Банзе, Эвальд
- 1 year ago
- 0
- 0
Э́вальд Ка́рлович Риб ( нем. Ewald Rüb ; 1930 — 2003 ) — российский поэт , прозаик , автор пяти книг стихов, прозы и педагогических этюдов. Скрипач- педагог с более чем 35-летним стажем, выдающийся популяризатор музыки и литературы среди детей и юношества, многолетний руководитель литературного объединения Карталинского района Челябинской области .
Эвальд Карлович Риб родился 10 марта 1930 в селе Нидермонжу , расположенном в АССР немцев Поволжья (ныне — Бобровка , Марксовский район Саратовской области). Отец, Карл Карлович, был мастеровитым сапожником. Первые уроки музыки маленький Эвальд получил в деревне, где самоучкой научился играть на балалайке и мандолине . При деревенской школе был организован , которым руководил местный скрипач, рано заметивший талант мальчика и пригласивший его в оркестр. Стихи Эвальд начал писать рано, на немецком, под впечатлением школьной программы. Мальчика хвалили и пророчили ему большое будущее.
Счастливое детство прервала Великая Отечественная война : осенью всю автономную республику немцев Поволжья выселили в Сибирь и Казахстан . Как впоследствии вспоминал сам Риб:
Очередь нашей семьи пришла 9 сентября 1941 . На подводы грузили вещи, малолетних детей и стариков, остальные шли пешком за телегой в сопровождении вооружённых солдат и офицеров.
Рибы попали в село Луговое Алтайского края , в 60 километрах от Барнаула . Вся семья Эвальда работала в трудармии : отец — на военном заводе, старший брат — на лесоповале , средний — в шахте, а сестра — на заводе, где делали снаряды. Старший брат Александр погиб в самом начале войны от взорвавшейся бомбы на Гомельском направлении. Маленький Роберт в возрасте 5 лет умер от скарлатины на Алтае.
Во время войны Эвальд с матерью остались одни, и 12-летний мальчик заменил отца — перенял его искусство и стал сапожником-модельщиком, принявшись за шитьё на заказ красивой обуви. Эта работа «кормила» их с матерью и давала возможность помочь родным трудармейцам: им высылали табак, на который можно было выменять продукты. На эти тяжёлые годы о стихах и музыкальных занятиях пришлось забыть.
После того как от непосильного труда в 1946 умер отец, брат Давид собрал семью на 205 шахте в 6 километрах от Копейска ( Челябинская область ), где он работал в забое. Братья купили Эвальду скрипку и освободили его от каторжной работы. Он начинает учиться в вечерней (общеобразовательной) и музыкальной школах города Копейска , куда приходилось ходить пешком. Оказавшись на новом месте и налаживая отношения с одноклассниками и соседями, Эвальду пришлось в сжатые сроки осваивать новый для себя русский язык . О страданиях этих дней он впоследствии расскажет в пронзительном биографическом стихотворении «Обида».
…Казалось — всё вокруг во мгле,
Упал в траву я, как подбитый,
Прижался к матери-земле
И думал, плача от обиды:
Когда ж сердца их отбомбят
За всех, что с фронта не писали?
С годами понял я ребят,
И кто я есть, они узнали.
Музыкальную школу Риб закончил за 2,5 года и продолжал брать частные уроки в Челябинске у концертмейстера первых скрипок симфонического оркестра Серафимы Борисовны Фахторович. Одновременно с учёбой он работал в небольшом оркестре кинотеатра Копейска, исполнявшем музыку перед демонстрацией фильмов. Там же, в Копейске, в 1954 Эвальд Риб начал свою педагогическую карьеру, занимаясь с питомцами местной музыкальной школы.
С 1946 по 1956 все советские немцы были под комендатурой, не имея права без разрешения выезжать даже в ближайшие сёла. Эвальду не всегда удавалось получить разрешение на выезд в Челябинск , из-за чего он испытывал много неприятных моментов, вплоть до ареста. Неудачей окончилась и попытка поступления в Челябинское музыкальное училище : Эвальд получил отказ, поскольку плохо говорил по-русски и не владел русской грамотой. Стремясь помочь своему ученику, Фахторович позвонил в Магнитогорск , директору Магнитогорского музыкального училища (ныне — консерватория ) С. Эйдинову . Магнитка нуждалась в скрипачах, и судьба Риба была решена: в 1955 он был зачислен на I курс струнного отделения.
