Interested Article - Очурдяп Мангдаев

Очурдяп-Николай Мангдаев (Очуршап, Очуржап, Очирьяп, Очырьян) – Князь Второй Чуйской Волости . Проповедник буддизма на Алтае . При его правлении решались историческая судьба теленгитов, сохранение их исконной территории проживания и острые проблемы землеустройства. Очурдяп сыграл важную роль в налаживании торговых связей между русским купеческим и китайским, благодаря чему, Кош-Агач стал торговым центром на территории Горного Алтая .

Детство и юность

В семье князя Мангдая Чычканова родился сын, которого крестили . Позже наследник девять месяцев обучался "врачебному искусству" у одного из буддийских лам в Монголии . Там же он получил имя Очурдяп. Крестился в Кош-Агачской Петропавловской церкви с именем Николай

Политика

Принятие княжества

В июне 1878 года Очурдяп подписал предписание о вступлении в должность зайсана Второй Чуйской Волости .

Буддизм на Алтае

25 (12) июня 1885 года во Вторую Чуйскую Волость прибыли монгольские ламы, которых пригласил сам Очурдяп. Он хотел, чтобы теленгиты , также как и он, приняли буддизм . Ламы провели молебен и установили три юрты, в качестве временного «храма», в которых для богослужений были расставлены изображения бурханов. Всем пришедшим были подарены ленточки с текстами молитв и изображением Будды. Также Очурдяп планировал, что летом 1886 года примет монашеский сан и стать "настоятелем Чуйской кумирни" .

Алтайские казахи

В конце 1880-х гг. в Чуйскую долину переселились казахи из рода Сарыкалдаков. В своей волости их принял Очурдяп . В 1893 году на Чую прикочевало порядка 100 кибиток казахов Чингистайского рода. Они являлись российскими подданными и были приписаны к волостям Семипалатинской области. Переселенцы вели себя на Чуе весьма агрессивно. Их появление повлекло за собой дальнейшее стеснение теленгитов «в зверопромышленности и в сборе кедровых орех». На этот раз русские власти по настоянию Очурдяпа приняли соответствующие меры, и большая часть казахов была выдворена в 1894 г. за пределы Горного Алтая. Однако часть из них сумела закрепиться на Чуе. По переписи 1897 г., в Чуйской долине проживало 559 казахов. В 1898 и 1900 годах киреиты, прикочевавшие на Чую в 1879 году, были поэтапно приняты в российское подданство и приписаны ко Второй Чуйской Волости. Отныне они должны были выплачивать Очурдяпу ежегодно 500 рублей за пользование пастбищными угодьями. Абдульдо Сарыколдаков - предводитель сарыкалдаков с 1902 года не бросал идею об образовании собственной волости . Данный конфликт продолжит решать сын Очурдяпа – Кудайберген-Павел, но и он не сможет положить конец этой истории .

Кара-Кёбёки

В 80-х годах в следствии большого кровавого восстания на территории современной Тывы во Вторую Чуйскую Волость бежала семья, которую Очурдяп принял и выделил в отдельный сеок Кара-Кёбёков .

Семья

Наследник родился в 1883 году, он получил имя Кудайберген . Позже сын был крещён в той же Петропавловской церкви и получил имя Павел .

Память

  • Бронзовый памятник в Цэнгэле , сделанный в честь 90 летия Баян-Ульгия скульптором П. Дэлгэрсайхан.
  • В 2014 году одна из улиц села Кокоря была переименована и стана называться «улица Зайсана-Очурдяпа» .
  • Стела в селе Кокоря , поставленная в честь 150 лет со дня подписания Чугучакского протокола .
  • 22 апреля 2019 года в селе Кокоря республики Алтай прошли состязания по стрельбе из лука, посвященные 175-летию со дня рождения князя Очурдяпа Мандаева и пятилетию открытия памятной стелы зайсану .


