Interested Article - Cin?ma du Look
- 2021-02-01
- 1
Cinéma du look (с фр. — «кинематограф внешнего вида»; «кинематограф стиля») — французское кинематографическое движение 1980-х—1990-х годов. Известно также под названием необарокко. Фильмы этого направления характеризует пышный видеоряд, зрелищность, бурные страсти, динамика сюжета, что присуще эстетике барокко . Кинорежиссёры, работающие в этом направлении, предпочитали стиль содержанию и зрелищность повествованию. Отсутствовала политизированность, характерная для некоторых представителей «новой волны» .
Возникновение термина связано со статьёй французского критика , опубликованной в мае 1989 года. Он первым связал возникновение данного направления с творчеством трёх режиссёров, которые дебютировали на большом экране в 1981—1984 годах: Жан-Жак Бенекс , Люк Бессон и Леос Каракс . Его начала также усматривают в различных предшествующих течениях и работах других режиссёров. Несмотря на то, что активная фаза существования необарокко была завершена довольно быстро, его влияние ощущается как в творчестве ведущих представителей, так и в фильмографии других режиссёров.
История
Появление термина связано со статьёй французского критика Рафаэля Бассана «Три французских художника необарокко» (фр. Trois néobaroques français), опубликованной в журнале в мае 1989 года . В это время направление утратило актуальность, так как практически сошло на нет. Бассан акцентировал внимание на трёх режиссёрах: Жан-Жаке Бенексе, Люке Бессоне и Леосе Караксе, охарактеризовав их кинематографическое видение как имеющее оригинальный «взгляд» ( le look ). После того, как статья появилась в печати, за движением закрепилось название Cinéma du look, что можно перевести как «кинематограф внешнего вида» или «кинематограф стиля» . С учётом зрелищности, аудивизуальной пышности и красочности составляющей фильмов, их стали также относить к необарокко. По французским инициалам фамилий указанных режиссёров критики стали обозначать их аббревиатурой BBC ( Beinex—Besson—Carax ), зачастую такая отсылка подаётся шутливо, иронически . Однако движение не исчерпывается только этими тремя именами . Действие картин часто происходило среди представителей маргинальных групп, андеграундных и урбанистических субкультур, сопровождалось показом болезненных отношений между главными героями. Стилистика фильмов выстраивалась таким образом, что на первый план выходили не сюжет и глубина содержания, а яркая зрелищность, визуальный ряд образов и «бунтарский вопль разочарованной молодёжи» .
Часть сцен, характеризующих данное направление, приближена по стилистике к ритму и эстетике клипов, рекламных роликов, что связывают с работой режиссёров в этой области . По характеристике киноведа Йена Смита, «их фильмы, черпавшие вдохновение в зарождавшемся и набиравшем популярность жанре видео‑клипов, дерзко смешивали музыкальные направления от оперы до классики и электропопа и шли вразрез с современными течениями французского кино. В фильмах, упивающихся подпольной жизнью города, ощущается экзистенциальная тоска, присущая поэтическому реализму 1930‑х» .
Режиссёры французской новой волны — в первую очередь Жан-Люк Годар , Франсуа Трюффо , Ален Рене , Клод Шаброль . Кроме того, это относится также к некоторым работам ведущих мастеров Нового Голливуда — Стивена Спилберга , Мартина Скорсезе , Фрэнсиса Форда Копполы , также оказавших влияние на творчество кинорежиссёров данного направления. В большей или меньшей мере источником вдохновения называют также фильмы 1970-х—1980-х годов Бертрана Блие (« Вальсирующие »), Жака Дуайона (« Пиратка »), Барбе Шрёдера (« Хозяйка »), Анджея Жулавского « Одержимая », Райнера Вернера Фассбиндера и Питера Гринуэя . Показателен в этом отношение фильм « Барокко » Андре Тешине , который, по словам режиссёра, отмечен стремлением к «воображению и зрелищности» .
Критики отмечают, что возникновение фильмов, снятых в данной стилистике, было вызвано рядом факторов, проявившихся в общественной и культурной жизни Франции — ( холодная война , правление Франсуа Миттерана , постструктурализм , постпанк , открытие ВИЧ - СПИДа ): «Необарокко становится новым выбором кинематографа в попытке обновления. Период первой половины восьмидесятых годов наиболее чётко свидетельствует о приходе новой плеяды режиссёров и широком распространении барочной эстетики» .
Бенекс дебютировал фильмом « Дива », снятым в этой стилистике и вышедшим на экраны в 1981 году, который, несмотря на отрицательную критику французских рецензентов, был отмечен рядом международных призов. Он получился настолько отличным от работ в жанре триллера, к которому относился по внешним признакам, что продюсеры даже подумывали не выпускать его в прокат, предвидя зрительский провал. Именно с этой работой некоторые критики связывают оформление принципов движения . Ещё дальше режиссёр пошёл в своей следующей картине — « Луна в сточной канаве », отмеченной яркими визуальными образами из мира рекламы и живописными картинами «городского дна» .
