Interested Article - Бассо, Себастьян

Титульный лист трактата Себастьяна Бассо Philosophiae naturalis adversus Aristotelem

Себастьян Бассо (Sébastien Basson или Basso) — французский врач и натурфилософ конца XVI — начала XVII века, один из предшественников механистической философии и ранних сторонников атомизма .

Биография

Годы рождения и смерти Бассо неизвестны. Только на основании косвенных данных можно установить, что он родился между 1577 и 1583 годами в городе Мец на северо-востоке Франции . Образование получил в иезуитской академии в Понт-а-Муссоне , образованной в 1572 году. Скорее всего, до 1610 года принял кальвинизм . Между 1611 и 1625 гг. Бассо преподавал риторику в кальвинистской академии в городе Ди , центре французского кальвинизма. Антиаристотелевские взгляды Бассо были известны лидерам его религиозной общины, и в 1620 он был вызван в Женеву для объяснения с кальвинистскими теологами. Постоянные трения с руководителями академии привели к тому, что в 1625 году Бассо был вынужден покинуть Ди. Куда при этом он уехал и сколько после этого прожил, остаётся неизвестным.

Основное сочинение Бассо «Двенадцать книг по натуральной философии против Аристотеля » было издано в Женеве в 1621 году . Бассо отрицал аристотелевское разделение Вселенной на надлунную и подлунную области. По его мнению, вся материя состоит из четырёх типов атомов , соответствующих элементам земли, воды, воздуха и огня. Считал, что атомы могут объединяться между собой в молекулы . В отличие от Демокрита и Эпикура считал пространство между атомами не пустым, а заполненным тонкой материей, отождествлённой им с пневмой стоиков — особой субстанцией, аналогичной огню. Таким образом, можно сказать, что учение Бассо соединяет две конкурирующие натурфилософские теории античности — эпикуреизм и стоицизм . Предполагается также значительное влияние Джордано Бруно .

Следуя стоикам, Бассо полагал, что потоки пневмы на Землю отвечают за астрологические влияния небесных тел на земные события . При этом вещество небесных тел со временем убывает, что приводит к гибели всего мира, за которым вновь следует его рождение — концепция, которая также свойственна стоикам . Однако, в отличие от стоиков, не считал небесные тела живыми существами, движущимися подобно рыбам в море или птицам в воздухе: по мнению Бассо, планеты переносятся потоками космической материи — пневмы. Признавал возможность орбитального движения Земли . Вселенную считал ограниченной твёрдым небосводом .

Считал возможным существование давления воздуха. Предполагал, что ускорение падающих тел обусловлено увеличением давления воздуха над телами и уменьшению сопротивления воздуха под ними .

Полагал, что действие тел друг на друга в этой системе осуществляется также только через из взаимный контакт. Все изменения в материи считал результатом движения и перераспределения атомов . В этом отношении его можно считать одним из предшественников механистической философии .

Натурфилософские взгляды Бассо были известны Гассенди и Декарту . Предполагается значительное влияние Бассо на натурфилософию Декарта .

Примечания

  1. , p. 38.
  2. В ранней литературе утверждалось, что это сочинение впервые было издано в Риме ещё в 1574 году. В настоящее время эта датировка считается опровергнутой (Lüthy 1997, p. 30)
  3. . Дата обращения: 9 мая 2013. 7 мая 2013 года.
  4. , p. 73.
  5. , с. 54.
  6. , с. 437.
  7. , p. 157.
  8. , p. 151.
  9. «He tends to attribute the ecliptic to the movement of the earth» (Thorndike 1941, p. 387)
  10. , p. 387.
  11. , p. 388.
  12. , p. 152.

Литература

  • Зубов В. П. Из прошлого атомистической теории (Атомистика и химия в XVII в.) // Космос и душа. Учения о природе и мышлении в Античности, Средние века и Новое время: Исследования и переводы. Под ред. А. В. Серёгина. — М. : Прогресс-Традиция, 2010. — Т. 2 . — С. 436—437 .
  • Косарева Л. Н. Социокультурный генезис науки Нового времени. Философский аспект проблемы. — М. : Наука, 1989. — С. 53—54.
  • Barker P. Stoic contributions to early modern science // Atoms, pneuma and tranquillity: Epicurean and Stoic Themes in European Thought, edited by M. Osler. — Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1991. — P. 135–54.
  • Barker P., Goldstein B. R. // Centaurus. — 1984. — Vol. 27. — P. 148-164.
  • Lüthy C. // Early Science and Medicine. — 1997. — Vol. 2. — P. 1-73.
  • Meinel C. // Isis. — 1988. — Vol. 79. — P. 68-103.
  • Nielsen L. O. // Meaning and Inference in Medieval Philosophy. Synthese Historical Library. — 1988. — Vol. 32. — P. 297-369.
  • Thorndike, L. A History of Magic and Experimental Science. Volume VI: The sixteenth century. — New York: Columbia University Press, 1941. — P. 386–389.

Ссылки

  • Под редакцией Ф. В. Константинова. Бассо // Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . — 1960—1970.
  • Leclerc I. (англ.) . 10 мая 2013 года.
  • Rattansi P. M. (англ.) .
Источник —

Same as Бассо, Себастьян