Interested Article - Свободное кино

«Свободное кино» ( англ. Free Cinema ) — движение в документальном кинематографе Великобритании, сформировавшееся к середине 1950-х годов. Название отражает стремление участников движения создавать фильмы вне рамок коммерческой киноиндустрии, использовать экспериментальные подходы и обращаться к социальной проблематике.

История и характеристики

Начало движению было положено в 1956 году, когда четыре молодых режиссёра — Линдсей Андерсон , Карел Рейш , Тони Ричардсон и , испытывавшие трудности с прокатом, решили объединить усилия и устроить совместный показ своих работ. Хотя все ленты были созданы независимо, у них было много общего, поэтому было решено выпустить совместный манифест, в котором излагались идеи, положенные в основу показа. Термин «Свободное кино» был придуман Андерсоном. Благодаря этой подготовительной деятельности кинопрограмма, продемонстрированная 5—8 февраля 1956 года в Национальном кинотеатре в Лондоне, привлекла внимание прессы и имела успех у зрителей. В следующие три года прошло ещё пять показов.

Движение «Свободное кино» положило начало новому подходу к созданию документальных фильмов, резко порвав с доминировавшей традицией. Молодые режиссёры объявили своей целью обращение к повседневности, к показу будней простых людей из рабочего класса в противоположность мейнстриму с его классовыми стереотипами. В то же время они выражали веру в право режиссёра на выражение своих личных взглядов, утверждая, что «ни один фильм не может быть слишком личным». Другим фактором, объединявшим ленты, выпущенные в рамках движения, была их независимость от киноиндустрии, что обусловило необходимость работать с простейшей техникой (обычно 16-мм камеры) и зачастую на голом энтузиазме. Финансовую поддержку созданию шести фильмов оказал Фонд экспериментального кино при Британском киноинституте , ещё несколько проектов спонсировала компания Ford Motor Company . Общие стилистические черты фильмов движения включают небольшую длительность, чёрно-белую плёнку и ручные камеры, почти полное отсутствие закадрового комментария, импрессионистский подход к использованию звука и монтажа. Эта эстетика обуславливалась не только наличными техническими возможностями и ограниченностью финансирования, но и стремлением выйти за пределы студии, на улицы современной Британии.

Появление движения тесно связано с общим состоянием культуры в Великобритании, в частности с возникновением литературного направления , известного как « Рассерженные молодые люди ». Хотя последний показ в рамках «Свободного кино» состоялся в марте 1959 года и формально оно прекратило своё существование, принципы, положенные в его основу, оказали глубокое влияние на эстетику британской новой волны . С этим новым направлением связывают последующее творчество основных действующих лиц «Свободного кино»: Тони Ричардсона (ленты « Оглянись во гневе », « Вкус мёда », « Одиночество бегуна на длинные дистанции »), Карела Рейша (« В субботу вечером, в воскресенье утром »), Линдсея Андерсона (« Такова спортивная жизнь », « Если... »), а также Джона Шлезингера Такого рода любовь ») и Джека Клейтона Путь наверх »).

Показы

Всего состоялось шесть показов, программы трёх из которых были собственно британскими, а ещё три были составлены из отобранных участниками движения работ зарубежных авторов:

Свободное кино (5—8 февраля 1956)
Свободное кино 2 (9—12 сентября 1956)
Свободное кино 3. Взгляд на Британию (25—29 мая 1957)
Свободное кино 4. Польские голоса (3—6 сентября 1958)
  • Дом ( Dom , реж. Ян Леница , Польша, 1958, 12 мин.)
  • Два человека и шкаф ( Two Men and a Wardrobe , реж. Роман Полански , Польша, 1957, 15 мин.)
  • Там, где дьявол говорит: „Доброй ночи!“ ( Where the Devil Says Good-night , реж. Казимеж Карабаш , Польша, 1956, 11 мин.)
  • Параграф ноль ( Paragraph Zero , реж. Влодимеж Боровик, Польша, 1956, 17 мин.)
  • Дом старух ( House of Old Women , реж. Ян Ломницки, Польша, 1957, 9 мин.)
  • Однажды ( Once upon a Time , реж. Валериан Боровчик , Польша, 1957, 9 мин.)
Свободное кино 5. Французское обновление (7—9 сентября 1958)
Свободное кино 6. Последнее свободное кино (18—22 марта 1959)
  • Мы — парни из Ламбета ( We Are the Lambeth Boys , реж. Карел Рейш, Великобритания, 1959, 52 мин.)
  • Машинисты ( Enginemen , реж. , Великобритания, 1957, 21 мин.)
  • Убежище Англия ( Refuge England , реж. , Великобритания, 1959, 27 мин.)
  • Еда для румянца ( Food for a Blush , реж. Элизабет Расселл, Великобритания, 1955, 30 мин.)

Другие работы в стилистике движения

Кроме тех фильмов, которые попали в официальную программу показов «Свободного кино», к движению примыкает ряд документальных работ, снятых в 1950-х — начале 1960-х годов:

  • Дети четверга ( Thursday's Children , реж. Линдсей Андерсон , Великобритания, 1954, 22 мин.)
  • Одна картошка, две картошки ( One Potato, Two Potato , реж. Лесли Дайкен, Великобритания, 1957, 21 мин.)
  • Марш на Олдермастон ( March to Aldermaston , Великобритания, 1959, 33 мин.)
  • Конечная станция ( Terminus , реж. Джон Шлезингер , Великобритания, 1961, 33 мин.)
  • Исчезающая улица ( The Vanishing Street , реж. , Великобритания, 1962, 18 мин.)
  • Завтрашняя суббота ( Tomorrow's Saturday , реж. , Великобритания, 1962, 18 мин.)
  • Празднество ( Gala Day , реж. Джон Ирвин , Великобритания, 1963, 26 мин.)
  • Субботние люди ( Saturday Men , реж. Джон Флетчер, Великобритания, 1963, 29 мин.)

Ссылки

  • Dupin C. (англ.) . BFI Screenonline . British Film Institute. Дата обращения: 2 сентября 2014.
  • Dupin C. (англ.) . BFI Screenonline . British Film Institute. Дата обращения: 2 сентября 2014.
  • (англ.) . British Film Institute. Дата обращения: 2 сентября 2014.
  • Armstrong R. (англ.) . Senses of Cinema (май 2006). Дата обращения: 2 сентября 2014.
  • (англ.) . BFI Screenonline . British Film Institute. Дата обращения: 2 сентября 2014.
Источник —

Same as Свободное кино