Interested Article - Сабу (режиссёр)
- 2020-02-06
- 1
Сабу ( яп. サブ , настоящее имя — Хироюки Танака, яп. 田中博行 , Танака Хироюки , 18 ноября 1964 года , префектура Вакаяма , Япония) — японский режиссёр, сценарист и актёр. Лауреат международных и национальных кинофестивалей.
Биография
Родился в префектуре Вакаяма. Хироюки Танака учился в школе моды города Осака , прежде чем поехать в Токио , чтобы стать профессиональным музыкантом .
Не имеет профессионального кинообразования. Перед тем как выступить в качестве режиссёра, снимался с 1986 года в качестве актёра. Впервые сыграл главную роль в фильме яп. ワールド・アパートメント・ホラ ) режиссёра Кацухиро Отомо в 1991 году. Сыграл второстепенную роль в культовом фильме режиссёра Киёси Куросавы и роли второго плана в нескольких фильмах Такаси Миикэ ( , « Убийца Ити »). Как актёр использует имя, данное при рождении, — Хироюки Танака, играет хладнокровных бандитов. Использует творческий псевдоним «Сабу» как режиссёр и сценарист с 1996 года .
(В ранних фильмах режиссёра обычные люди внезапно оказываются в абсурдных ситуациях и пытаются бежать оттуда в привычный для себя мир. Кинокритики отмечают уникальное визуальное решение и оригинальный юмор фильмов режиссёра . Они часто сравнивают Сабу с другими режиссёрами «поколения Китано», такими, как Киёси Куросава .
Герой фильма «Почтальонский блюз» — заурядный разносчик писем, который встретил старого друга, ставшего наркодилером. Он подбрасывает в сумку почтальона пакет с наркотиками и отрезанный палец. Героя подозревают в убийстве, а сам он оказывается в опасности. В фильме «Несчастная обезьяна» двое преступников решают ограбить банк. Грабёж идет не по плану, но деньги оказываются в руках героя фильма — одного из преступников. Убегая от полиции, он случайно наносит смертельный удар ножом молодой девушке. Эта линия пересекается с другой — трое якудза по ошибке убили лидера противоборствующей банды. В фильме «Вождение» к молодому человеку подсаживаются трое бандитов в масках и приказывают догнать ещё одного члена банды, который бежал, похитив украденные деньги .
Наиболее известным из ранних фильмов режиссёра является «Понедельник». В этом фильме герой, пробудившись в отеле, не может понять, где он находится и что с ним произошло. Постепенно в его сознании всплывают события: вечеринка среди гангстеров, убийство. Целую главу этому фильму посвятил американо-японский киновед Орегонского университета , в своей книге «The Oxford Handbook of Japanese Cinema» . Фильм стал обладателем приза ФИПРЕССИ на Берлинском кинофестивале в 2000 году .
, профессорНачало резкой смены стиля режиссёра кинокритики отмечали в фильме «Колокол благословения» (2002). Главный герой — простой работяга, оказавшийся в жизненном тупике после закрытия фабрики, на которой он работал. Фильм отличается отсутствием динамизма и чёрного юмора, характерных для его прежних работ, критики отмечали его сходство с медленным и лиричным японским артхаусом . Фильм получил приз Берлинского кинофестиваля в 2003 году .
В 2005 году снял фильм «Смертельный побег». Он рассказывает о подростке, который живёт в японском захолустье. Якудза пытаются выкупить землю, чтобы создать здесь «элитный район». Герой сближается с местным католическим священником, про которого говорят, что он убийца, и девочкой, родители которой покончили с собой. В фильме создана мрачная и реалистическая атмосфера. В этом же году поставил фильм «Неудачное ограбление», — два грабителя в канун Рождества, переодевшись в Санта-Клаусов , ограбили банк, но эвакуатор забрал их автомобиль, что заставило их спрятать добычу в камере хранения. Это приводит к непредсказуемым последствиям. В фильме снимались музыканты из идол-группы V6 .