В 1986 году на экраны вышла картина Бенекса « 37,2 по утрам », получившая наибольший зрительский успех среди фильмографии режиссёра. Она отмечена более уравновешенной стилистикой и повествует о тяжёлых, «болезненных» отношениях на грани безумия. Две его следующие работы — «Розалина и её львы» ( Roselyne et les lions; 1989) и «Остров мастодонтов» ( IP5: L'île aux pachydermes; 1992) — рассматриваются как продолжение идей Cinéma du look , имеющих меньший резонанс. После этого в творчестве режиссёра наступил перерыв. Он снял два документальных фильма , затем занимал пост президента Ассоциации писателей, режиссёров и продюсеров, работал на телевидении, занимался продюсированием. Вернулся к игровому кино только с фильмом «Приключения трупа» ( Mortel Transfert ; 2001) . Российский киновед Андрей Плахов выделил наиболее характерные для Бенекса черты необарочного периода:
В современном круговороте массовых образов мы начинаем верить в несуществующие, лишённые содержания вещи и наслаждаемся ими тем больше, чем менее они реальны. Стиль, таким образом, становится метафизикой нашего бытия, способом существования в вымышленном мире-образе. Герои Бенекса населяют вселенную воображения, в которой значимо все — цвета, покрой одежды, интерьеры, марки машин, афиши, звучащие музыкальные фрагменты и даже способы, которыми убивают себе подобных .
Отдал дань необарочной стилистике Люк Бессон, что особенно прослеживается в его ранних работах, созданных в 1980-е годы (« Последняя битва », « Подземка »). Однако, по мнению исследователей, и в более поздних работах, снятых в коммерческом ключе, разбросаны элементы, характерные для Cinéma du look: «Да, Бессон достаточно быстро ушёл в откровенную коммерцию, но почти в каждом фильме сохранял верность необарочной избыточности, будь то откровенно маргинальные персонажи „ Никиты “ и „ Леона “, поражающие своей вычурностью костюмы от Готье в „ Пятом элементе “ или ядовитая палитра „ Люси “» .
Ещё одним из основных представителей необарокко называют Леоса Каракса, однако сам он не склонен был причислять себя к какой-либо группе . К необарочному периоду его творчества прежде всего относят так называемую «трилогию Алекса» (1984—1991): « Парень встречает девушку », « Дурная кровь » и « Любовники с Нового моста ». Несмотря на то, что позже он прекратил снимать кино почти на десятилетие, отголоски течения можно найти и в его последующих картинах — (« Пола Икс », « Корпорация „Святые моторы“ », « Аннет ») . Помимо Каракса, Бессон и Бенекс также не приветствовали причисление фильмов, созданных в 80-х, как иллюстрацию направления Cinéma du Look и с каждым новым фильмом сознательно меняли темы, стиль и формы картин, избегая однообразия и бросая вызов критикам и зрительской аудитории .
Из других режиссёров отдали дань необарокко в 1980—1990-е годы Питер Дель Монте («Приглашение в путешествие»), («Игра теней»), Бертран Артуй («Том и Лола») .
По мнению киноведов, несмотря на то, что с начала 1990-х годов картины в данной стилистике перестают снимать, продолжение необарочных традиций в той или иной мере просматривается в творчестве таких разноплановых режиссёров как Жан-Пьер Жёне , Марк Каро , Франсуа Озон , Гаспар Ноэ , Бруно Дюмон . Необарокко оказало влияние и на работы кинематографистов, работающих за пределами Франции. Сцены и образы этого стиля появляются в творчестве Майкла Манна , немецких фильмах с элементами триллера (например, « Беги, Лола, беги » Тома Тыквера ) . Продолжение стилистики Cinéma du look выражено в работах Сержа Бозона , Яна Гонсалеса и Бертрана Мандико .
Примечания
- .
- ↑ , с. 177.
- ↑ , с. 78.
- ↑ Станислав Луговой. . Искусство кино (25 августа 2021). Дата обращения: 1 ноября 2021. 1 ноября 2021 года.
- ↑ (англ.) . IMDb.com . Дата обращения: 18 ноября 2021. 18 ноября 2021 года.
- , с. 232.
- Patricia Allmer. (англ.) . University of Nottingham . Дата обращения: 18 ноября 2021. 18 ноября 2021 года.
- , с. 28.
- ↑ АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ. . www.kommersant.ru (10 октября 1996). Дата обращения: 3 ноября 2021. 3 ноября 2021 года.
- , с. 229, 232.
Литература
- Виноградов, Владимир; Виноградов Кирилл. Кинематограф Франции 1990—2000-х // На рубеже веков. — М. : Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова, 2015. — С. 219—312. — 585 с. — ISBN 978-5-87149-187-4 .
- Смит, Йен Хейдн. Необарокко // Главное в истории кино. Фильмы, жанры, приёмы, направления = The Short Story of Film. A Pocket Guide to Key Genres, Films, Techniques and Movements / Пер. с англ. М. Захарова; науч. ред. Т. Круговых. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2021. — С. 177. — 224 с. — ISBN 978-5-00169-396-3 .
- Царапкина, Татьяна. / Сост. Черненко М. М. . — М. : Материк, 2002. — С. —79. — ISBN 5-85646-077-4 .
- Царапкина, Татьяна. В одиночном плавании по «новой новой волне»: от Жан-Жака Бенекса до Франсуа Озона и Доминика Молля. — М. : Канон+, 2012. — 288 с. — ISBN 978-5-88373-277-4 .
- Raphaël Bassan. Trois néobaroques français (фр.) // La Revue du Cinéma. — 1989. — Mai ( n o 449 ). — P. 45—53.
Ссылки
- . homsk . 1 ноября 2021 года.
- 2021-02-01
- 1