Литература

  • В составе Томской губернии: История Республики Алтай в документах Государственного архива Томской области. XIX-начало ХХ веков/ редкол.: А.В.Большакова идр.; сост.:В.И.Марков и др.; худ.: В.В.Сальников. - Горно-Алтайск: Горно-Алт.
  • Миссионерство на Алтае и Киргизской степи в 1885 году. — Томск : Типо-литография Михайлова и Макушина, 1886. — 94, [2], 26 с., [8] л. ил., табл. ; 20 см. — На с. 94 сост. отчета: начальник миссий Томской епархии, Макарий, епископ Бийский.
  • Бидинов, К. Зайсаны второй Чуйской волости / К. Бидинов // Чуйские зори. - 2010. - N 1 (7 янв.). - С. 3.
  • Л.П. Потапов. Очерки по истории алтайцев. М.-Л.: 1953. 444 с. [2-е изд.]
  • Эрjинелÿ Эре-Чуй / К. А. Бидинов, В. К. Майхиев, Т. Т. Яйтынов – Горно-Алтайск, 2000. – 160с.
  • "Прошлое и настоящее Чуйской земли" / В. К. Майхиев - ООО "Круиз", Республика Алтай, 2022
  • Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное развитие / редколл. Н.В. Екеев (отв. ред.), Н.М. Екеева, Э.В. Енчинов; НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. - Горно-Алтайск, 2014. - 464 с. + 3 цвет. вкл. ISBN 978_5_903693_13_9

Примечания

  1. В. К. Майхиев Прошлое и настоящее Чуйской земли : ООО «Круиз», Республика Алтай, 2022.
  2. Миссионерство на Алтае и Киргизской степи в 1885 году. — Томск : Типо-литография Михайлова и Макушина, 1886. — 94, [2], 26 с., [8] л. ил., табл. ; 20 см. — На с. 94 сост. отчета: начальник миссий Томской епархии, Макарий, епископ Бийский.
  3. Миссионерство на Алтае и Киргизской степи в 1885 году. — Томск : Типо-литография Михайлова и Макушина, 1886. — 94, [2], 26 с., [8] л. ил., табл. ; 20 см. — На с. 94 сост. отчета: начальник миссий Томской епархии, Макарий, епископ Бийский. Стр. 27.
  4. Слово об Алтае : История. Фольклор. Культура Бедюров, Бронтой Янгович, 1990. Стр. 146.
  5. Тенгереков И. С. «Кӧбӧки», журнал «Мой Алтай» № 3, 2013 г., Стр. 48.
  6. ГАТО. Ф.3. Оп.2 Д.1881. Л.28-29. Подлинник. Рукопись.
  7. В составе Томской губернии: История Республики Алтай в документах Государственного архива Томской области. XIX-начало ХХ веков/ редкол.: А.В.Большакова идр.; сост.:В.И.Марков и др.; худ.: В.В.Сальников. - Горно-Алтайск: Горно-Алт.
  8. Миссионерство на Алтае и Киргизской степи в 1885 году. Стр. 25.
  9. Археология, этнография и антропология Евразии, номер 4 (2003 г.): И. В. Октябрьская «Казахи Южного Алтая». Стр. 143.
  10. ГАТО. Ф.3. Оп.44. Д.3216. Л.65. Подлинник. Рукопись.
  11. ГАТО. Ф.3. Оп.44. Д.3216. Л.170 з-170 и. Подлинник. Рукопись
  12. Слово об Алтае : История. Фольклор. Культура Бедюров, Бронтой Янгович, 1990. Стр. 152.
  13. Государственный архив Республики Алтай. Ф. 19 «с» Оп. 1 «с». Д. 220. Л. 6.
  14. Дата обращения: 26 сентября 2022. 26 сентября 2022 года.
  15. Эрjинелÿ Эре-Чуй / К. А. Бидинов, В. К. Майхиев, Т. Т. Яйтынов – Горно-Алтайск, 2000. – 160с
  16. . Дата обращения: 3 июня 2022. 1 июня 2022 года.

Комментарии

  1. Далее в примечаниях представлена информация об архивном документе и ссылка на литературное издание, в котором можно найти этот документ
  2. Далее в примечаниях представлена информация об архивном документе и ссылка на литературное издание, в котором можно найти этот документ
  3. Далее в примечаниях представлена информация об архивном документе и ссылка на литературное издание, в котором можно найти этот документ

Ссылки

Источник —

Same as Очурдяп Мангдаев