Годы учёбы в Магнитогорске были счастливыми: преподаватели музыкального училища отнеслись к новосёлу со всей душой. Эйдинов и весь педагогический коллектив создали все условия для успешной учёбы и творчества Эвальда Риба, при этом в стенах училища не было проявлений национальной вражды. Своё участие в судьбе Риба проявили такие преподаватели, как педагог по классу скрипки Ф. Форшток и «предметники» Н. Кондратковская , Н. Маклецова, Т. Яес, вдохновлявшие своего ученика и помогавшие ему как можно быстрее изучить русский язык . Впоследствии Эвальд стал не только писать на русском (хотя первые стихи писал только на немецком ), но и думать на этом языке.
В 1959 году в жизни Эвальд Риб окончил музыкальное училище по классу скрипки и альта , а в апреле женился на студентке музыкального училища Нонне Костериной (она окончила учёбу годом ранее). В том же году вместе с композитором Иваном Шутовым Риб написал «Песню о Магнитке», которую на государственном экзамене Шутова исполняла Магнитогорская капелла под управлением С. Г. Эйдинова .
Люблю в загаре золотом
Твою ступенчатую гору,
В душе моей горит цветком
Магнитогорск — любимый город.
В эти годы Рибом было написано много стихов о природе уральского края, о любви к городу Магнитогорску . Многие из стихов впоследствии были положены на музыку местными композиторами, в результате чего родились популярные на Южном Урале песни.
В 1957 году , параллельно с учёбой, Эвальд Риб начал работать в музыкальной школе № 1 г. Магнитогорска как педагог по классу скрипки. Наряду с этим он работал в студенческом симфоническом оркестре и в оркестре драмтеатра им. А. С. Пушкина . Директор музыкальной школы, фронтовик И. Минин с большим уважением и вниманием отнесся к молодому педагогу-скрипачу, зачислив его в штат сразу по окончании училища. Педагог Эвальд Риб набрал большой класс, а администрация школы приобрела инструменты, в том числе первоклассный альт , которым Эвальд Риб мог пользоваться постоянно, до покупки своего личного. Любви к скрипке и скрипичному исполнительству Эвальд посвятил немало своих стихотворений, в том числе миниатюру «Четыре звука».
В этом звуке — я горю,
В этом звуке — стынет кровь,
В новом звуке я умру,
А в другом — воскресну вновь!
В 1964 — 1968 годах Эвальд Риб заочно учился в Государственном институте искусств Киргизской ССР имени Курмангазы . Росло мастерство педагога, росли его ученики. Риб являлся одним из организаторов клуба юных музыкантов в ДМШ № 1 — КЮМ, благодаря работе которого раскрывались творческие способности маленьких музыкантов, расширялся их кругозор. В общении с детьми была необходимость не только играть, но и говорить, активизировать образное мышление ученика. В результате родились особые музыкально-литературные темы для занятий: «Разбуженная скрипка», «Поющие народы». Методика преподавания и общения с детьми была осмыслена Эвальдом Рибом и изложена в методической работе «Не засушить цветок», которая отразила суть его музыкально-педагогической концепции.
Многолетний педагогический труд Риба не остался незамеченным: в 1972 он награждён знаком «Победитель соцсоревнования», а в 1983 — медалью «Ветеран труда». В конце семидесятых годов Риб начал работать в новой музыкальной школе № 4 Магнитогорска, расположенной на городских новостройках, где проработал до самого выхода на пенсию в 1991 году .
Свою литературную деятельность Эвальд Риб начал в Магнитке, ещё будучи студентом музыкального училища. На поэтически настроенного юношу обратила внимание педагог-литератор училища Нина Кондратковская , уже тогда являвшаяся видной поэтессой. С этого времени до самой своей кончины она была учителем и наставником в поэзии для Эвальда Риба.
В 1958 Эвальд Риб вступил в литературное объединение Магнитогорска, руководителем которого был Николай Воронов . С этого времени педагог-музыкант становится постоянным участником литературной жизни города. В 1960 поэтические подборки Риба начали появляться в местных газетах. В семидесятые о его творчестве узнали и читатели зарубежья: в 1976 и в 1980 его детские рассказы были переведены на немецкий язык и напечатаны в альманахах московского издательства «Прогресс».
Значительную роль в литературной судьбе Эвальда Карловича сыграл поэт и прозаик Владилен Машковцев , который в 1971 — 1992 являлся ответственным за пропаганду художественной литературы в Магнитогорске. По путёвкам Челябинской областной писательской организации Эвальд Риб проводил большое количество массовых музыкально-просветительских лекториев, концертов в городских и пионерских лагерях, в школах, клубах, в цехах заводов города. В своих выступлениях он затрагивал разнообразные темы жизни города и страны. Он выступал не только как поэт-просветитель, но и как скрипач, превращая свои встречи в интересные музыкально-поэтические композиции.