После почти пятилетнего перерыва режиссёр снял в 2009 году политический фильм «Краболов» по Такидзи Кобаяси , написанной в 1929 году, в основе которой лежали реальные события (существует также фильм 1953 года, снятый в стиле социального реализма ), книга была переиздана в 2008 году тиражом в 500 тысяч экземпляров. Фильм рассказывает о борьбе японских рыбаков за свои права. Автор книги состоял в Коммунистической партии Японии , был арестован и умер под пытками. В интервью о фильме Сабу сказал, что не читает мангу и романы, но назвал музыку основным источником вдохновения:
«Когда я пишу сценарий, то всегда во время прослушивания музыки. А когда я использую её в фильме, то музыка играет на радио в автомобиле, или это звук поезда, шум города, а не фоновая музыка».
— America’s First Major Retrospective of Japan’s Explosive Film Auteur Features 6 Films with 1 International Premiere
Фильм получил положительные рецензии кинокритиков .
В 2010 году Сабу поставил фильм «Брошенный кролик». В основе фильма — дзёсэй - манга Юми Униты, выходившая в женском журнале Feel Young с октября 2005 по апрель 2011 года. Герой фильма после долгого перерыва приходит в свой дом на похороны деда. Он встречает в саду девочку, которая является внебрачной дочерью умершего, кто её мать — неизвестно. Никто из родственников не хочет взять к себе девочку, это решает сделать Дайкити. Кинокритики сравнивали фильм с « Малышом » Чарли Чаплина .
В 2013 году Хироюки Танака снял апокалиптический фильм ужасов «Мисс Зомби». В обществе, поражённом загадочным вирусом, появляется новый слой жителей — зомби , но и они разделяются на классы в зависимости от степени агрессивности. Предприниматели пытаются приобщить к труду в домашнем хозяйстве наиболее безобидную часть заражённого населения. Фильм стал победителем фестиваля Фантаспорто в номинации «Лучший фильм», стал обладателем Гран-при на Международном кинофестивале в Жерармере и получил приз жюри на в 2014 году .
Фильм режиссёра «Путешествие Тясукэ» был представлен в конкурсной программе Берлинского международного фестиваля и удостоился нескольких наград фестиваля Фантаспорто. Главный герой фильма — ангел, который приходит в земной мир, чтобы спасти от гибели девушку, в которую он влюбляется . Фильм «Мистер Лонг» был представлен на Берлинском международном фестивале 2017 года .
На Чикагском международном фестивале 2000 года была показана ретроспектива фильмов режиссёра. Ретроспектива фильмов режиссёра, организованная Обществом Японии, также была проведена в США в 2011 году .
Особенности творчества
Судьба всегда является одним из главных героев фильмов режиссёра. Часто персонажи кажутся лишь марионетками в её руках. Для фильма Сабу обычно характерны: серьёзность поставленной проблемы, чёрный юмор. Смех часто вызывает не диалог, а сама ситуация. Сюжетные линии выстроены тщательно и детально продуманы, но часто завершаются абсурдным финалом. Действие обычно происходит линейно, но всегда содержит отсылки к прошлому. Сюжет часто (особенно в ранних фильмах) связан с криминальным миром. Героями ранних фильмов режиссёра являются якудза (при этом сами фильмы основаны на развенчании образа сильной личности подобного героя, который показан как разочарованный и уставший человек , сняты в жанре чёрной комедии). Последние фильмы стилистически более разнообразны, среди них мелодрама , фильм ужасов и лиричный фэнтези . Также Сабу написал сценарий и снял короткий научно-фантастический фильм «A1012K» (2002) .
Главные роли в первых пяти его фильмах сыграл актёр Такэси Китано ) .
