. 24 сентября 2015 года. (англ.) (Дата обращения: 9 августа 2009)
  4. Wiltz, Teresa. // Washington Post. — 2006. — № 04 . 10 июня 2016 года. (англ.) (Дата обращения: 9 августа 2009)
  5. от 10 ноября 2014 на Wayback Machine (Дата обращения: 9 августа 2009)
    Фотографии этого периода можно найти в Архиве Интернета (Дата обращения: 9 августа 2009)
  6. Anderman, Joan. // The Boston Globe. — 2004. (недоступная ссылка) (англ.) (Дата обращения: 9 августа 2009)
  7. 10 января 2016 года. (англ.) (Дата обращения: 9 августа 2009)
  8. (недоступная ссылка) (Дата обращения: 9 августа 2009)
  9. от 13 марта 2011 на Wayback Machine (Дата обращения: 9 августа 2009)
  10. . Дата обращения: 13 февраля 2012. Архивировано из 13 октября 2013 года.
  11. . Дата обращения: 12 октября 2013. 12 мая 2016 года.
  12. По данным сайта IMDb рост певца составляет 1 м 93 см от 2 сентября 2012 на Wayback Machine (Дата обращения: 9 августа 2009)
  13. от 4 марта 2016 на Wayback Machine (англ.) (Дата обращения: 9 августа 2009)
  14. в социальной сети Facebook (Дата обращения: 9 августа 2009)
  15. (недоступная ссылка) // Rollingstone.ru
  16. (англ.) на сайте Myspace (Дата обращения: 9 августа 2009)
  17. . Дата обращения: 14 апреля 2010. 17 апреля 2012 года.
  18. от 29 января 2017 на Wayback Machine (англ.) (Дата обращения: 9 августа 2009)
  19. от 11 мая 2014 на Wayback Machine (англ.) (Дата обращения: 9 августа 2009)
  20. от 3 июня 2016 на Wayback Machine (Дата обращения: 9 августа 2009)
  21. от 4 апреля 2016 на Wayback Machine (Дата обращения: 9 августа 2009)

Ссылки

Источник —

Same as Матисьяху