Новая волна (музыка)
- 1 year ago
- 0
- 0
Британская новая волна ( англ. British New Wave ) — направление в кинематографе Великобритании конца 1950-х — середины 1960-х годов , являющееся составной частью общеевропейского (а позже — практически всемирного) процесса критического переосмысления как форм, методов, так и самих задач, решаемых этим видом искусства. Название было заимствовано из французского языка — La Nouvelle Vague , термина, обозначающего аналогичное явление во французском кино .
Кинематограф Великобритании в середине 1950-х годов переживал очередной кризис, названный позже «депрессивным периодом» ( англ. doldrums era ), вызванный сразу несколькими факторами. Массовое развитие получило телевидение, традиционно сильным и популярным оставался английский театр. Творческое и финансовое влияние оказывал Голливуд , с одной стороны, наполняя рынок качественными зрелищными лентами на английском языке, с другой стороны, отвлекая высокими гонорарами лучшие режиссёрские кадры Королевства . Несколько молодых критиков регулярно высказывали свои соображения на этот счёт сначала в малотиражном журнале «Sequence», а позже в достаточно влиятельном « Sight and Sound ». Вокруг этих изданий сформировалась группа единомышленников, в которую, среди прочих, входили Линдсей Андерсон , Карел Рейш , Тони Ричардсон , имевшие достаточный опыт создания короткометражных и документальных фильмов. В 1956 году при Британском институте кино они организовали просмотр своих короткометражных работ, не имевших перспектив коммерческого проката . Программа, которая была названа « Свободное кино », сопровождалась манифестом для привлечения внимания СМИ . Публикации в прессе обеспечили мероприятию посещаемость зрителя и успех, в ближайшие три года было подготовлено и показано ещё пять программ. Главными их героями становились люди из так называемых «низших» социальных классов в их повседневной работе и на отдыхе . Представленные фильмы оказались близки большинству зрителей благодаря понятной им социальной тематике. Для аудитории определённой неожиданностью, доходящей до эпатажа , стало изложение любого сюжета абсолютно с личных точек зрения авторов, которые иногда противоречили догмам общественной морали, естественным для «формального» кинематографа тех лет.
Важным фактом формирования национальных особенностей направления стало совпадение его по времени с развитием аналогичных тенденций в художественной литературе и драматургии, выразители которых получили название Рассерженные молодые люди ( англ. Angry young men ). Этапной для этой творческой идеологии стала пьеса « Оглянись во гневе » Джона Осборна . Автор и последовавшие за ним коллеги клеймили классовые барьеры, истеблишмент , контролирующий, на их взгляд, все сферы общественной жизни и умышленно отупляющий рабочий класс, делающий его покорным . Воплотить эти идеи на киноэкране стало возможным после создания Осборном и Ричардсоном независимой студии «Woodfall». Безусловно, первой выпущенной картиной стала экранизация «Оглянись во гневе» , премьера которого состоялась в мае 1959 года. Тремя месяцами ранее в британский прокат вышел фильм « Путь наверх » (режиссёр — Джек Клейтон ). Именно эти киноленты знаменуют фактическое зарождение Британской новой волны.
Таким образом, главным объектом внимания как «рассерженных», так и молодых кинематографистов стал рабочий класс , который к началу 1950-х годов действительно получил в Великобритании реальную экономическую независимость и социальное влияние. В фильмах участие героев из этой среды сместилось от эпизодов, где ранее они эксплуатировались зачастую как комические персонажи, к центральным ролям в настоящих бытовых драмах (так называемая « драматургия кухонных моек » англ. kitchen sink drama ) . Для сравнения, Французская новая волна , например, не характеризовалась такими жёсткими социальными границами и предлагала реалистический анализ жизни общественных групп от преступников (« На последнем дыхании » и « Посторонние ») до детективов (« Украденные поцелуи »), от сельских провинциалов (« Красавчик Серж ») до надменных парижан (« Две или три вещи, которые я знаю о ней »).
Показательно, что прямое противопоставление пролетариата и среднего класса отражено только в двух первых упомянутых фильмах Британской новой волны. В дальнейших кинопроизведениях рассматривались конфликты внутри данной социальной группы: небогатых, малоквалифицированных пролетариев, склонных к криминалу и (или) гедонизму (« В субботу вечером, в воскресенье утром », 1960 год, режиссёр — Карел Рейш, « Одиночество бегуна на длинные дистанции », 1962 год, режиссёр — Тони Ричардсон) в противостоянии с рабочими респектабельными, обученными, «высоконравственными» (« Такого рода любовь », 1962 год, « Билли-лжец », 1963 год, оба — режиссёр Джон Шлезингер ) .
Очень скоро Британская новая волна исчезла в определённой степени из-за своей популярности. Её изобразительные методы стали копировать крупные производители кино. Кроме того, зрители достаточно быстро насытились мрачностью социального реализма и вновь требовать фильмов развлекательных, «лёгких». Британская новая волна существовала недолго, её творческое наследие составляет не более двух десятков фильмов. Однако кинокритик Леонид Александровский отзывается о нём чрезвычайно высоко :
Англичане за одно десятилетие выработали такое количество чистой кинематографической породы, что её освоение во многом продолжается и по сей день.<…> Путь британского кино 60-х можно легко сравнить со стилистической одиссеей The Beatles . Если «В субботу вечером, в воскресенье утром» — это, допустим, « Please Please Me », то « Представление » и « » — уже настоящий « Сержант Пеппер ».
(в алфавитном порядке заглавных букв фамилий на английском языке)
(в возрастающем порядке года выхода)
|
|