Interested Article - Опера-семисериа

Опера-семисериа ( итал. opera semiseria , букв. — полусерьёзная опера) — жанровая разновидность оперы, занимающая промежуточное положение между оперой-сериа и оперой-буффа.

Особенности

Жанр оперы-семисериа («полусерьезной» оперы) был очень популярен и востребован в Италии в первой трети XIX века . Оперы данного жанра отличались от опер-сериа и мелодрам главным образом, наличием партии баса-буффо и характерным сюжетом, где «сначала честь героини напрасно подвергается сомнению, а в конце при общем ликовании оправдана».

Термин же opera semiseria впервые появляется в начале XIX века как итальянский эквивалент французской «комедии со слезами» (comédie larmoyante).

Первыми образцами жанра семисериа принято считать оперы Фердинандо Паэра «Камилла» («Camilla», 1799) и Симона Майра «Элиза» («Elisa», 1804) .

Жанр «откристаллизовался» в творчестве Джоаккино Россини, прежде всего в « Сороке-воровке ».

Особенности драматургии этого типа итальянской оперы были перенесены в 1810-20-х годах на испанскую оперную сцену и своеобразно претворены Карнисером. Пять из тринадцати опер композитора написаны именно в этом жанре и имеют соответствующий подзаголовок: «Адель Лузиньянская» (1819), «Елена и Константин» (1821), «Наказанный распутник, или Дон Жуан Тенорио» (1822), «Елена и Мальвина» (1829), «Исмалия, или Смерть от любви» (1838).

Черты же её (проникновение комического элемента в серьёзную оперу и наоборот) проступали уже в оперном искусстве XVII в. (римская, венецианская, неаполитанская школы), но термина «семисериа» ещё не существовало, так как не было и термина «сериа».

Композиторы

К жанру Оперы-Семисериа относятся некоторые оперы Алекссандро Скарлатти ; её признаки прослеживаются в творчестве Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, В. Мартин-и-Солера и др. композиторов 2-й пол. 18 в.

Апогеем жанра считается «Сорока-воровка» Джоаккино Россини (1817). Исполняется в Санкт-Петербургской филармонии в рамках международного проекта Национального оперного центра «Опера-гала. Солисты оперных театров мира в Санкт-Петербурге»

В XIX в. этот термин постепенно исчезает из обихода, хотя традиции опер-Семисериа ощутимы в веристских операх ( Р. Леонкавалло , П. Масканьи , Дж. Пуччини ).

Литература

  • Budden J. Opera Semiseria // The New Grove Dictionary of Opera [in 4 vols.] / Ed. by S. Sadie. Vol. 3. London, 1998. P. 697.
  • Jacobshagen A. Opera semiseria. Gattungskonvergenz und Kulturtransfer im Musiktheater. München, 2005. S. 131—205.
  • Кречмар Г., История оперы, пер. с нем.. Л.. 1925
  • Материалы и документы по истории музыки. |С6. пер.|, т. 2, под ред. М. В. Иванова-Борецкого. М., 1934.
  • Музыкальный энциклопедический словарь, 1990

Примечания

  1. Поспелова Анастасия Федоровна. // Искусство музыки: теория и история. — 2012. — Вып. 4 . — С. 65–78 . 17 мая 2021 года.
  2. . www.philharmonia.spb.ru . Дата обращения: 17 мая 2021. 17 мая 2021 года.
Источник —

Same as Опера-семисериа