В 1990 — 2000 Эвальд Риб живёт в пригороде Магнитогорска (с. Анненское, Карталинский район Челябинской области ) на своей «литературной даче». Он много и вдохновенно пишет, общается с сельчанами, работает с малышами в детском саду, преподает в ДМШ г. Карталы и руководит литературным объединенем Карталинского района. В 1993 в свет выходит его первая книга детских стихов и рассказов «Капли весны», за которой в короткий срок последовали ещё четыре авторских сборника! Карталинскому краю и своим односельчанам Риб посвятил много стихотворений, поэтических миниатюр, вошедших в сборники «Радуга жизни», «Анненские лебеди», «Есть большая родина любви», «Разбуженная скрипка». В эти годы Эвальд Риб много выступает со своими стихами на Карталинском телевидении, он неизменный участник концертов, фестивалей, конкурсов. В эти годы он проявил себя и как литературный редактор: в 1993 под его руководством в магнитогорском издательстве «Магнит» в свет вышел сборник стихов жителей села «Подснежник», а годом позже — авторский сборник стихов «Мой светофор», принадлежащий перу его ученицы, 9-летней (!) Наташи Самолётовой.
По состоянию здоровья в 2001 Эвальд Риб возвращается в Магнитогорск. В последние годы своей жизни у него было много творческих идей: подготовлена к изданию книга детских стихов, задуман цикл рассказов о встречах и сотрудничестве с литераторами Магнитки и Урала, созданы черновые наброски школы поэтического творчества для ребят, пробующих себя в литературном творчестве. Но этим планам не суждено было сбыться: 2 января 2003 Эвальда Карловича не стало. Своеобразным завещанием поэта, нашедшего свою вторую родину на Урале , стали эти четыре строчки, принадлежащие его перу:
- Пусть у меня родных в Магнитке нет,
- но на могилу придут ко мне:
- и рыжий вечер, и синий рассвет,
- и ветер, что дремлет в стороне.
Стихи и рассказы Эвальда Риба, которым присущ проникновенный лиризм и глубина чувств, порой граничащая с трогательной наивностью, широко известны как в Челябинской области , так и за её пределами. Помимо местных газет « Магнитогорский металл », « Магнитогорский рабочий », «Карталинская новь», он широко сотрудничал с немецкоязычными изданиями Поволжья; кроме того, ряд его сочинений опубликован в различных немецкоязычных изданиях издательства московского издательства «Прогресс» и Германской Демократической Республики . Многие стихи Риба, воспевающие родной край, легли в основу многих песен популярных уральских композиторов.
На протяжении многих лет Эвальд Риб вёл разнообразные творческие кружки, пестуя и наставляя как юных, так и взрослых начинающих литераторов. Так, в 1990 , сразу по переезде в село Анненское, он организовал литературное объединение для его жителей, ставшее центром литературной жизни всего Карталинского района. Итогом этой работы стали сборник стихов сельских поэтов «Подснежник» и дебютная книжка юной анненской поэтессы Наташи Самолётовой «Мой светофор».
Помимо литературных трудов, Эвальд Риб является автором многочисленных педагогических этюдов в стиле В. Сухомлинского . Все эти работы рождены на основе многолетнего опыта магнитогорского наставника в области педагогики гуманного сотрудничества, которой он был предан в течение всей своей педагогической работы.
В этюдах Эвальда Карловича Риба, по моему мнению, затронуты животрепещущие темы нравственного воспитания детей… Вызвать живой интерес у ребят к музыке, увлекать их, но не развлекать…
— Народный артист и заслуженный деятель искусств РСФСР Семён Эйдинов ( 1983 )
Нелегко было внутренне «раскрепоститься» Э. Рибу в молодости, но потом пришли и смелость, и умение выступать в любой аудитории. Любовь к детям, «педагогическая жилка» привели и к литературным творческим поискам. Эвальд Карлович предан любимому делу, весь стаж его непрерывный, на одном посту. Его выпускники играют в симфонических оркестрах, преподают в музыкальных школах и училищах и не теряют дружеских, поистине родственных связей с любимым учителем.
Весь творческий поиск Эвальда Карловича выражался постоянно именно стремлением к чистому и прекрасному, хотя действительность была часто жестокой, серой, занудной. Вся жизнь и творчество Эвальда Риба — это камертон, по которому дети, люди могут настраивать свои души и сердца.
Эвальд Карлович был мастером выступлений. Его колоритная внешность с седой гривой волос, высокий артистизм, ораторский талант, а главное — истинное откровение и задушевность сразу покоряли любую аудиторию от мала до велика. Эвальда Карловича нет с нами. Но остались его многочисленные музыканты-ученики, небольшие по объёму, но очень солнечные книги и благодарная добрая память.
— Поэт, член Союза писателей России Александр Павлов ( 2003 )
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|