, который ранее был известен главным образом как театральный актёр. Когда кинокритик попросил Цуцуми описать Сабу в одном слове, то он ответил: «Гений!». В большинстве фильмов режиссёра присутствует роль для японских актёров и (постоянных актёровФильм «Почтальонский блюз» содержит явные ссылки на классику японского кино, — такие фильмы как « Кайдан » ( Масаки Кобаяси , 1964), « Рождённый убивать » ( Сэйдзюн Судзуки , 1967) и даже « Чунгкингский экспресс » ( Вонг Карвай , 1994). В фильме «Краболов» кинокритики обнаружили цитаты из « Новых времён » Чарли Чаплина и « Метрополиса » Фрица Ланга , « Броненосца Потёмкина » Сергея Эйзенштейна .
Фильмография в качестве режиссёра
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1996 | ф | яп. 弾丸ランナー | режиссёр , сценарист , актёр | |
1997 | ф | яп. ポストマンブルース | режиссёр , сценарист , актёр | |
1998 | ф | Несчастная обезьяна | яп. アンラッキー・モンキー | режиссёр , сценарист |
2000 | ф | яп. Monday | режиссёр , сценарист | |
2002 | ф | Вождение | яп. Drive | режиссёр , сценарист , актёр |
2002 | ф | Колокол благословения | яп. 幸福の鐘 | режиссёр , сценарист |
2002 | кор | A1012K | яп. A1012K | режиссёр |
2003 | ф | яп. ハードラックヒーロー | режиссёр , сценарист | |
2005 | ф | яп. 疾走 | режиссёр , сценарист | |
2005 | ф | яп. ホールドアップダウン | режиссёр , сценарист | |
2009 | ф | Краболов | яп. 蟹工船 | режиссёр , сценарист |
2010 | с | Неудачник | яп. トラブルマン | режиссёр , сценарист |
2010 | ф | Брошенный кролик | яп. うさぎドロップ | режиссёр , сценарист |
2013 | ф | яп. Miss Zombie | режиссёр , сценарист | |
2015 | ф | яп. 天の茶助 | режиссёр , сценарист | |
2016 | ф | Счастье | англ. Happiness — международное прокатное название | режиссёр , сценарист |
2017 | ф | Мистер Лонг | кит. трад. 龙先生 (Ryu-san), англ. Mr Long — международное название | режиссёр , сценарист |
2018 | ф | Джем | англ. Jam — международное прокатное название | режиссёр , сценарист |
Примечания
- Sōichirō, Matsutani. PiC Interview VOL. 001 SABU (англ.) // PiC Internet Magazine : Сборник. — 2011. — 2 June.
- ↑ (англ.) на сайте Internet Movie Database
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ , с. 15—27.
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Sharp, Jasper. (англ.) . Midnight Eye (2002). Дата обращения: 10 ноября 2016. 9 марта 2016 года.
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- (англ.) . Berliner-kuenstlerprogramm des daad (2002). Дата обращения: 24 ноября 2016. 25 ноября 2016 года.
- ↑ , с. 183—184.
- Schilling, Mark. (англ.) . The Japan Times. Дата обращения: 10 ноября 2016. 4 декабря 2014 года.
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- . Berlinale (10 января 2017). Дата обращения: 10 января 2017. 2 февраля 2017 года.
- Hale, Mike. (англ.) . NYTimes (25 января 2011). Дата обращения: 10 ноября 2016. 8 ноября 2016 года.
- ↑ .
Литература
- Klinger, Gabe. (англ.) . Senses of Cinema (ноябрь 2000). Дата обращения: 10 ноября 2016.
- (яп.) . YomiTime. Дата обращения: 10 ноября 2016. Архивировано из 25 мая 2015 года.
- Japan Society. (англ.) . Japan Society (26 января 2011). Дата обращения: 10 ноября 2016.
- Kapur, Jyotsna, Wagner, Keith B. . — New York: Routledge, 2011. — С. 183—184. — 356 с. — ISBN 9780415889056 .
- Miyao, Daisuke. // The Oxford Handbook of Japanese Cinema. — Oxford: Oxford Handbooks, 2014. — С. 15—27. — 496 с. — ISBN 9780199731664 .
- 2020-02-06
- 1